Далее прошли через очень живописную окраину леса к сельскому приходскому кладбищу, где хоронили почти до середины ХХ века.
Здесь поставлен новый крест (ибо старый сгнил) на могиле самоедского старшины — «самоедина Григория Тайбарея». Ненцев тогда называли самоедами.
Затем видели памятник на могиле пустозерского писаря Петра Иванова (1913 г.) — грамотные люди были редки и пользовались большим почетом, у каждого волостного старшины был писарь, и от него зависело решение многих важных дел. Благодарные жители поставили этому писарю еще отдельный памятник, где перечислили его награды: был награжден и золотой, и серебряной, и бронзовой медалями.
На территории Историко-культурного и ландшафтного заповедника постоянно проводятся различные работы по сохранению оставшихся на захоронениях памятников и по их обновлению.
В этом году Пустозерску исполнилось 520 лет, в честь этого события здесь были построены оригинальные символические ворота, открытие которых произошло за несколько дней до нашей поездки, 14 сентября.
Ворота будут стартовым началом экологического маршрута «Большая пустозерская тропа», длиной около 10 км. Тропа будет знакомить туристов с интересной природой Большого и Малого реликтовых боров, с поминальными крестами на месте сожжения протопопа Аввакума с подвижниками, с храмами.
Мы с удовольствием осмотрели эти ворота, сделаны они красиво, добротно, несколько раз прошли через них.
И вот последний этап нашего путешествия, идем к деревянным постройкам с небольшими церковными куполами — часовням. Здесь нас ждало удивление — появились эти часовни в 2012 году, благодаря усилиям одного человека.
Мемориальная доска сообщает, что построены часовни в память пострадавших за веру на средства предпринимателя-мецената Вальтера Вальтеровича Фота (1956−2018 гг.).
Удивительный он человек! Родился в небольшой деревне Усть-Цилемского района Коми республики, где особенно много было приверженцев старой веры, отец был из ссыльных немцев Поволжья, мать коренная староверка. Его с детства приучили к посту и молитве, и уважение к вере своих предков он пронес через всю жизнь. Вальтер Фот являлся одним из светских лидеров Старообрядческой Поморской церкви. Был почетным председателем Культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума.
Большая часовня, с двумя куполами, является действующей староверческой церковью, сюда приезжают староверы из Нарьян-Мара, окрестных деревень, и даже из Усть-Цильмы (Коми республика), проходят службы по разным религиозным праздникам.
Внутри есть несколько старинных икон, металлических и на дереве, памятная доска о казни протопопа Аввакума и его товарищей. Для молящихся, как и положено в староверских церквях, поставлены скамейки. Староверские церкви не блещут роскошью и ярким убранством, там главным является молитва.
Вторая часовня в настоящее время используется как трапезная. Там есть печка-буржуйка, стоят большой стол и скамейки. Мы были уже уставшими, потому нас приятно удивило, что к нашему приходу один из мотористов протопил печку, в доме было тепло, мы там отдохнули и пообедали своими припасами.
Затем отправились к поминальному кресту, установленному на предполагаемом месте сожжения старообрядцев. Крест этот тоже недавно восстановлен. Первый крест был здесь поставлен в 1991 году, но за 30 лет пришел в плачевное состояние и год назад упал. Потому было принято решение поставить новый крест с колоколом.
Работы были выполнены при участии Культурно-паломнического центра им. протопопа Аввакума, мастерами из Усть-Цилемского района. По зимнему пути крест высотой в 5 метров в разобранном виде был доставлен в Пустозерск. На месте установки был заложен фундамент в виде сруба, в память о сожженных. Установили новый крест 22 августа этого года, совсем недавно. Мы, конечно, осмотрели крест и даже позвонили в колокол.
Рядом стоит еще один крест, но его назначения не смогли нам объяснить. По сути, как правильно заметила экскурсовод, точное место сожжения установить спустя 3,5 столетия практически трудно, если сказать — невозможно, потому стоят кресты лишь предположительно на месте казни.
А наш путь идет вдоль берега Городецкого озера к памятнику-стелле в честь исчезнувшего города. Памятник установлен в 1964 году по инициативе археографа, доктора филологических наук Малышева Владимира Ивановича, исследователя жизни и творчества Аввакума. Автор памятника —
Памятник установлен на холме, от него красивый вид на озеро. В отдалении кое-где видны сохранившиеся могилы с крестами последних лет существования Пустозерска.
А чуть ниже стеллы Пустозерску стоят три современных гранитных обелиска пустозерцам, погибшим при защите Родины. Судя по цветам и ухоженности многих захоронений, которые мы видели, бывшие пустозерцы и их родственники навещают эти места.
Ну вот и подошла к концу наша экскурсия по земле исчезнувшего города. Мы были очень довольны увиденным, не жалели, что поехали. Тем более, погода нам благоволила, было сухо, хотя и прохладно.
От памятника вдоль озера метров 500−600 идем к реке. Снова нас мужчины перетаскивают в лодки. Обратный путь проделали быстрее, не застревали на мелях и чуть больше чем через час причалили там же, откуда вышли в поход. Погода к этому времени испортилась, начался мелкий нудный дождь и похолодало. Наши мотористы, пока мы совершали экскурсию, наловили много озерной рыбы и подарили всем женщинам по достаточно большой щуке! И мы были им и нашему экскурсоводу очень благодарны.
Жаль, что Пустозерск все-таки трудно доступен для обычного туриста. Но с другой стороны, меньше туристов — легче сохранить уникальную природу и памятники.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...