Что только о нём ни рассказывали! И Знамя Победы он на Параде нёс, и отомстил жестоко за гибель своего друга, разыскав и уничтожив обоих виновников, и всю войну он без единой царапины прошёл, и песни-то о лётчиках Высоцкий именно ему посвятил:
Кто-то скупо и чётко
Отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы, —
И на ней — кто разбился,
Кто — взлетел навсегда…
Ну, а я приземлился, —
Вот какая беда…
В. Высоцкий «Песня о погибшем лётчике»
И ещё много всего подобного… Давайте разберёмся в этих не похожих друг на друга моментах его жизни.
Первый раз Скоморохову довелось пройти по Красной площади среди других Героев Советского Союза 24 июня 1945 года в самом главном Параде в истории нашей Родины — Параде Победы. Тогда, чётко чеканя шаг и держа равнение направо, он и представить себе не мог, что это будет не последний Парад, в котором ему придётся принять участие. Свыше двадцати раз, шагая строевым шагом по Красной площади впереди воинского соединения, которое он возглавлял, у генерала Скоморохова, наверное, каждый раз перед глазами была одна и та же картина: Мавзолей, на котором стоит всё руководство страны, и среди них человек, с именем которого шли в бой миллионы советских солдат.
Но был ещё один Парад, который состоялся в мае 1985 года, вот о нём-то, по-видимому, и вспоминают рассказчики. Именно тогда, в честь 40-летия Победы над фашизмом, Маршалу авиации дважды Герою Советского Союза
Рассмотрите, пожалуйста, фотографию, запечатлевшую этот момент. С трудом верится, что идут ветераны, которым уже далеко за шестьдесят. Какая выправка, как высоко подняты головы, сколько гордости за свой великий народ! Рядом со Скомороховым шагают ассистенты: Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы старшина
Так что это вовсе не легенда, Скоморохов действительно пронёс по Красной площади Знамя Победы, только случилось это на Параде в честь её 40-летия.
Николай Михайлович дружил семьями с братьями Высоцкими — Семёном Владимировичем и Алексеем Владимировичем. Они частенько встречались. и поскольку все прошли войну до победы, нередко вспоминали своё боевое прошлое. Бывало, что на их встречах присутствовал и сын Семёна Владимировича, знаменитый поэт. Как-то зашла речь о том, как лётчики фашистской «Бриллиантовой эскадры» сбили в бою друга Николая Скоморохова — капитана Николая Горбунова. Рассказ о погибшем друге и сожаление, что он сам ничем не мог ему помочь, поскольку его не было рядом в воздухе, вдохновил Владимира Высоцкого на песню «О погибшем лётчике», впервые прозвучавшую в спектакле «Звёзды для лейтенанта» в московском театре им. Ермоловой в 1975 году. А вот рассказ о том бое описал Алексей Высоцкий в статье «Бриллиантовая двойка», опубликованной в газете «Красная звезда» 11 января 1966 года.
«Бриллиантовой двойкой» называли немецкую пару истребителей, лётчики которой были награждены лично Гитлером бриллиантовыми крестами за особые заслуги в войне. Таких пилотов набралась целая эскадрилья. Их самолёты легко было опознать по ярко-желтому коку винта. Как правило, они летали парой. В самом конце войны, 20 мая 1944 года, именно такая пара сбила над Дунаем близкого друга Николая Скоморохова — его тёзку, Героя Советского Союза капитана Николая Горбунова.
Скоморохов очень близко к сердцу принял смерть друга и пообещал за него отомстить. Через сутки в очередном бою ему попался очень опытный соперник. Очевидно, что это был один из «бриллиантовых». Долго они крутились, пытаясь найти позицию, удобную для решающей атаки. Наконец «на вертикали» Скоморохову удалось всадить в немца добрую порцию свинца. Немецкая машина взорвалась ещё в воздухе, и Николай жалел, что не удалось выяснить: тот это был, кого он искал, или не тот.
Через несколько дней Николая атаковала четвёрка «мессеров» с желтым коком. Скоморохов устремился в бой, но один из «мессеров» начал тянуть его вверх, как бы приглашая на рыцарский поединок, один на один. Наш лётчик вызов принял, и «Лавочкин» тоже устремился вверх. На предельно допустимой высоте, когда даже кислородная маска не спасала и сознание начало затуманиваться, Скоморохову удалось на одном из виражей попасть в фашиста. Лётчик выпрыгнул с парашютом, но на земле угодил в плен. Оказалось, что заместитель командира эскадры, в паре со своим командиром сбивший Горбунова, тоже решил отомстить Скоморохову за гибель друга, но сам потерпел поражение. Вот так и получилось, что Скоморохов своё обещание, данное на могиле друга, выполнил, а немцу это не удалось.
Ну, а о том, что Скоморохов был уникальным пилотом, который, совершив 605 боевых вылетов, провел 143 боя, лично сбил 46 самолётов противника и ещё 8 в группе, ни разу не был не только сбит и не горел, но даже не получил ни одной пробоины в бою, и говорить нечего. Его все считали заговорённым. А сам он любил повторять одну заповедь: «Воздушный боец — не только тот, кто сбивает, но и тот, кто умеет сам не быть сбитым».
И опять "кто-то" не поставил оценки статье...
А может быть - "кто-то" просто не знает?
В самом конце статьи можно поставить статье оценку.
Там мышкой можно указать на 1, 2, 3, 4, 5 звездочек - в зависимости от того. насколько прочитавшему понравилась статья.
Лично я поставил этой статье "отлично".
А автор предыдущего поста оценки данной статье не поставил.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, мне думается, что многие читатели действительно не знают о том, что надо оценивать статьи, но тут вина скорее руководства журналом.
0 Ответить
Тут кто-то предложил мне дать искреннюю оценку предыдущей статье. Мне нечего добавить. И последняя статья понравилась. что хорошо, то хорошо.
Владимира благодарю за разъяснение со звездами Героя и дополнение, касающееся личной жизни Скоморохова. Какие-то нестыковки, (или мне показалочсь) - уже не полезу в прошлые статьи - по поводу сбитых самолетов. Так их было 46 всего или 46 только в последние годы войны? Даже отвечать не надо, настолько это не принципиально. Великий летчик он и есть великий летчик.
Оценка последней статьи 5
И самое последнее - мне кажется, что у автора в его работах сквозит некоторое пренебрежение по отношению к немецким асам. Конечно, это отношение невольно возникает от того, что описываются подвиги действительно великих советских летчиков. Но в жизни было много труднее и потерь с нашей стороны было больше чем достаточно. Не всегда наши выходили победителями из "собачих свар", теряли, порой, замечательных летчиков. Увы!
0 Ответить
Роман, возражаю против пренебрежительного отношения к немецким асам. Среди них было много дутых, впрочем и у нас они имелись, но не в таком количестве, но были и действительные мастера. И Вы правы, мы потеряли немало замечательных летчиков. А тему эту не трогал, поскольку имеется желание написать о ней специальную статью. Не знаю получится или нет, но материал подбираю.
0 Ответить