Ева Карий Мастер

Марлен Дитрих - великая женщина, личность или просто звезда?

Ее актерская карьера задалась не сразу. В 1921 году дочь лейтенанта немецкой полиции и наследницы часового магазина Мария Магдалина (сокращенно Марлен) стремится поступить в театральную студию Макса Рейнхарда, но не проходит конкурс.

www.kinopoisk.ru

К этому времени она уже сумела получить неплохое музыкальное образование, благодаря стараниям отчима и собственному упорству. Но музыкальная карьера оказалась недосягаемой: Марлен училась играть на скрипке в одном из престижных музыкальных заведений того времени, но случайно повредила сухожилие на безымянном пальце левой руки и вынуждена была оставить обучение. Она мечтала научиться играть на фортепьяно, но и этой мечте не суждено было сбыться.

Через год после попытки поступить в театральную студию, удача ей, наконец, улыбнулась, и Марлен получила несколько эпизодических ролей в полулюбительских спектаклях, после которых Макс Рейнхард обратил на нее внимание, и она сыграла роль вдовы в спектакле «Укрощение строптивой» (в постановке Большого драматического театра). Это было настоящей удачей для Марлен! Началась ее карьера киноактрисы! Ее стали приглашать на роли, а муж (киноактер Рудольф Зибер) добровольно занимался хозяйством и нянчил маленькую дочь Марию.

Опыт пения в хоре (1921 год) также приносит свои плоды. В мае 1928 года Марлен Дитрих оказалась в студии звукозаписи, где она записала свою песню «Когда лучшая подруга…», ставшую ее первым шлягером.

Теперь карьера Марлен успешно шла в гору, но ее задевало то, что все роли в кино сводились к кокотке! Ей хотелось играть героинь! Сила ее личности и обаяние были таковы, что даже кокотки в ее исполнении имели огромную амплитуду воздействия на зрителей и запоминались, а не терялись в общей массе похожих персонажей.

Вскоре Марлен прошла через «голливудизацию» — выбритые брови, строгая диета, эффект впалых щек.

Во время съемок фильма «Марокко» она утвердила за собой право носить брюки — шаг смелый и вызывающий! Она подчеркивала свою женственность и оригинальность, щеголяя во фрачной паре и цилиндре.

Режиссер фон Штенберг хотел снять Марлен в роли укротительницы львов в развлекательном фильме «Повелительница львов», надеясь избавить от амплуа «проститутки», виновником которого был он сам, снимая непрестанно актрису именно в таких ролях. Сама она по-прежнему считала себя нереализованной и оправдывалась: «Я была вынуждена играть дурные роли, ибо мне требовались деньги». После фильмов фон Штенберга она чувствовала себя «королевой шлюх».

Вскоре в Голливуде был введен Моральный кодекс кинопроизводства, который налагал цензурный запрет выводить проститутку героиней фильма.

Силу личности Марлен выдают ее гражданские поступки. Во время нацистского режима в Германии ее роли были запрещены, так как она опубликовала заявление никогда не работать в нацистском окружении. Многие ее фильмы и пленки с записями были уничтожены нацистами. Однако фашистский режим нуждался в таких ярких именах, как Марлен Дитрих. Так, Геббельс предлагает актрисе три года контракта в Германии, она могла сама выбрать себе режиссера, сценариста, оператора. Фашистской Германией выделялось 50 тысяч фунтов стерлингов для продолжения артистической карьеры Марлен. Однако она ответила презрительным отказом, не испугавшись в одиночку противостоять нацистскому режиму. Тогда ей в подарок прислали Рождественскую елку от самого Гитлера! Это стало последней каплей в чаше терпения Марлен. Она указала на дверь посланцу Гитлера Риббентропу.

В феврале 1937 года Марлен Дитрих принимает решение покинуть фашистскую Германию и отказаться от немецкого гражданства. Вместе со своим новым возлюбленным Эрих Марией Ремарком она едет в Америку. Этим шагом Марлен демонстрировала свою ненависть к фашистам и спасала Ремарка от депрессии и физической гибели. Интересно отметить, что после завершения этого романа с французским писателем Марлен позволяет ему оставаться в своем доме в Голливуде, он живет там как беженец, а не как возлюбленный.

Вдали от родины, в Америке, проявляется еще одна грань человеческой личности Марлен. Из знаменитой актрисы и кинодивы она становится для многих единственной опорой в жизни. Вот как она писала об этом в своей книге «Марлен Д.»: «Мое окружение составили вырванные с родины французы… Я была им матерью, поваром, переводчицей и советчицей. Готовить для них доставляло мне огромную радость… У плиты я чувствовала себя гораздо счастливее, нежели создавая так называемые легендарные образы».

Поддерживая находящихся в депрессии мужчин, она находит в себе достаточно сил для поездок на фронт и выступлений перед солдатами. За ее фронтовые концерты генерал де Голль наградил Марлен Дитрих Орденом Почетного Легиона.

О мужестве этой женщины говорят и другие поступки. Она неоднократно выступала в Алжире под бомбежками. Согласилась стать «подопытной морской свинкой» для проверки целебных свойств только что появившегося пенициллина, когда сама заболела пневмонией.

После войны Марлен вернулась в свое амплуа кокотки. Только в 1948 году в фильме «Головоломка» ей досталась небольшая роль певички в ночном клубе.

Всю свою жизнь, а прожила она до 90 лет, Марлен вела дневники, которые, как оказалось, имели свою рыночную стоимость. В возрасте 90 лет у Марлен выкрали ее дневники и попытались продать. Как видим, несмотря на свой внушительный возраст, она по-прежнему была интересна публике. Она оставалась звездой!

Осмысливая те образы, которые создала Марлен Дитрих на экране, хочется сказать, как они были малы для нее! Что же тогда сделало Марлен звездой? Ответ на этот вопрос напрашивается сам собой — сила духа Марлен, ее несгибаемый характер и профессионализм, благодаря которому даже отрицательный персонаж кокотки становится Женщиной с трагической судьбой, героиней, а не персонажем!

Статья размещена на сайте 2.03.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: