«Свинья везде грязь найдет».
«Наряди свинью в серьги, а она — в навоз».
«Где прошла свинья, там об угол и почесалась».
(народная мудрость)
«Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице, —
ясно, это плохо очень
Для ребячьей кожицы…
…Помни это каждый сын.
Знай любой ребенок:
Вырастет из сына свин,
Если сын — свиненок».
(В. Маяковский)
Приверженность свиней валяться в лужах всегда производила на людей отталкивающее впечатление. Вид валяющихся в грязи алкашей и породил выражение «пьяный как свинья». Однако для самих свиней такое поведение (как и привычка тереться об заборы) — не свидетельство нечистоплотности, а наоборот — исключительно гигиеническая процедура. Дело в том, что на теле этих животных фактически нет потовых желез. И то, что вредно «для ребячьей кожицы», для кожицы свинячьей — жизненная необходимость. Таким образом достигается необходимое увлажнение и охлаждение.
В местах обитания диких кабанов обязательно есть «купальни» — ямы, заполненные водой. Если же таковых не наблюдается, сойдет любое влажное место, пусть даже грязь. В остальном свиньи — вполне чистоплотные животные. Если размеры вольера позволяют, хрюшка ни за что не ляжет в отходы или отбросы. При наличии чистых мест для купания свинья о грязи даже и не помыслит.
Об этом хорошо знал даже первый секретарь ЦК ВЛКСМ В. Семичастный, который на Пленуме 1958 г. провел четкое различие между поэтом Б. Пастернаком и… свиньей: «…Если сравнить Пастернака со свиньей, то свинья не сделает того, что он сделал… Он нагадил там, где ел, нагадил тем, чьими трудами он живет и дышит…». В свиньях секретарь ЦК комсомола, видимо, разбирался лучше, чем в литературе.
Не секрет, что чистеньких розовых поросят нередко сравнивают с младенцами в самом что ни на есть положительном смысле.
Но не дай вам Бог (даже самым ласковым тоном) назвать «поросеночком» ребенка правоверного иудея или мусульманина. Это страшное оскорбление! И в иудаизме, и в исламе свинья — животное нечистое. Мясо свиньи евреи называют трефным (запретным) в противовес кошерному. По строгим иудейским предписаниям кошерное животное должно отрыгивать жвачку и иметь раздвоенное копыто. Свинья, как видите, проигрывает по одной из статей.
Недаром в притче о блудном сыне глубина его нравственного падения усиливается тем, что ему пришлось в чужих краях наниматься на презренную для еврея работу — пасти свиней. Для Христа свиньи также символ нечистого — возьмем хотя бы его выражение «не мечите жемчуг перед свиньями» или переселение бесов из тела одержимого в стадо свиней, тут же бросившееся с обрыва. Исследователи до сих пор спорят, чье это могло быть стадо. Одни говорят, что скорее всего это стадо иноверцев-язычников. Другие утверждают, что это было стадо, разводимое исключительно для продажи оккупантам-римлянам.
В 1962 году в Израиле даже был издан закон, запрещающий разведение свиней в местах проживания иудеев и мусульман. Но… бизнес есть бизнес, и некоторые кибуцы (израильские коммуны) трефную животинку таки разводили, на продажу, конечно. При этом были использованы воистину фарисейские хитрости. Например, чтобы свиньи не попирали ногами Святую землю, сооружались специальные деревянные помосты на 10−20 см над этой самой землей. А в бухгалтерских книгах хрюшек именовали то овцами, то коровами.
Если раньше «нечистую» свинину производили только на продажу, то сейчас в Израиле есть уже сотни некошерных ресторанов. Правоверные иудеи, естественно, этим возмущены и связывают рост числа «свиноедов» с эмигрантами, которых сегодня мало волнует святость той земли, куда они едут.
Мусульмане в отношении свиней настроены еще более радикально. По шариату свиней нельзя не только есть, но и разводить на продажу. В своде законов ханифитского толка ортодоксального ислама сказано: «Продажа свинины незаконна. Пророк запретил употребление ее в пищу. Он запретил и продажу ее, или покупку съестного на вырученные за нее деньги. Свинья не составляет имущества мусульман». Мало того — даже прикосновение к свинье может осквернить мусульманина.
Такой неприязнью нередко пользовались другие. Например, в XIV веке венецианцы выкрали у турок ковчег с мощами евангелиста Марка и вывезли, спрятав реликвию среди свиных туш. А бойцы еврейских отрядов «Хагана» в 1930 — 40-х годах заворачивали убитых арабов в свиные шкуры, лишая таким образом своих врагов шанса попасть в рай.
В прессе даже проскакивали известия, что израильской полиции предлагали развесить в салоне автобусов пакеты со свиным салом для отпугивания арабских террористов. А раввин Моше Фишер даже вынес постановление о кошерности данной превентивной меры, исходя из религиозного принципа «пикуах нефеш» — заповеди, в соответствии с которой ради спасения жизни людей отменяются все остальные религиозные установки. О дальнейшей судьбе этой «антитеррористической акции» мне узнать ничего не удалось.
