Максим Левин Мастер

А.П. Чехов: обличение пороков или свет новой жизни?

Русская классика — это огромное здание литературы, пропитанное болью и беспокойством за судьбу маленьких людей. Поэтому она имеет общечеловеческое звучание и популярна до сих пор во многих странах мира.

Портрет А. П. Чехова Фото: Максим Левин, личный архив

Те из нас, кому за сорок, помнят детскую игрушку калейдоскоп. Приставляя к глазу небольшую цилиндрическую трубу и вращая ее в разных направлениях, можно было увидеть все новые и новые кристаллические узоры.

Так, читая и перечитывая произведения классиков русской литературы, мы каждый раз находим новые грани выражения действительности и ищем ответы на непростые вопросы бытия. Таковы рассказы и повести Антона Павловича Чехова! Искренние и надолго западающие в сознание, заставляющие задуматься…

Сатирический рассказ «Свистуны» проникнут глубоким презрением к баринам, которые услаждают себя умилительными сытыми разглагольствованиями в славянофильском духе о святости русского народа и в то же время с крепостническим свинством унижают этот самый народ.

В рассказе «Маска» Чехов смеется над подхалимством служилой интеллигенции, считающей себя либеральной, «мыслящей» и вместе с тем лакействующей перед диким самодурством пьяного купца-миллионщика.

Антон Павлович Чехов
Антон Павлович Чехов
Фото: ru.wikipedia.org

Хамство «сильных мира сего», угодничество перед ними, барство, паразитизм, грубость, пошлость, насилие над «маленьким» человеком, ложь, невежество — таковы были враги Чехова, мишени его великолепной сатиры, вдохновленной беспредельной любовью к простым, рядовым людям.

В рассказах «Смерть чиновника», «Справка», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев» по-новому продолжаются и развиваются лучшие традиции Салтыкова-Щедрина и Гоголя. Смерть маленького чиновника от страха из-за того, что он в театре нечаянно чихнул на лысину генерала, представляет собой сатирическое преувеличение, подчеркивая всю печальную, постыдную и жалкую правду жизни.

Борьба с пороками общества была не только в рассказах Чехова, она была и в жизни писателя.

Антон Павлович родился в Таганроге 17 января 1860 года в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавочки. Павел Егорович, отец Антона Павловича, был «коммерсантом», как он солидно называл себя, по профессии и художником — по душе. Его одаренность была разносторонней. Он увлекался живописью, самостоятельно выучился играть на скрипке.

Музей «Домик А. П. Чехова» в Таганроге
Музей «Домик А. П. Чехова» в Таганроге
Фото: ru.wikipedia.org

Самым сильным увлечением Павла Егоровича был созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам. Именно этот хор, а не торговля, был подлинным интересом его жизни. И тем не менее то положительное, что было в натуре Павла Егоровича и в его отношении к детям, было страшно искажено чудачеством, самодурством, мещанством, исковеркано тяжестью жизни.

В 1889 году в письме к брату Александру, упрекая его в самовластности, неуравновешенности в отношении к детям и жене, А. Чехов писал:

«Я прошу тебя вспомнить, что деспотизм и ложь сгубили молодость твоей матери. Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Деспотизм преступен трижды…»

Действительность, окружавшая Антошу Чехова, была покушением на его свободу. Еще более сильным врагом, чем семейный деспотизм, была гимназия.

Таганрогская гимназия была идеальной с точки зрения царского министерства народного просвещения, но она в то же время была настоящей фабрикой рабов. Из учащихся нужно было воспитать таких же рабов, какими были сами учителя, забить учеников до состояния постоянного трепета, угодливости, уничтожить в них сознание собственного достоинства.

Со всех сторон наступала на Чехова действительность, стремившаяся сделать из него раба, отовсюду надвигалось на него насилие. Но чем грубее был этот натиск, тем сознательнее и упорнее становился юноша Чехов в отстаивании своей внутренней свободы и своего человеческого достоинства.

