• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Григорий Шарапа Грандмастер

Как перестать зависеть от смартфона?

Чрезмерное увлечение смартфоном может быть вредно и даже опасно для вашего здоровья, времени, личной безопасности. Поговорим о «реальной цене» за режим «онлайн». Смартфон есть у 90% населения крупных городов. Сам вопрос «Есть ли смартфон?» уже не принято задавать. И мало кто задумывается об оборотной стороне прогресса.

Фото: Depositphotos

Банки, социальные услуги, магазины — все включились в игру, выпуская различные приложения для мобильных устройств. Заявление же об обратном может сильно удивить. Итак, шокирующее признание: у меня смартфона нет.

Но вернемся немного назад в прошлое. Что происходило последние два десятка лет? Компьютеры становились компактнее, а телефоны — умнее. Ноутбуки, нетбуки, планшеты. Наконец появился он — современный коммуникатор, или смартфон.

Чем же он так притягателен?

Как перестать зависеть от смартфона?
Фото: Depositphotos

1. «Все в одном». Телефон, фотоаппарат, медиаплеер, интернет.

2. При этом полная мобильность по сравнению со стационарной техникой.

3. Как итог: возможность постоянно быть на связи (электронная почта, мессенджеры, социальные сети).

Этого было достаточно, чтобы стать «всеобщим техническим любимцем». А «минусы» были задвинуты рекламой и публикациями. В итоге модный тренд оказался сильнее здравого смысла.

Что плохого в смартфоне?

1. Ненужные расходы. Хотя и не такие страшные. Это самый незначительный пункт, на самом деле.

Сам аппарат 10 тыс. рублей — это разумный минимум. Но, конечно, надо взять «самый крутой», а это уже 20−30 тыс. рублей и более. Абонентская плата (в основном из-за интернета и дополнительных услуг) — в районе 1000 рублей, опять-таки минимально. К тому же долго смартфоны не живут, можно легко уронить, в итоге очень часто их меняют каждый год-два. Получается, что на связь уйдет 3000 рублей в месяц.

2. Постоянно находясь на связи, вы получаете разнообразные сообщения. Это поглощает ваше время и внимание.

Телефон поглощает уйму внимания
Телефон поглощает уйму внимания
Фото: Depositphotos

3. Вас постоянно контролируют в прямом и переносном смысле.

Руководство, коллеги, друзья — все хотят знать, где вы, что делаете, о чем думаете. Если это не сильно вас «достает», то подумайте о следующем.

Конфиденциальность в Интернете так или иначе находится «под ударом». Идет постоянный сбор данных с разными целями. Сверх того, мы сами постоянно выкладываем о себе информацию в социальных сетях. В итоге через смартфон о нас собирается обширное досье: интересы, мысли, фотографии, связи и прочее.

4. Посмотрите вокруг в общественном транспорте или на улице, а также на поведение ваших знакомых и близких людей. Очень многие просто не могут выпустить из рук данное устройство! Постоянно находят причину «работы» с ним. Смотрят фотографии, видео, играют в компьютерные игры. То есть то, для чего раньше был необходим компьютер или нечто другое, теперь делается на ходу и без остановки (в метро, на улице, во время обеда и перед сном, ну и, конечно, во время работы).

Как перестать зависеть от смартфона?
Фото: Depositphotos

При такой нагрузке появляется целый ряд проблем физиологического характера:

  • Экран — та же лампочка, а точнее тысячи лампочек, которые светят вам в глаза. Влияние на зрение.
  • Конечно, удобнее всего сидеть или лежать. Тело не двигается.
  • Проблемы с кистями рук, которые набирают, нажимают, держат смартфон.
  • Наконец, излучение от 3G/4G интернета (да, ничего не доказано, но голова будет точно болеть, если часами использовать смартфон для доступа в Сеть, хотя это отдельная тема; скажем только, что тут важны расстояние до аппарата, время активной работы в Сети, его мощность, тип излучения; тот же WI-FI значительно менее опасен, чем 3G/4G).

Конечно, ко всему можно привыкнуть. То есть человек — это такое «животное», которое принимает на себя любые вредности, при этом, что удивительно, продолжительность жизни все время даже растет. Но согласитесь, тут есть о чем задуматься. Медицина у нас уже не бесплатная. Под максимальным воздействием оказываются дети и подростки.

5. «Уход в виртуальность». Минимальное «живое общение». (Хотя иногда это единственный вариант общения с конкретным человеком.)

Кажется, список «минусов» значительно перевешивает «плюсы»?

Что же в итоге?

