«Странности» начинаются уже во время учебы: Верещагин становится профессиональным военным, заканчивая вначале Кадетский корпус для малолетних, а затем — Морской корпус, лучшим из курса, выпустившись мичманом.
Хотя, по его же воспоминаниям, военные порядки в Корпусе он «терпеть не мог». И, отмечая пользу неплохого общего образования, о спецпредметах, относившихся к собственно морскому делу, отзывался не очень лестно.
Да и со службы уволился… примерно через неделю после получения назначения, попросив об отставке уже на выпуске из Корпуса в пользу учебы в Академии художеств. Прервав обучение через три года (в Академию он все же вернется и диплом получит), уехал вначале на Кавказ, затем учиться в Париж, а затем снова на Кавказ.
Кавказ в это время — перманентная «горячая точка» Российской империи. Хотя период 1863−65 годов, когда там работает художник, вполне мирный, и это отражается в работах его Кавказской серии. Зато художника привлекают красота гор и красота людей. Василия Васильевича, прославившегося именно как баталист, интересовала отнюдь не только война…
После Кавказа он возвращается в Академию и, завершив обучение, уезжает в Туркестан в качестве художника. Примерно так изложено, например, в Википедии.
Все и было примерно так, хотя и не совсем. Или совсем не так…
Верещагин действительно непрерывно путешествует. Как сам он писал:
Много ездил, рано понял, что железные дороги и пароходы на то и созданы, чтобы ими пользоваться… Путешествие признаю великою школою — много видел и слышал и имею сказать много. Говорил, рисовал и писал с искренним намерением поведать другим то, что узнал сам.
Но на поездки нужны деньги. Верещагин, конечно, дворянин, но жизнь за границей недешёвая, а все средства принадлежат отцу, отнюдь не самому бедному помещику. Но отец не одобряет увлечения сына «художеством».
К тому же два брата Василия стали военными, один — чиновником, видным общественным деятелем, основоположником российского промышленного молочного производства и сыроварения, занимавшим должность консультанта Министерства земледелия.
В общем, все стали приличными людьми, и только один — художником… Кто ж мог тогда знать, что именно Василий станет гордостью России? Да и послужит ей не только кистью…
Но пока 1863 год, первая поездка — на Кавказ, где Василий рисует и ведет этнографические наблюдения. Побывал он, например, в Нагорном Карабахе. Бывает в селениях молокан, духоборов — представителей, скажем так, «альтернативных» религиозных течений.
Не странноват ли выбор для столичного художника — люди, находящиеся в оппозиции официальной церкви? Потенциальные очаги недовольства официальной политикой.
И собственно Карабах с его сложным этническим и религиозным по составу населением и бурной историей был выбором неоднозначным. Да и к Российской империи он был присоединен за менее полвека до того, да еще и в результате войны с Ираном.
Почему художник отправился именно туда? Только ли за впечатлениями и видами гор, собирая информацию, связанную с сельским хозяйством? Или еще и понаблюдать за обстановкой в потенциально неспокойных местах?
Вернемся чуть назад. В год выпуска Верещагина из Морского корпуса выходит императорский указ: приводить выпускников к присяге. Видимо, и Верещагин присягу принимает. В отставку он выходит «за болезнью» в звании прапорщика ластового экипажа, то есть береговой службы.
Об этом, об отставке Верещагина, мы еще скажем. А пока он едет в Париж. Как сказано в Википедии, «оставив Академию». Не знаю, как для кого, а для меня это звучит как «уход из Академии». Ну, а что такого? Бывало, известные художники уходили из учебных заведений, не доучившись.
На самом деле, из Академии он не уходит. Есть и версия, что этой поездке поспособствовало военное министерство, так что и экзамен для Василия перенесли. Но действительность прозаичнее.
Верещагин едет во Францию со своим педагогом
Но тут вроде бы у Верещагина обострилось давнее кожное заболевание, так что Василий в работе не участвует, а едет лечиться. И затем поступает учиться в Академию живописи французского художника Жерома.
Дело в том, что молодой Верещагин недостаточно владеет техникой живописи. В первой поездке на Кавказ он работает в основном карандашом и акварелью, маслом почти не пишет. И, видимо, во Франции он повышает квалификацию. Хотя его самобытность отмечают и там.
Но в России ждет работа. Василий снова едет на Кавказ, затем возвращается доучиваться в Париж и, наконец, в 1866, вернувшись в Россию, завершает обучение в Академии художеств.
Не слишком ли сложно? Но примерно так, постоянно путешествуя, знаменитый художник проведет всю жизнь! И тут начинается интересное…
Окончив учебу, Верещагин вскоре уезжает в Туркестан штатным художником при туркестанском генерал-губернаторе фон Кауфмане. Почему именно в Туркестан, в то время — зону военных действий?
А вскоре (1868 г.) отставной прапорщик Верещагин участвует в обороне Самарканда против войск Бухарского эмирата и получает орден Святого Георгия, которым награждали за личную храбрость. Уточним: это военный орден, причем офицерский. В Российской империи к таким формальностям относились серьезно.
