Однако я не о море, а о том, как туда можно попасть самостоятельно, не резервируя авиабилеты и не томясь сутками в туристических автобусах. Я — о личном транспорте, который, как показал мой личный опыт, прекрасно справляется с главной своей функцией средства передвижения и, что самое приятное, обладает массой плюсов по сравнению с другими видами перемещения в пространстве.
Плюсов этих много.
Самый главный — свобода передвижения. Еду — куда хочу, сколько хочу и как хочу. Увидел что-то интересное (а этого интересного будет — о-го-го!) — остановился. Подъехал ближе. Осмотрел. Обнюхал. Запечатлел, наконец, с разных ракурсов. И поехал далее.
Второе — платить нужно только за бензин и дороги. Да, автостраховка — само собой, но зато загружай багажа — сколько влезет (и пропустит таможня), забирай всю семью и не парься, что тебе нужно платить за дополнительный багаж и места.
Третье — в машинке-то, при случае, и заночевать можно. На стояночке, в кемпинге. Да Бог с ним, даже на обочине, на худой конец (хотя этот вариант и не для Европы). А самолёт или автобус выгрузят вас по месту прибытия и…
И опять — свобода передвижения. Надоело греть тыл в Истрии — давай в Далмацию. Приелся Дубровник — айда в Сплит.
Да, можно взять машинку и напрокат. Заплатить за аренду пару сотен евриков. И за бензин, само собой, коль не хватит изначального «полного бака». Плюс страховочка. Ощутимо.
А ведь ещё заблокируют счёт на карточке. Не весь — но сумму немалую. Да ещё поди привыкни за короткий отпуск к чужой машинке, коли ты не перегонщик или не водитель такси. Да в чужой стране. Да на узких улицах и при движении, как на Минской кольцевой. Короче, увольте — уж лучше на своей.
Итак, решено — едем на своей машине. С чего начать и что нужно предусмотреть?
Первое — просчитать маршрут. Есть такая замечательная штука — Google.maps. То бишь «карты Гугл». Построить маршрут там — пара пустяков. «Забиваем» в верхнее левое поле свой город, щёлкаем значок «построить маршрут», вносим конечную точку — и о чудо! Нам преподносят готовый маршрут на тарелочке с голубой каёмочкой.
Но Гугл — Гуглом, а в дорогу обязательно нужно взять навигатор со свежей версией Навителя либо I-Go, или, на худой конец, смартфончик с закачанной Maps.me. Без этих полезнейших вещей не то что невозможно доехать, но как-то удовольствие от поездки не то. Нужно постоянно сверяться с картами и напряжённо следить за дорогой, сверяя указатели с предполагаемым маршрутом. А уж в городе и вовсе беда: в Европе движение куда поплотнее, нежели в провинциях России либо Беларуси.
По моему опыту I-Go показался для Европы более приспособленным, а его напоминания вроде «Вы превышаете допустимую скорость» весьма своевременными и уместными.
Второе. Техсостояние машины. Проверьте всё. Да, в Европе всё чинят, но всё это стоит копейку. Да и сервисы не на каждом километре стоят. Особенно в горах. Замена масла, свежая резина, антифриз, стеклоомыватель, тормозная жидкость — короче, проверьте всё, что можно. Включая люфт в рулевом и тормоза. На высоте метров под тысячу над уровнем моря при крутых хорватских виражах вы не раз помянете добрым словом свою предусмотрительность. Ещё раз: тормоза, рулевое и резина должны быть в идеальном состоянии! Это аксиома. Ещё — ручник. Ибо парковка в хорватских прибрежных городках иногда весьма специфична, и машина ночь может стоять на уклоне градусов в тридцать…
Третье. Страховка на авто, или так называемая «зелёная карта». Обязательна. Без неё не пропустят ни шенген-страны, ни Хорватия. Лучше брать на месяц, ибо в полмесяца отдыха можно и не уложиться. Разница в цене будет не катастрофической.
Далее — виза. Идеальный вариант — многоразовый шенген. Тогда никаких дополнительных виз не понадобится. Хорватия в шенгене не состоит, но этот самый шенген очень уважает и пропускает по их визе всех желающих. Одноразовая виза не пойдёт — вам ведь ещё возвращаться. Можно добыть и хорватскую визу, но вот беда — на своём авто всё равно придётся ехать через страны шенгена, а значит, одной хорватской визой никак не обойтись.
Да, залейте полный бак до пересечении границы с Польшей, если едете через неё (а это оптимальный вариант для жителей Европейской части России). Чес-слово, даже «дешёвый» (для Европы) польский бензин (или дизтопливо) в евро с лишним бьёт по карману. Куда приятнее заправляться в России или Беларуси за половину этой цены. Кстати, даже в Восточной Европе нет понятия «92-й бензин». Только 95 и выше…
И наконец, комплектация авто — аптечка, знак аварийной остановки, светоотражающий жилет (надо, хотя все эти вещи, скорее всего, у вас и не спросят). Для детей до 12 лет — обязательно детское кресло или бустер. И ещё — таким деткам нельзя садиться на переднее сиденье, дабы в случае чего не убило подушкой безопасности.
Бустер вместо автокресла допускается для ребят старше 3-х лет, но главное правило — верхний ремень не должен проходить по горлу ребёнка. Хотя кто на это смотрит в той же Хорватии…
Что еще почитать по теме?
Как путешествовать по Европе на автомобиле? Правила дорожного движения
Как быстро получить шенгенскую визу?
Как создать навигационную карту?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...