Свиньи служат постоянной причиной раздоров и в Индонезии, где 80% населения исповедуют ислам. Так на острове Калимантан постоянно происходят массовые миграции диких бородатых свиней. Местные аборигены — язычники даяки — подстерегают их во время переправы через реку и колют копьями. И вот в 1954 г., живущие ниже по течению мусульмане объявили даякам настоящую войну за то, что те оскверняют воду. Да и не так давно, в 2004 г., в той же Индонезии группа вооруженных мусульман при полном невмешательстве местной полиции атаковала несколько христианских свиноферм в провинции Сулавеси, зарубив 20 свиней. Исламский лидер Абдул Хазис заявил: «Свинофермы дурно пахнут, и это оскорбительно, особенно в священный месяц Рамадан».
Насчет того, откуда пошли традиции неприятия свинины, существует несколько гипотез.
1. Свинья — символ земледельцев, а иудеи и арабы изначально были кочевниками-скотоводами. Недаром в Библии злой брат Каин — пахарь, а добрый Авель — скотовод.
2. Мясо свиней жирное, тяжелое, богатое холестерином, да и в засушливых жарких районах очень быстро портится.
3. Через мясо свиньи легко заразиться трихинеллезом (разновидностью глистного заболевания). Некоторые исследователи предполагают, что именно эта болезнь (а не Сальери) свела в могилу Моцарта после того, как он отведал свиных отбивных (об этом упоминается в письмах композитора незадолго до того, как его сразил смертельный недуг).
Ну и… не так давно в СМИ промелькнула история про то, что в Турции отменили показ диснеевского сериала про Винни-Пуха. Причиной этого стал ни в чем неповинный Пятачок, который, при всем его очаровании, все же является в глазах мусульманина нечистой свиньей.
Сергей Курий, продолжение столь же блестяще. Замечательное исследование.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Надежда Приходько,
Спасибо!
0 Ответить
Очень информативно. Лично я, хоть и не мусульманин, свинину не люблю.
Насколько мне известно, у свиней и нас очень похожее строение внутренних органов, поэтому свиньи годятся в доноры даже лучше наших братьев - обезьян.
Вообще, когда говорят о свиньях, мне вспоминается "Ферма животных" Оруэлла - именно свиньи были там самыми умными и главными ))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Максим Котов,
Будет дальше и об уме и об органах. А Оруэлл в свиньях разбирался, как и многие англичане. Вспомним хотя бы цикл Вудхауза о Бландинге.
0 Ответить
Сергей Курий, Если поженятся мусульманин и индуска - бедные их дети, только курятину и будут видеть ...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях,
Если оба правоверные, такой брак трудно представить.
0 Ответить
Сергей Курий, свининка считается тяжелой пищей, в жарком климате не особенно идет. Тем более есть этнические особенности организма, например: чукчи не переваривают молоко, но могут есть много мяса. Возможно, печень худосочных арабов тоже не в состоянии перенести свининку.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях,
У нас в институте не шибко правоверные узбеки сало ели без затей и экивоков. Жалоб не поступало. Глобализация, однако.
0 Ответить
Сергей Курий, А продолжение будет или это последняя статья?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Аркадий Голод,
А то!
Вот Вот и Вот
0 Ответить
Ну и хорошо, что не едят свинину. А то если бы стали -- на всех свиней не напасёшься!
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий,
А ведь есть такие вдохновляющие стишки.
читать дальше →
0 Ответить
Сергей Курий, а я не падальщик, я хищник.
Свежего парного мясца, в холодильнике не лежавшего поперёк волокон биточками нашинковать, отбить со специями, в муку и обжарить
А шкварки! А буженинка! Когда сальцо из коптильни аж прозрачное! М-м-м-м-м-м...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий,
Та я ж українець, я розумію і підтримую.
0 Ответить
Ксения Печий, да вы, сударыня, знаете в этом толк!!! Шкварки сто лет не ел - воспоминания из детства, как и домашняя кровяная колбаска. Бросился рецептик искать, и наткнулся - http://supercook.ru/zz410-4.html
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Курий, все равно свинина - это нежное и очень вкусное мясо, а также сало!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Черных,
Да хто ж сперечаеться?
0 Ответить
Дело именно в трихинеллёзе. Сейчас известен метод проверки свинины на трихины: рассматриваются ножки диафрагмы в поисках финок паразита.
Во времена Моисея и Магомета этого не знали, а скотоводы тем и отличаются от земледельцев, что нередко питаются вяленым мясом, не прошедшим термообработку.
Так что шансы заразиться у них были выше, чем у греков, немцев (в широком смысле слова, включая англичан, скандинавов и голландцев), славян или римлян, ставших этнической основой современных христианских народов. Те ели в основном отварное или поджаренное мясо.
0 Ответить
Гельмут Курцбах,
Трихинеллёз нашли, а традиция осталась.
0 Ответить