Что ж, получается, отставной прапорщик все это время состоит на действительной службе?
Хотя конечно, Верещагин прежде всего — художник, о чем свидетельствуют Кавказская и Туркестанская серии работ. Да и нападение на Самарканд было, действительно, неожиданным, так что участие художника в военных действиях оказалось незапланированным. Но почему вдруг оказывается, что он все еще состоит на службе?
Вспомним, что юному Верещагину не нравились армейские порядки. Как-то так сложилась его жизнь, что строгие армейские порядки на него, человека гражданского, не распространялись, но с русской армией и с войной он оказался связан на всю жизнь.
А вот в 1869 году Верещагин уже действительно выходит в отставку, с чином коллежского регистратора. И… остается в распоряжении фон Кауфмана, который еще и помогает художнику организовать выставку в Петербурге.
Затем снова путешествует по Туркестану, уже по другим его областям. Туркестан — огромный край, охватывающий значительную часть Средней Азии.
Оказывается в Западном Китае, странным образом в период активного мятежа мусульманского населения против манчжур. Мятеж доходит до образования независимых от Китая государств. Китайские власти в это время заняты наведением порядка в других регионах, так что вскоре в подавление мятежа вмешается Россия.
Тут и помощь Китаю, и попытка предотвратить распространение волнений на подконтрольные России земли… И попытка аннексировать у Китая мятежные области. Ну, а почему нет? Раз уж войска туда все равно ввели, так не выводить же обратно…
Вот накануне всего этого Верещагин там и побывал. Его словно тянет туда, где неспокойно! Или не тянет, а отправляют?
За год до этого обострения ситуации, в 1870 году, Военное министерство… отправляет Верещагина в Мюнхен: работать над Туркестанской серией, издавать альбом литографий (насколько понимаю, за счет Военного министерства!), а заодно в 1873 году Верещагин организует выставку своих туркестанских работ в Лондоне.
Хотя как сказать — организует Верещагин… Предприятию содействует русский посол граф Брунов, по просьбе товарища министра иностранных дел
Вначале, в 1872 году, три картины Верещагина экспонируются на Всемирной выставке в Лондоне. А на следующий год там же проходит уже персональная выставка, произведшая оглушительное впечатление. Неспроста он представляет именно Туркестанскую серию. Европа, разумеется, знакома с Востоком. Но Верещагин показывает другую его сторону, не только парадную. Такого Востока широкая публика не знала!
Немало поспособствовал впечатлению и сам художник, лично оформлявший свои выставки.
- Так, он сам разрабатывает дизайн рам для картин. Например, для Туркестанской серии с орнаментом в восточном стиле. Позже он аналогично оформит Русскую серию.
- Больше того, помимо картин, он представляет предметы быта и иные этнографические экспонаты, да еще и играет музыкальное сопровождение.
Так выставки живописи еще не проводили.
Давайте снова вернемся назад и вспомним, что в Морском корпусе Верещагин учился отлично, прошел как минимум два учебных плавания, знал по меньшей мере три европейских языка.
Не очень знатный, но потомственный дворянин, с профессиональной военной подготовкой. С хорошим образованием, да еще и художник, способный в точности зарисовать увиденное. Это немаловажно в эпоху, когда фотоаппараты громоздки и достаточно сложны в использовании. Верещагин же еще обладает великолепной зрительной памятью. Такими кадрами жаль разбрасываться!
Но при этом юноша горячо желает посвятить себя не службе, а искусству. Вполне возможно, что тогда Военное министерство и предложило Верещагину «альтернативную» службу.
Неспроста же все четыре года жизни в Мюнхене Военное ведомство выплачивает художнику (уже официально штатскому!) пенсион, по 3000 рублей в год. Это много, это примерно в 10 (десять) раз больше, чем выплачивала Академия художеств выпускникам, закончившим обучение с золотой медалью.
А после выставки его работы едут в Россию в качестве министерской почты, минуя таможню.
Во время этой командировки, кстати, Верещагин женится на Элизабет Мария Фишер (Рид). Точнее, они начинают жить вместе, обвенчавшись лишь через 12 лет. Василий — человек не сильно религиозный, точнее совсем не религиозный.
Весной 1874 года проходит большая персональная выставка Верещагина уже на родине, в Петербурге. Информация о происходившем вокруг этого мероприятия противоречива.
С одной стороны, мастерство художника было, безусловно, отмечено, причем самим императором. Но зрители, в том числе самые высокопоставленные, увидели и другое, так что огорченный художник после выставки уничтожил три полотна, вызвавших негодование членов императорской семьи.
Хорошо написано. Вообще, Верещагин был очень самолюбивым человеком, дружить с ним было крайне сложно. Но дружба - это одно, а талант и написанные картины - совершенно другое. С описанием последнего Вы справились на "отлично"!
Спасибо Вам! Про Верещагина читала много, но после Вашей статьи захотелось знать ещё больше.
Оценка статьи: 5
1 Ответить