Одним из таких способов являлась семафорная азбука.
В переводе с древнегреческого «семафор» означает «носитель знаков». Семафорный телеграф, который еще называют оптическим телеграфом, появился в конце XVIII века и, несмотря на сложность, оказался на удивление хорошим инструментом передачи информации на большие расстояния по суше.
Семафорный телеграф состоял из цепи башен, построенных так, чтобы с каждой башни можно было видеть соседнюю. На башне имелась мачта с несколькими шестами и подвижными планками на них. Шесты и планки можно было разворачивать под различными углами друг к другу и закреплять. Таким образом, на башнях появлялись фигуры различной конфигурации.
Каждой такой конфигурации приписывалось значение какой-нибудь буквы или цифры. Работник, находившийся на башне семафорного телеграфа (его с полным правом можно назвать телеграфистом), наблюдал за соседней башней. При изменении сигнала на одной из соседних башен он считывал этот сигнал и повторял его на своей башне. По уставу службы за недостаточно тщательное наблюдение или отсутствие на рабочем месте телеграфист мог запросто попасть в тюрьму. Так что следовало стараться.
Передача одного символа с помощью оптического телеграфа занимала около 2 минут. 8 миллибит в секунду! С точки зрения нашего мегаэлектронного века — черепашья скорость. Если принять среднее расстояние между башнями равным 10 км, скорость перемещения одного символа вдоль семафорной телеграфной линии составляла 5 км в минуту.
Первую такую линию построили в 1794 году во Франции между городами Парижем и Лиллем — это 225 км и 22 телеграфные башни. Таким образом, сообщение преодолевало этот длинный путь за 45 минут. И все же эта скорость во много раз превышала скорость гонца, который скакал бы от Парижа до Лилля на резвом коне более 5,5 часов без перерыва!
Длина среднего французского слова — 7 символов. Значит, передача одного слова занимала около 15 минут. Сообщение твиттера длиной 140 символов передавалось бы 280 минут, или более 4,5 часов!
Естественно, что изобретатель оптического телеграфа Клод Шапп (Claude Chappe; 1763 —1805) для того, чтобы ускорить передачу, применял и сокращения слов, и кодирование. Кодирование депеши также позволяло сохранить в относительном секрете текст, содержание которого по мере передачи становилось известным десяткам телеграфистов.
Недостатки семафорного телеграфа не затмили его достоинств. В России его тоже внедрили для передачи сообщений между Петербургом и Кронштадтом и некоторыми другими далекими и важными с военной точки зрения городами. До сих пор на крыше западного корпуса Зимнего дворца можно увидеть небольшую будку семафорного телеграфа. Она, конечно, уже давно не используется по назначению.
Оптический телеграф применяли до середины XIX века, когда появился телеграф электрический. Но по морю телеграфную линию не проведешь. Поэтому на кораблях военно-морского флота оставались семафорные башни, которые должны были обеспечивать связь в открытом море.
Но вскоре моряки поняли, что этой сложной технике есть простая замена. Обученный матрос с двумя флажками выполнял работу по передаче сообщений между кораблями и лучше, и — при некоторой тренировке — быстрее.
Каждая рука сигнальщика с флажком может располагаться в восьми позициях. Общее число позиций двух флажков — 64. Этого с избытком хватит для представления букв любого алфавита и цифр. Даже японская слоговая азбука (50 символов) может быть представлена с помощью всего двух флажков.
При хорошей видимости матроса, стоящего на специальном возвышении, можно было разглядеть в бинокль на расстоянии в несколько километров. Обучить сообразительного матроса скорости передачи 60−80 символов в секунду оказалось вполне возможным. Поэтому, начиная с 1870-го года, в корабельных расписаниях появилась новая должность — сигнальщик.
Должность эта была не из легких. Сигналы следовало подавать быстро и четко. Руки, все время поднятые и все время находившиеся в движении, уже через две минуты переставали слушаться. Поэтому сигнальщику работу старались облегчить — фразы передавали по возможности короткие и закодированные.
Сигнальщикам по должности приходилось быть заметными. Поэтому художники очень полюбили их рисовать. Два флажка и энергично поднятые руки превращали матроса в моряка-героя. Как такого не отобразить на полотне или на фотографии?
Знаменитые «Beatles» тоже однажды задумали «посемафорить». На обложке своего альбома 1965 года «Help!» они решили представить заголовок в виде семафорной азбуки. Каждый музыкант представлял одну букву.
В конце XIX века на военный флот пришел радиотелеграф. Польза от этого была очевидна всем: и сигнальщикам, и адмиралам. Но должность сигнальщика на военных кораблях не сократили. Корабли в море по-прежнему, случается, «переговариваются» между собой с помощью флажков. Чаще всего это делается в боевой обстановке, чтобы не обнаружить свое присутствие в радиоэфире.
Что еще почитать по теме?
Какой он, язык без костей? «Молчаливый» язык
Как голубь и «пацифик» стали символами мира?
SOS. День рождения символа, или Какое стихотворение мы вспомним сегодня?
Марк Блау, статья замечательная. Оценка 5. Но в скорости передачи сигналов позвольте усомниться - Обучить сообразительного матроса скорости передачи 60−80 символов в секунду оказалось вполне возможным. -
0 Ответить
С помощью семафора, и любителя персиков кажется, один французский граф Монтекристо разорил одного французского банкира Данглара. Было это, правда, в романе, а не в жизни. Но все равно интересный случай применения.
1 Ответить