Так оно и оказалось. Вначале, конечно, объёмы добываемых ресурсов в описываемых местах были мизерными. Люди собирали самородное серебро в пределах Кандалакшского залива, ещё вывозили отсюда слюду, пытались разрабатывать железную руду, получали соль из морской воды. Всего понемногу, в общем.
Подавляющее число разработок обычно находилось близ почтового тракта Кандалакша — Кола. Во внутренние районы хорошо изученных ныне Хибин добытчики минералов как-то и не лезли. Лишь в конце ХIХ столетия означенный регион стал объектом пристального внимания властей.
Однако настоящий прорыв в деле изучения природных богатств Кольского полуострова случился после Октябрьской революции. Произошло это благодаря усилиям выдающегося геохимика Александра Евгеньевича Ферсмана. Он руководил научно-техническим отделом Совета народного хозяйства ещё в РСФСР (до образования СССР) и был участником первой советской экспедиции в Хибины.
Эта экспедиция состоялась в трудном 1920 году. По воспоминаниям академика Ферсмана, ехать из Петрограда до Хибин пришлось на нескольких паровозах аж десять дней! В пути приходилось частенько стоять и готовить пищу прямо возле рельсов.
Однако, несмотря на трудности, эта экспедиция явилась довольно удачной. Через три года, то есть в 1923 году (используя сведения экспедиции 1920 года), на хибинском плато Расвумчорр удалось обнаружить апатитовые глыбы (руды). Это означало, что теперь у молодого советского государства появился ещё один огромный источник для получения алюминиевого сырья.
Помимо этого, в Хибинах и на Кольском полуострове удалось обнаружить медно-никелевые руды, железные руды (самые древние на Земле, кстати), огромные запасы слюды, а также и менее известные до этого флогопит, вермикулит, мусковит и ещё много чего другого.
В 1930 году с подачи всё того же Ферсмана в Хибинах организовывается горная минералогическая станция «Тиетта». На её базе затем появится Кольский филиал Академии наук СССР.
Места, о которых идёт речь, стали преподносить приятные сюрпризы. В первую очередь, минералогические. Например, в 20-е годы ХХ столетия тут обнаружили 7 новых минералов.
С улучшением качества аппаратуры и научной базы увеличилось и количество вновь открываемых минералов. Например, в 80-х годах ХХ века только за два года удалось обнаружить 31 минерал.
Вероятно, это предопределило создание в Кольском филиале Академии Наук Геологического института. Ныне это — старейшее заведение филиала. В Геологическом институте хранится эталонная коллекция местных минералов. Поэтому сюда периодически наведываются гости из других стран.
Названия открытых на Кольском полуострове минералов — это отдельная история. Например — ферсманит. Это понятно, так увековечили академика Ферсмана. Мурманит, имандрит, хибинскит — это тоже понятно, называли минералы по месту их нахождения. В честь великих наших соотечественников появились ломоносовит, келдышит, чкаловит, комаровит.
В 1961 году появился гагаринит. Угадайте, отчего так назван?
В общем, запасов ценных природных ресурсов на Кольском полуострове — хоть отбавляй. Не зря же его иногда называют минералогическим «раем»…
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...