Исаак Левитан, портрет А. П. Чехова (1885—1886)
Исаак Левитан, портрет А. П. Чехова, 1885—1886 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

Пройдут годы… И уже в позднем периоде творчества Антона Павловича зазвучат новые ноты — тема обновленной и более справедливой жизни в будущем. Начнет развиваться и достигнет небывалых вершин Чеховская драматургия. Из-под пера великого мастера русской литературы на сцену выйдут пьесы: «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад». Апофеозом темы новой жизни станет пьеса «Чайка». Так, сквозь мрак жизни, преодоленный героиней пьесы, мы различаем леймотив «Чайки» — тему полета, тему победы.

Один из героев пьесы «Три сестры» говорит явно от имени автора:

«Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества равнодушие, лень, предубеждение к труду, гнилую скуку… через какие-нибудь двадцать пять-тридцать лет работать будет уже каждый человек. Каждый!»

Что можно сказать с высоты прошедшего с той эпохи времени? Кто-то скажет о полной наивности А. П. Чехова, кто-то приведет картину мира, раздираемого политическими, социальными и духовными противоречиями, кто-то заговорит о приближающемся «конце света» и т. д... А может быть, золотой век человечества впереди и еще не все потеряно? Вопросы, на которые пока нет ответа.

Вынос из вагона гроба с телом А.П. Чехова. Николаевский вокзал, 1904 г.
Вынос из вагона гроба с телом А. П. Чехова. Николаевский вокзал, 1904 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Антон Павлович Чехов умер 2 июля 1904 года в немецком курортном городе Баденвейлере. В Москву тело писателя было перевезено через несколько дней. Похороны состоялись 9 июля. Могила Антона Павловича — на кладбище Новодевичьего монастыря, недалеко от могилы его отца.

Статья опубликована в выпуске 21.10.2016
Обновлено 19.04.2019

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Татьяна Пучкова Модератор 20 апреля 2019 в 13:33 отредактирован 20 апреля 2019 в 18:09

    Игорь Ткачев, Ваш вывод просто фантастический. Дескать, не могут баре проникнуться болью народной, а свою им не дано испытать, поскольку происхождение, привилегии и блага их оберегают и глаза застят. Все страдания ненастоящие, из пальца высосаны. А думки о простом человеке, так себе игры: "утром мажу бутерброд, сразу мысль, а как народ? И компот не льётся в глотку, и икра не лезет в рот."
    Щитай, одним взмахом всю классическую литературу 19 века на чистую воду вывели.
    Практически у всех знаменитых классиков того времени был запасной аэродром, а у некоторых - аэродромище.
    Салтыков-Щедрин родился в старинной дворянской семье. Большую часть жизни провел на государственной службе. Был даже губернатором Рязани. Ну, Вы понимаете уровень привелегий? Семья Достоевского принадлежала к дворянскому сословию, а его мать была из купеческого рода.
    Тургенев - единственный сын в богатой дворянской семье.
    Некрасов из семьи зажиточного помещика. А взял и написал "Кому на Руси жить хорошо" и про то, как "у бурмистра Власа бабушка Ненила, починить избенку, леса поросила..." Ох уж эти игры в защитников народа. Вы ж не поверите? И правильно.
    Ну про Толстова Вы в курсе.
    Разве что Чернышевский не дворянин, но правда и не рабоче-крастьянского происхождения. Сын священника. Куприн из семьи мелкого чиновника.
    Да у Чехова происхождение не сравнить с Толстым. Его отец, тот самый лавочник, сын крепостного и сам был крепостным. Дед Чехова всю жизнь копил деньги, чтобы выкупить себя и своих четверых сыновей. После выкупа отец Чехова записался в мещанство. С привилегиями, сами понимаете, у мещан туго. Потом подался в лавочники. Но неудачно. Разорился и вместе с семьей сбежал от кредиторов в Москву. Там перебивались, как могли. Это трудное время пришлось на подростковый и юношеский возраст Антона Чехова. Так что с болью у него все в порядке. Довелось пострадать. А вот с запасным аэродромом не повезло. Наоборот, став писателем, он поддерживал и содержал родителей.
    Чехов мой любимый писатель. Великолепный мастер слова. Получаю огромное удовольствие от чтения его рассказов. По владению словом могу сравнить с ним Паустовского.
    Но называть Чехова сатириком как то однобоко. Хотя, на первый взгляд, глубокомысленно

