Юлия Турукина Профессионал

Вивьен Ли - вечно живая богиня экрана. Какая судьба ждала великую актрису? Испытания

Ввиду тяжёлого финансового положения Великобритании из-за войны, положение актёров было тоже не из лучших. На последние деньги киностудия Корды по заказу правительства решилась поставить фильм «Леди Гамильтон». Вивьен Ли и Лоуренс Оливье должны были играть Эмму Гамильтон и адмирала Горацио Нельсона, соответственно. Александр Корда стал режиссёром картины.

Вивьен в фильме «Трамвай »Желание" Кадр из фильма

Сразу после завершения съёмок Оливье планировал присоединиться к британской армии в качестве лётчика, но, даже удовлетворительно сдав экзамен, не снискал военной славы. Его начальник счёл его никудышным лётчиком и вскоре отправил обратно.

Снисходительное отношение к фильму «Леди Гамильтон», увидевшему свет в 1941 году, у Вивьен осталось на всю жизнь. В одном интервью она заявила, что снималась в нём только из-за катастрофического финансового положения семьи. Вопреки такому вердикту Вивьен, картина стала хитом британского, американского и даже советского кинопроката. Сам Уинстон Черчилль назвал фильм своим любимым.

Положение дел в кинематографе в годы Второй мировой было крайне нестабильным, поэтому Лоуренс и Вивьен зарабатывали на жизнь выступлениями перед солдатами, творческими вечерами и спектаклями. Вивьен с мужем играли в спектаклях «Школа злословия» по одноимённой пьесе Шеридана, «На волосок от гибели» и «Дилемма доктора». В эти годы, помимо постоянных перепадов настроения, у Вивьен появился сильный кашель. В 1944 году у неё диагностировали туберкулёз в левом лёгком.

В «Дилемме доктора» Вивьен решила сыграть только ради Бернарда Шоу. Она услышала, что режиссёр Габриэль Паскаль ведёт переговоры с Шоу насчёт экранизации его пьесы «Цезарь и Клеопатра», и, желая получить главную роль, захотела показать драматургу, который должен был посетить Великобританию во время премьеры спектакля, всё, на что способна в плане актёрской игры. Тогда она просто не подозревала, что Шоу дал себе зарок никогда не ходить на постановки своих пьес.

Не сдавшись, она уговаривает Паскаля устроить ей интервью в присутствии Бернарда Шоу. Встреча была назначена в его квартире. Во время интервью Вивьен показала себя в самом лучшем виде. Обаяние актрисы и её актёрские способности убедили Шоу в том, что лучшей Клеопатры ему не найти.

Съёмки «Цезаря и Клеопатры» из-за финансовых трудностей были отложены на два года и начаты лишь в июне 1944 года. К этому времени Вивьен находилась на третьем месяце беременности. Оливье убеждал актрису отказаться от роли, чтобы не спровоцировать от перегрузок выкидыш. Вивьен, не привыкшая отступать, не послушала мужа. И зря.

Погода была отвратительной и совсем не египетской. Актёры, вынужденные перед камерой разгуливать в лёгкой одежде, в перерывах грелись в гримёрных. То ли из-за холода, то ли из-за падения на лестнице, но у Вивьен случился выкидыш. Она впала в глубокую депрессию, но уже через две недели, как ни в чем не бывало, вернулась на съёмочную площадку. Работала она, не покладая рук.

«Цезарь и Клеопатра» провалился в прокате, хотя ожидания были высокими. Кинообозреватели же, критикуя холодность и статичность фильма, признавали, что Вивьен — лучшая в мире Клеопатра. Появление в образе египетской царицы стало не последним для Вивьен: она будет воплощать этот образ до конца 50-х годов в спектаклях «Цезарь и Клеопатра» и «Антоний и Клеопатра». К слову, коллеги актрисы и критики единодушно признавали трактовку Клеопатры Вивьен Ли гораздо более точной и глубокой, нежели чем у Элизабет Тейлор.

Здоровье Вивьен ухудшалось, туберкулёз и маниакальный психоз давали о себе знать с новой силой. Врачи советовали актрисе отказаться от предстоящих театральных гастролей, которые должны были длиться целых 18 месяцев. Вивьен, понимая, что разъезды и нервная обстановка в театре не пойдут ей на пользу, не пошла на уступки.

