Юрий Москаленко Грандмастер

Кто изобрел велосипед, мясорубку, пишущую машинку и умер в нищете?

17 февраля 1818 года барон Карл фон Дрез запатентовал свое первое изобретение — самокат, оснащенный седлом и рулем, который он назвал «машиной для ходьбы». Впрочем, машина была продемонстрирована жителям родного города Карлсруэ еще раньше, но это были, если можно назвать, проектные экземпляры, а в феврале барон лихо промчался на своем изобретении порядка 14 миль со скоростью 9 миль в час.

Неизвестный автор, «Портрет барона Карла фон Дреза» (фрагмент), 1820 г. Фото: ru.wikipedia.org

Впрочем, скорость здесь неважна, главное — как выглядел этот красавец. Рама была деревянная, руль уже присутствовал, правда, самое главное — не было педалей, которые появились несколько позже.

Практически тут же немцы окрестили это изобретение «дрезиной», это слово присутствует и в русском языке, обозначая тележку, передвигаемую механически по рельсам. Дрезина в нынешнем ее виде введена на железной дороге с 1839 года и была названа в честь барона Карла фон Дреза.

Лесничий-изобретатель

Честно говоря, о самом фон Дрезе в Интернете почерпнуть практически нечего, только два-три коротких упоминания о том, что он, помимо первого, похожего на современный, велосипеда, изобрел еще в середине XIX века мясорубку и пишущую машинку. Изредка указывается на то, что он работал лесничим, кое-где присутствуют годы жизни.

Прямо скажем, негусто. А потому, думаю, читателям будет небезынтересно узнать о фон Дрезе более подробно. Восстановить «справедливость» мне помогли мои немецкие друзья, за что им большое спасибо.

Итак, фон Дрез появился на свет 29 апреля 1785 года в семье баденского надворного советника Карла Вильгельма Фридриха Людвига Дреза и его жены Эрнестины Кристины. Советник играл не последнюю роль в жизни баденского общества, а потому крестным отцом малютки стал Карл Фридрих — правящий маркграф Бадена. Местный «монарх» живо интересовался успехами своего крестника, именно он и предложил в 1800 году, когда Карл окончил местный лицей, определить его в частное лесное училище в Пфорцхейме, чтобы парень имел неплохую профессию в будущем.

Как ни странно, но профилирующими предметами в этом учебном заведении, помимо, собственно, ботаники и специализации — леса, были математика и архитектура. Фон Дрез-младший был прилежным учеником, во всяком случае, спустя несколько лет ему предложили место преподавателя, что, согласитесь, случается не с каждым бывшим студентом.

Между тем отец продолжал движение по карьерной лестнице и в 1810 году стал президентом верховного суда маркграфства. Семья была вынуждена переехать в Мангейм. А через год фон Дрез-младший окончательно стал лесничим, получив в свои владения несколько гектаров прекрасного баденского леса.

То ли целительный воздух этой курортной части Германии, то ли возможность предаваться мыслительному процессу в полном покое подальше от людей, но что-то сослужило хорошую службу. Первым изобретением барона стала специальная машинка, с помощью которой можно было наносить все пять линий на нотную бумагу автоматически. Это было встречено на «ура» потому, что расчерчивать самостоятельно линии на бумаге — весьма нудное занятие.

«Быстрые ноги»

Следующим детищем барона стали две четырехколесные машины, которые можно было приводить в движение с помощью мускульной силы. Один из аналогов нынешнего автомобиля фон Дрез представил в Венском конгрессе в 1814 году.

Но уже тогда в адрес изобретателя было высказано немало замечаний ввиду того, что его машина, во-первых, недостаточно быстро двигалась, во-вторых, требовала от ездока недюжинных физических усилий и, наконец, при езде на пересеченной местности трясла так, что все внутренности выворачивала. Нельзя ли как-то усовершенствовать этот «костотряс»?

Этим изобретатель и занялся. Для того чтобы уменьшить мускульную силу, необходимую для разгона неповоротливой машины, он решил сократить число колес до двух. Вторым этапом стало появление рулевого колеса, которое заметно повысило маневренность. Все это позволило увеличить скорость передвижения.

А потом процесс совершенствования «велосипеда» (в переводе с латыни — «быстрые ноги») начал развиваться очень стремительно. На деревянных колесах появились металлические ободы, ездокам выдавалась специальная обувь, предохраняющая ноги от ушибов, у руля крепятся специальные приспособления для отпугивания собак. Словом, фон Дрез выпустил джина из бутылки, а дальше его судьбой начали заниматься другие…

Особую популярность велосипеды фон Дреза получили после 1816 года, когда произошла суровая природная аномалия. В течение лета несколько раз выпадал снег, урожай был практически убит на корню, домашний скот вырезали, потому что его нечем было кормить. А вскоре такая же участь постигла и лошадей. Их стало катастрофически не хватать, вот люди и обратились к деревянной машине фон Дреза.

Однако начальство изобретателя было далеко не в восторге от того, что лесничий отвлекается от выполнения служебных обязанностей на придумывание всяких вещей. К тому же в те времена побочный заработок не то чтобы не приветствовался, а был категорически запрещен. Так что фон Дрез на своем увлечении нес только убытки. И его счастье, что отец всячески поддерживал чудачества сына, в том числе и материально.

Но нет худа без добра. Однажды чудо-самокат увидел 10-летний наследник престола. Велосипед так ему понравился, что он упросил короля щедро наградить изобретателя. Но что такое щедрость монаршей особы? Фон Дрезу выплатили незначительную премию и стали доплачивать определенную сумму в качестве вознаграждения каждый месяц. Это позволило изобретателю совершить большое заокеанское путешествие с целью пропаганды своего велосипеда.

Берегите отцов

Он отправился в Бразилию, а потом в Соединенные Штаты. И здесь был вынужден с горечью признать, что его детище доставляет массу хлопот. Дело в том, что и в те далекие времена велосипедисты не очень-то любили ездить по тряской дороге, а все старались свернуть на гладкий тротуар, развивая на нем приличную скорость. Когда число «продвинутых» ездоков по тротуару стало немыслимо большим и они просто выжили пешеходов, полиция приняла меры. В некоторых штатах велосипед решили убрать в особые места.

Спустя пять лет, в 1827 году, фон Дрез был вынужден вернуться в Мангейм из-за того, что тяжело заболел отец. Последним изобретением сына, которое увидел фон Дрез-старший, была пишущая машинка на 16 клавиш. Говорят, эта вещица очень понравилась больному. Но остановить его болезнь, к сожалению, не смогла. Он скончался в 1830 году, оставив после себя не столько друзей, сколько многочисленных врагов, которые, естественно, попытались отыграться на сыне.

Нервотрепка с различными судами, денежные разборки и прочие атрибуты стресса доконали и фон Дреза-младшего, у которого в 1837 году случился инсульт. После выздоровления он просто сбежал от людей, вернувшись в лес. Поселившись в доме у ручья, Карл постепенно приходил в себя и вновь занялся изобретательством. Он решил поставить свой первый велосипед на железнодорожные рельсы, что и удалось. Дрезина навеки обессмертила его имя…

К сожалению, точной даты изобретения мясорубки нет, но во многих источниках ее автором называется именно фон Дрез. До этого для шинковки мяса люди пользовались полукруглыми ножами с двумя ручками…

Революцию 1849 года Карл фон Дрез встретил с большим пониманием. Во многом из-за того, что она позволяла ему поквитаться с врагами отца, давно ставшими его собственными врагами. Но революция была быстро подавлена, а с фон Дрезом рассчитались по полной программе. Его признали психически ненормальным человеком, все имущество описали и расхватали, стипендию отменили. Одним словом, обрекли великого изобретателя на голод и нищету.

Такой поворот событий окончательно сломил фон Дреза. Он скончался 10 декабря 1850 года в Карлсруэ, городе, в котором и родился.

Надо сказать, что потомки оказались к нему гораздо более почтительны. Сегодня этот город по праву гордится тем, что в нем родился и почил один из знаменитых сынов Германии — Карл фон Дрез.

Обновлено 14.12.2018
Статья размещена на сайте 11.02.2008

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Роман Гаркуша Читатель 15 марта 2016 в 14:03 отредактирован 25 мая 2018 в 06:17

    Отличная статья, благодарю.

  • лестнице, и в 1810 году - запятая не нужна, имхо.

    Очень понравилось. Узнал больше, чем ожидал.
    Теперь ясно, что название "дрезина" - не плод воображения пьяного кочегара.

    Оценка статьи: 5

  • Юр, пятерка с благодарностью за интересную статью. Ничегошеньки не знала из написанного

    Оценка статьи: 5

  • Очень длинная статья. в правилах оговорено, что объём - 3000 - 4000 знаков с пробелами, а у вас около 8000, то есть в 2 раза больше. поэтому тяжело читать.
    тема хорошая, интересная, но слишком много...

    Оценка статьи: 3

    • Наташа, а Вам интересно читать что-то выставленое в течение трех дней, тремя подачами?
      Темы и проблемы бывают разные. Например, возьмите того же фон Дреза и попробуйте о нем хоть что-то найти...
      Давайте думать и о тех, кому этот материал может пригодиться, например, при подготовке к семинару, реферату и т.д.
      Для этого и происходит разбивка материала внутри его самого...

      Оценка статьи: 5