    • Татьяна Пучкова, отчего же, могут проникнуться. Но сами они не "одной лодке" с теми, к кому проникаются. Это проникновение не основательное и отчасти фальшивое.
      Как могу я проникнутся к больным раком в терминальной стадии и слезки полить. А потом пойду пиво пить.
      Или как я могу, к вам бедным, проникнуться тем, что до конца дней своих вы будете считать копейки, пенсии свои и зарплату в 15 тыщ. Но сам буду жить на доход с недвижимости и ренту в десять раз больше вашего.

      Ваш Антоша (чьи рассказы я также крайне люблю) был тот еще сукин сын. Живший иной, сытой жизнь. Он, как сам из его героев, от кого любовница сбежала и от этого страдающий, а не тот, у кого единственная дочь от тифа умерла, и от этого прочувствовавший всю немилость этой жизни.

      Что вы так возбудились? Вам такие простые вещи объяснять надо?
      Ну тогда мне понятна ваша боль при родах, ох как понятна. Нет там ничего такого, от чего надо было бы трезвонить всему миру. Родила, как кошка, и пошла дальше.
      Взрослейте уже и умнейте - чай не девочка, чтобы в иллюзиях до конца дней своих жить.

      • Игорь Ткачев, мдааа, собрали все, что могли. И роды, и пенсии, и онкологию, и про свой доход не забыли вставить, чтоб понимали, кто есть кто. Смешно Ну что сказать, не Толстой, и даже не Чехов

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 21 апреля 2019 в 14:06 отредактирован 21 апреля 2019 в 14:06

          Татьяна Пучкова, я ответил вам предельно понятно, на пальцах. Не будете вы проникнуты моей болью, ежели по др. сторону. Не поймете ее до конца никогда. Сытый голодному не товарищ.
          А сопереживать, в сторонке, можно. Что и делали господа Чехов, Толстой и вся русская классика - литературных трепачей.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 20 апреля 2019 в 08:04 отредактирован 20 апреля 2019 в 08:05

    Вы правильно назвали Чехова сатириком - хотя многие избегают этого слова, полагая, что его высмеивание человеческих пороков недостаточно "сатирическое".
    Красивый, элегантный писатель.

    Также, стоит посмотреть критическим глазом на самого "барина" Чехова: он был обеспеченным человеком, как сегодня, сказали бы, явно не к крестьянам и рабочему классу принадлежал. Пользовался привилегиями и благами, которое давало ему его положение с самого рождения.
    Примерно также, как и Толстой, игравший в босого крестьянина, но имеющего в качестве "запасного аэродрома" свое поместье и нажитое состояние.

    Может поэтому в его произведениях не боли. Его боли.

  • слова "«Пришло время, надвигается на всех нас громада..." слова героя, не автора.
    этих громад Чехов карикатурно изображал в вечных студентах трофимовых...
    а в "Доме с мезанином" старшую сестру, подвижницу изобразил явно карикатурно.
    хотя и там Чехов призывал читателя к разуму...
    поскольку "когда станет трудиться каждый", можно будет трудиться не более (простите) 20 ч. в пятидневную неделю (к чему в европейских странах и движется)
    Чехов мечтал, когда россиянин, как человек мира наконец освободится от влияния толпы...
    от тех самых 76 %
    Эта мысль освободится от влияния толпы повторяется в рассказе "Невеста» (1903) дважды
    спасибо Максиму Левину

  • Пока он был здоров, он был Антошей Чехонте и шутил над всем. писал одни скетчи и шутки.
    А как заболел туберкулезом - начал писать серьезные пьесы и пр...

    Оценка статьи: 5