Эти гастроли стали, наверно, худшими за всю жизнь Лоуренса и Вивьен. Ли все меньше контролировала себя и срывалась на Лоуренса даже в присутствии посторонних. Кашель участился. Проблемы со здоровьем не помешали ей сыграть в спектаклях «Антигона», «Школа злословия», «Ричард III». В 1955 году Лоуренс Оливье поставит фильм по пьесе Шекспира и позовёт на роль Анны Болейн юную и напоминающую Вивьен Клэр Блум. Вивьен спокойно восприняла выбор мужа, понимая, что в 42 года невозможно исполнить роль молодой Анны.

Она и Лоуренс работали на износ. Неудивительно, что вернувшись в Великобританию в середине 1948 года, Лоуренс Оливье в интервью саркастически заметил, что журналист «разговаривает с двумя трупами». В том же году, даже не делая перерыв после изматывающих гастролей, Вивьен вернулась в кино с ролью Анны Карениной в фильме Жюльена Дювивье по роману Толстого. Фильм получился бы совсем невзрачным, если бы не самозабвенная и зрелая игра Вивьен. Но даже это не спасло его от провала.

Вивьен не хотела навсегда остаться Скарлетт О' Хара в глазах критиков и режиссёров. Она понимала, что ей необходима такая роль, которая возведёт её на новый уровень. Через год ей предоставилась такая возможность: Лоуренс Оливье решил поставить на сцене спектакль по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание». Именно роль истеричной Бланш Дюбуа станет подлинной вершиной Вивьен, заставив по-новому взглянуть на актрису.

Роль Бланш Дюбуа стоила Вивьен немалых усилий. Она дотошно копировала манеры, дикцию, внешний вид Бланш. Недаром она впоследствии говорила, что именно Бланш подтолкнула её к безумию. Перевоплощение Вивьен в Бланш сначала в 1949 году на сцене, потом в 1950 году на киноэкране в фильме Элии Казана стало одним из самых точных и феноменальных в истории кино.

Немногие критики были недовольны игрой Вивьен. Подавляющее большинство было шокировано кардинальной, не имеющей ничего общего с прежними ролями переменой Вивьен.

В общей сложности Вивьен была в образе Бланш 9 месяцев. После полугодичных гастролей, она поехала в Америку на съёмки фильма. Несмотря на то что она работала не со своей английской труппой, а с американской, актриса быстро нашла общий язык с актёрами. Особенно она подружилась с Марлоном Брандо, исполнявшим роль Стэнли Ковальски.

Фильма вообще могло и не быть, ведь Элиа Казан боялся, что темы изнасилования и гомосексуализма могут быть негативно встречены со стороны критики и зрителей. Стоит отметить, что изначально Казан хотел взять на роль Бланш Джессику Тэнди, которая играла её в американской постановке. Но прочитав восторженные рецензии в газетах об игре Вивьен Ли, он рискнул пригласить её на пробы.

Поначалу Казан посчитал её просто ещё одной красивой актрисой, наделённой очень скромным талантом, но вскоре ему пришлось изменить своё отношение к Ли. Её вдохновенная и реалистичная игра убедила и Казана, и Уильямса в её подлинном таланте. Джессика Тэнди, как говорят, была невероятно обижена на драматурга и режиссёра. Её задевало, что она была единственной из американской труппы спектакля, кто не попал в фильм.

Съёмки проходили очень быстро и завершились спустя всего 3 месяца. «Трамвай «Желание» стал любимым фильмом Вивьен, о котором она с удовольствием вспоминала. Ким Хантер, игравшая сестру Бланш, рассказывала, что Вивьен не терпелось попасть на площадку, что ей была дорога каждая секунда, проведённая в студии.

Опасения же Элиа Казана были напрасны. Фильм стал хитом проката, получил несколько премий Оскар и наград других кинофестивалей. За роль Бланш Дюбуа Вивьен получила Оскар, BAFTA, была номинирована на «Золотой глобус», получила награды Венецианского и Нью-Йоркского кинофестивалей. Это был её триумф, за который она заплатила слишком высокую цену.

Обновлено 14.11.2015
Статья размещена на сайте 10.11.2015

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: