Михаил Вайханский Дебютант

Как работает страхование на Западе и чему нам следует у них научиться?

Институт страхования в Российской Федерации по мировым меркам является достаточно юным, а сфера ОСАГО — и вовсе на стадии младенчества. Первая редакция Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» была принята в 2003 году и функционирует в России всего лишь 15 лет, претерпев за это время множество изменений — как позитивных, так и не очень.

Фото: Depositphotos

Необходимо признать — уровень страховой культуры в Российской Федерации крайне мал, так как множество необходимых элементов либо не работают, либо не доведены до ума. Взаимодействие страховщика и клиента — это тот камень преткновения, который не позволяет страхованию в России сдвинуться с мертвой точки.

Российские страховые компании, получив от клиента страховую премию, напрочь о нем забывают. И вспоминают лишь тогда, когда клиент обращается к ним по факту наступления страхового случая — с целью как можно скорее унять эту головную боль и отвязаться от нерадивого клиента с меньшими потерями для компании. В конечном итоге у клиентов возникает соответствующее отношение к страховщикам.

Как вырваться из данного порочного круга? Возможно, нашим страховщикам и законодателям следует взглянуть на зарубежный опыт страхования, на Западе, где оно функционирует уже около столетия, и очень даже эффективно!

п
Российские страховые компании вспоминают о клиенте, когда тот обращается к ним по факту наступления страхового случая
Фото: Depositphotos

В чем же секрет западных страховых компаний и чему нам стоит у них поучиться? Мы решили разобраться.

Страхование за рубежом — трепетное отношение к своим клиентам

Главный отличием страхования в России и на Западе является отношение страховых компаний к своим клиентам. Ведь люди доверили им защищать свое имущество, а может, и здоровье от различных внешних факторов!

Заключив с клиентом договор страхования, будь то ОСАГО, КАСКО или страхование жизни, страховая компания в Европе не забывает о своем клиенте на год, а в действительности заботится о его благополучии на протяжении срока страхования.

Клиенту выделяется личный страховой консультант, который доступен для связи 24 часа в сутки и который в любой момент готов помочь клиенту по любым вопросам. Консультант самостоятельно связывается с клиентом несколько раз в год, интересуется его благополучием и финансовым состоянием, узнает, необходима ли помощь в каждой из этих сфер, а также не произошли ли какие-либо изменения, которые могут повлиять на наступление страхового случая.

Также в Европе распространен порядок, при котором клиенту предоставляют временный автомобиль в аренду на безвозмездных условиях!

Безвозмездный временный автомобиль - забота страховой компании
Безвозмездный временный автомобиль — забота страховой компании
Фото: Depositphotos

Выше стоимость полиса — выше размер страхового покрытия!

Все описанные выше привилегии клиентов выражаются в значительной разнице стоимости страхового полиса в РФ и на Западе. Если в России средняя стоимость полиса ОСАГО составляет 5−7 тыс. рублей, то в Европе и США страховка обходится водителям от 700 до 2 000 евро в год!

Но не стоит сразу хвататься за голову и злорадствовать — доходы Европейцев значительно отличаются от наших. Например, во Франции и Германии средняя зарплата на 2018 год составляет около 300 000 рублей в месяц.

При этом, при значительной стоимости полиса ОСАГО в Европе, размер максимальной выплаты также достигает потолка — до 500 тыс. евро по одному событию! Сюда включаются и расходы на восстановление автомобиля, за причиненный вред здоровью, и даже моральный вред.

Особый подход к каждому клиенту в части стоимости страхового полиса

На Западе, даже при заключении договора ОСАГО с клиентом, страховая компания устанавливает строгие критерии, от которых зависит стоимость страхового полиса.

На стоимость полиса, например, влияет «возраст» автомобиля, его пробег, режим и территория его эксплуатации. Также у западных страховщиков предусмотрена система, в соответствии с которой стоимость страхового полиса варьируется в зависимости от пола, возраста и семейного положения водителя: молодой и холостой парень будет более предрасположен к ДТП, в то время как женатый мужчина средних лет будет вести себя на дороге осторожно и менее агрессивно.

В России постепенно вводят различные коэффициенты для водителей
В России постепенно вводят различные коэффициенты, зависящие от социального статуса водителей
Фото: Depositphotos

Возмещение вреда здоровью на Западе — бальзам на душу клиентов

Когда речь заходит о выплате возмещения за вред здоровью, страны Запада стоят впереди планеты всей!

Размеры выплат за причинение вреда жизни и здоровью достигают невообразимых масштабов — до двух миллионов евро за каждый случай!

Удивлены? Читайте дальше!

Если же в результате страхового случая потерпевшему был причинен серьезный вред здоровью, либо он приобрел инвалидность, страховая компания будет выплачивать ему страховое возмещения ежемесячно и пожизненно. Суммы таких выплат могут доходить до 50 тыс. евро каждый месяц!

Автомобиль без страховки — не автомобиль

Любой уважающий себя гражданин Европы знает, что водитель, который не приобрел полис ОСАГО — безответственен, и представляет угрозу для иных участников дорожного движения, так как в случае причинения вреда их имуществу или здоровью потерпевший рискует остаться без дальнейшей защиты. Поэтому обязанность страховать свой автомобиль закреплена у граждан Запада на сознательном уровне и стоит наравне с обязанностью оплачивать налоги и, например, уважать старшее поколение.

В Испании за езду без ОСАГО предусмотрен штраф в размере 1 500 евро. А в Германии и США за отсутствие страховки при определенных условиях водителя и вовсе могут посадить за решетку!

Как работает страхование на Западе и чему нам следует у них научиться?
Фото: Depositphotos

Согласитесь, все вышеназванное звучит действительно привлекательно и выглядит как утопичная система страхования, достичь которой нереально. Однако в странах Запада такой подход к страхованию реализован уже достаточно давно, и он полностью работает, формируя страховую культуру и солидарность как самих страховых компаний, так и их клиентов.

Возможна ли такая практика в России? Я считаю, что однозначно — да! Стоит лишь приложить усилия, пусть и немалые.

Обновлено 2.12.2018
Статья размещена на сайте 21.11.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: