• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Юрий Москаленко Грандмастер

Что мы знаем об Эрнсте Вернере фон Сименсе?

6 декабря 1892 года, 115 лет назад, в разных точках Европы два народа, определяющих моральный климат на континенте, переживали разные чувства. Россияне стали свидетелями очередного триумфа великого композитора Петра Ильича Чайковского, у которого в этот день состоялось сразу две премьеры. Оперы «Иоланта», либретто которой написал младший брат маэстро — Модест Чайковский, а также балета «Щелкунчик», без которого и сегодня, спустя более века трудно представить себе Рождество в Европе.

А вот немцы были повержены в глубокий траур — на 76-м году жизни, не дотянув до дня рождения одной недели, скончался Эрнст Вернер фон Сименс, гордость германского народа, продукт труда его фирмы и сегодня является хорошим подарком как к Рождеству и Новому году, так и в повседневные будни.

Но если о жизни и творчестве Петра Чайковского написано немало, то фигура фон Сименса менее известна читателям. Сегодня мы постараемся восполнить этот пробел.

Итак, Вернер родился 13 декабря 1816 года в семье ландшафтного дизайнера (тогда это называлось несколько иначе: специалист по ведению сельского хозяйства во дворцах и поместьях) Кристиана Фердинанда и Элеоноры Сименсов. Он был не первый и не последний ребенок — когда супруги в 1822 году переезжали на новое место жительство в другое поместье, у них в семье уже было шестеро детей.

Поскольку поместье находилось вдалеке от больших дорог, Сименсы решили сэкономить на поездках в школу. Детей на первых порах обучала бабушка Элеоноры, их прабабушка, которая априори не могла быть очень требовательной к крошкам и скорее баловала их, чем учила. Вот почему чуть позже Кристиан решил, что будет куда полезнее привозить к детям учителей из города.

Больше всего юного Вернера поразил учитель истории, который не просто называл какие-то даты, а каждый свой урок сопровождал обязательным поучительным выводом, большую часть времени уделяя причинам возникновения той или иной ситуации и рассматривая ее в развитии. То есть учил младшее поколение Сименсов тому, что без анализа прошлого и видения перспективы, трудно рассчитывать на то, что событие будет развиваться в нужном русле. Как нет уютного дома без стен, пола и крыши, так невозможно представить себе успех без четкого понимания того, что стало внутренними пружинами происшедшего. Эти уроки Вернер запомнил на всю жизнь…

В 15-летнем возрасте подростка посвятили в члены церковной общины. Это означало, помимо всего прочего, расставание с родным домом и начало самостоятельной жизни. Она началась для Вернера с поездок в Любек для продолжения учебы в местной гимназии. Таким образом, он был предоставлен самому себе и никто не был вправе вмешиваться в выбор его дальнейшего пути. Сименс твердо решил посвятить себя естественным наукам и технике. Примерно в это время он и решил поступать в Берлинскую строительную академию.

Но к 17 годам Вернер несколько изменил свое представление о том, чем ему хочется заниматься. Поскольку гимназию он окончил с отличием, наставники посоветовали ему поступить в гвардейскую часть королевской артиллерии. Ради этого он отправился в Берлин. Причем, пешком. Не то, чтобы было жаль денег на попутный транспорт, просто юноша еще раз хотел проверить, что в выборе не ошибся, а заодно посмотреть, окажется ли он готов к большим физическим нагрузкам. Безумство? Скорее, целеустремленность и настойчивость.

Этот пеший поход не произвел на артиллерийское начальство никакого впечатления. Едва Сименс переступил порог части, как ему почти тут же указали на порог. А когда парень в отчаянии чуть было не наговорил дерзостей, несколько смирились и предложили попробовать свои силы в Магдебургской артиллерийской бригаде. Мол, так ли важно, где становиться офицером. Пришлось смириться…

На новом месте Вернер зарекомендовал себя очень толковым слушателем, которого не нужно было уговаривать учиться. Какие-то предметы он схватывал на лету, а те, что давались с трудом, он «переламывал» с помощью кропотливой работы над учебниками и конспектами. Вскоре Сименс стал одним из лучших курсантов. И удостоился командировки в Берлин. Ровно на три года, в объединенную инженерно-артиллерийскую школу. И здесь его союзниками стали усидчивость, кропотливость, умение вникнуть в самую глубину той или иной науки.

А спустя три года, в возрасте 21 с «хвостиком» Вернеру Сименсу присваивается воинское звание «лейтенант» и предоставляется четырехнедельный отпуск с выездом на родину. Эти четыре недели станут для него последними, проведенными в уютной домашней обстановке. Элеонора уже тогда была больна и прожила после этого менее года. И преданный ей муж долго не задержался на этом свете, ушел в мир иной менее чем через полгода…

Вернер был старшим среди десяти их детей, и незадолго до кончины матери пообещал ей на смертном одре, что заменит младшим родителей. И его слова не разошлись с делом: он захватил с собой в Магдебург младшего братишку Вильгельма, которому исполнилось 15 лет.

Дальше пришлось очень трудно. Офицерского жалованья на то, чтобы прокормить десять ртов, оказалось недостаточно. И у Вернера остался один выход: изобретать. Особую пикантность его первому изобретению — методу гальванического покрытия золотом и серебром придало то обстоятельство, что большую часть описания работы Сименс произвел в… тюрьме, куда его бросили за то, что был секундантом во время дуэли его товарища по службе. Из-за этого Вернер на некоторое время стал «невыездным» и отправил в Англию 19-летнего Вильгельма. Вилли не только сумел очень выгодно продать метод гальванического покрытия (справедливости ради следует сказать, что чуть раньше этот способ открыл в Санкт-Петербурге изобретатель Якоби), но и подхватил бациллу любви к «островитянам». Вскоре он возвращается на туманный Альбион, женится, и до конца дней пробудет там.

Через некоторое время, точнее 1 октября 1847 года, Вернер Сименс и его двоюродный брат Иоганн Георг Гальске основали совместную «Организацию по строительству и развитию телеграфа Сименса и Гальске». Дело в том, что Вернер не мог быть предпринимателем, ведь он был офицером, а им запрещали подобную деятельность…

Думаю, есть смысл перечислить некоторые изобретения Вернера Сименса. Это синхронно-синфазный телеграфный аппарат, динамо-машина, ртутный эталон сопротивления, первая в мире электрическая городская железная дорога с трамваем, двигающимся с помощью электричества. Это и машина для покрывания медной проволоки гуттаперчей, и первый в мире механический прибор для учета проходящего объема воды (ныне всем известный водомер, который сегодня есть во многих квартирах). Вернер проложил подземную телеграфную сеть между Берлином, Франкфуртом и Аахеном, первый подводный кабель в открытом море (линия Бона — Кальяри). Он одним из первых осуществил освещение улиц электрическими фонарями, на его предприятиях сделаны семь кабелей, соединивших Европу с Америкой. Отделения фирмы были открыты в Санкт-Петербурге и Тифлисе, на Кавказе фирма занималась и нефтепромышленностью.

В 1880 году на выставке Пфальцгау в Мангейме Вернер фон Сименс представил первый в мире электрический подъемник (лифт). Через два года изобретатель проложил пробную линию, по которой прошли электроуправляемые машины, получившие несколько десятилетий спустя название троллейбусов. В 1883 году совершил полет первый дирижабль с электрическим мотором. А после смерти Вернера компания под руководством его сына Вильгельма выпустила даже самолет-истребитель.

Не буду перечислять изобретения фирмы, названной в честь Вернера Сименса, в ХХ веке, в конце концов, отцу-основателю, не довелось дожить до претворения в жизнь многих из его идей. Но судьба Сименса — это яркий пример того, что терпение и труд — это именно то основание, на котором ярко произрастают практически все таланты…

Статья опубликована в выпуске 6.12.2007
Обновлено 18.07.2022

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Юрий Рослый, Юрий Москаленко ни у кого ни разу в жизни статьи не передирал. Если все идет слово в слово передрано, то это именно со стороны Светланы Регенбоген. В этом легко убедиться проанализировав словарный запас Юрия и светланы. Мои стаьи передирали без всякого стеснения не по одному разу. Причем без всяского указания автора. И без всякого стеснения. Каким образом была подделана дата выхода статьи, мне абсолютно неинтересно, но то, что это произошло вне всяких сомнений. Там есть такие обороты речи, которые присущи именно мне. В конце концов, все мы под одним Богом ходим. И мне нет смысла у кого-то чего-то передирать, причем в такой грубой форме.
    У меня есть все доказательство того, что статья была передрана у меня.
    Если вас, Марианна, интересуют доказательства, то я могу вам их предоставить...

    Оценка статьи: 5

  • Юрий Рослый Юрий Рослый Читатель 7 октября 2011 в 19:17 отредактирован 26 мая 2018 в 12:50 Сообщить модератору

    Вы знаете, Марианна, в прошлой жизни, будучи главредом газет мне пришлось расстаться с двумя вполне приличными сотрудниками, которых я поймал на откровенном плагиате. Причем случайно. Они спокойно передрали статьи из интернета, не поменяв ни слова. Один передрал из... журнала "Вокруг света". И еще обиделся, мол, наши аудитории не пересекаются, чего тут страшного... Ничего не имею против Москаленко, но мне - опять же случайно - попалась эта же статья под другой фамилией, на другом сайте, за 8 месяцев до публикации у Вас. Я попытался поставить в свое письмо ссылку, но мне этого не позволил строгий автомат, поэтому я написал ее на русском. Может, тезка Москаленко где-то публикуется по именем Светланы Регенбоген? Такое бывает. И я буду весьма рад, если это так. В любом случае, мне приятно, дорогая Марианна, что Вы бдительно и строго бережете имидж Вашего замечательного сайта. Это Вас положительно характеризует. С искренним уважением,Ю.Р.

    • Юрий Рослый, ссылку в Ваше сообщение поставила я, каждый может увидеть, что это тот же текст.
      К моменту выхода статьи Юрий Москаленко публиковался у нас уже год и правила наши знал. Но мог забыть указать источник, например, в то время мы принимали и заимствованные статьи...

  • Юрий Рослый Юрий Рослый Читатель 4 октября 2011 в 22:41 отредактирован 5 октября 2011 в 13:17 Сообщить модератору

    Не совсем понятно, кто у кого передрал статью. Есть подозрение, что тов. Москаленко Ю. у Светланы Регенбоген (сайт технофреш. ру, статья "Гордость Германии"), опубликованной почти на год раньше, чем у Москаленко. Я первый раз зашел на сайт, и мне не совсем понятно: это нормально - переписывать чужие статьи, практически ничего не меняя в них, и за это получать звание грандмастера? Может, правильнее давать - грандплагиатора?

    • Юрий Рослый, нам тоже это непонятно, Ю. Москаленко имеет свой, вполне узнаваемый стиль, работа над статьями порой происходила на наших глазах, все тексты у нас проверяются специальными программами поиска плагиата. Может, подождем объяснений автора?

  • Плюс пять

    Плюспять адназначна!
    Получил большое удовольствие от чтения статьи. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Инженеры и изобретатели - это вообще великие люди!

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно. 5.

    Оценка статьи: 5