Как перестать зависеть от смартфона?
Фото: Depositphotos
  1. Я не призываю отказаться от смартфона. Хотя это было бы интересным решением.
  2. Давайте использовать эту технологию разумно. Не надо постоянно держать его в руках и кому-то что-то писать, что-то смотреть и т. п. К тому же это не очень культурно по отношению к собеседнику.
  3. Вы можете отключить все уведомления. Проверяйте почту и другие сообщения только в определенное время.
  4. Узнайте больше о проблемах конфиденциальности. Подумайте об ограничении распространения информации о себе.
  5. Подумайте о своем здоровье. Постарайтесь нейтрализовать по возможности отрицательные воздействия.

Итак, во всем нужна мера. Иногда в спешке жизни мы забываем об этом. Новые технологии заманчивы, но не абсолютно обязательны для применения везде и всегда.

Статья опубликована в выпуске 4.01.2019
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Григорий Шарапа Григорий Шарапа Грандмастер 21 июня 2019 в 13:30 отредактирован 21 июня 2019 в 13:30 Сообщить модератору

    Ну вот сегодня вижу в ШЖ на правах рекламы вышло -
    https://www.shkolazhizni.ru/market/articles/98380/

    Вопрос возникает - насколько это нужно? Ну в конце концов, да, согласен - мобильник дело необходимое. Но смартфон-то ему зачем?

    Будет все время "пялиться" в экран, а потом к окулисту 100% через некоторое время. Про другие вредности мы уже тут написали тоже.

    • Григорий Шарапа, в этом обзоре рекламируется устройство, которое нужно не ребёнку, а его родителям. Это же аппарат для контроля - где находится, чем занят и т.п. Заголовок статьи на мой копирайтерский взгляд совершенно неудачный.
      И в любом случае в какой-нибудь экран он будет пялиться всё равно. Не в этот, так в другой, не сейчас, так через год. Но вот окулист - определённо не 100%.

      • Григорий Шарапа Григорий Шарапа Грандмастер 22 июня 2019 в 14:42 отредактирован 22 июня 2019 в 14:46 Сообщить модератору

        Наталья, да понятно конечно. Просто мобильник бы ему и дело с концом. Мое мнение.

        Работать за компьютером надо не более неск часов в день. А мы сидим и сидим за ним, а еще и смартфоны, ТВ и тп. Как-то уже попривыкли..)

        И опять-таки - меня лично больше всего беспокоить излучение. И уж детей надо отгородить от этого.

        Я напр., его физически ощущаю. Поэтому принципиально не использую смартфон. Да и зачем он простите вообще? Фотографии делать и сообщать всем где ты находишься? В банк счет заходить (небезопасно)?

        Другая тема немного, "занесло")

        • Григорий Шарапа, ну, зачем он нужен, смартфон. У меня, например, это рабочий инструмент, средство связи с клиентами. Я работаю напрямую, вне бирж, и подавляющее большинстве заказчиков ко мне обращаются по телефону или через мессенджеры. В рабочее время приходится быть на связи по возможности всегда. В нерабочее -- игнорирую)

          Кроме того, мессенджеры — моё средство связи и общения с дочерью, когда она не рядом, то есть бОльшую часть времени, потому что просто позвонить по телефону ей нельзя, а что-то сообщить, обсудить бывает нужно регулярно.

          А к технике с родительским контролем у меня неоднозначное отношение, скорее не очень хорошее. К счастью, мне это уже давно неактуально, а когда могло бы - такого ещё не было.

  • Нью Йоркер Читатель 30 мая 2019 в 23:00 отредактирован 30 мая 2019 в 23:02 Сообщить модератору

    "...К тому же долго смартфоны не живут..."
    Мой первый смартфон "прожил" у меня лет восемь - и это только "в качестве смартфона". За это время я три или четыре раза менял батарейку. Когда у него окончательно сдох динамик, я снял его с сервиса и "повесил" его на Bluetooth-спикер - сегодня он "живет" у меня дома в качестве MP3-плеера (благо есть возможность вставить micro-SD карточку с музыкой, записанной на настольном компе) и WiFi-приемника.
    Мой нынешний (второй) смартфон "живет" у меня лет пять. Однажды я батарейку уже сменил, скоро буду менять снова.
    К сожалению, мой нынешний смартфон - последняя модель, у которой батарейка сменная. Сегодня все производители навязывают нам эту "подлянку" - "жестковстроенную" (несменную) батарейку. Такое решение позволяет сделать телефон на долю миллиметра тоньше (а так ли уж это надо?).
    Такое решение вроде бы дает бОльшую водонепроницаемость. А так ли уж производители заботятся о водонепроницаемости? - кнопки-то у смартфонов по-прежнему не защищены!
    А так ли уж производители заботятся о механической прочности? Никаких крышек на экран не существует, большинство чехлов для смартфона - мягкие, совершенно не спасают от удара.
    Несменная батарейка, незащищенный экран... Похоже, что смартфоны НАМЕРЕННО делают так, чтобы они долго не жили!
    Технические новинки? Камеры с повышенным разрешением? Мне, например, моих десяти мегапикселей во фронтальной камере и пяти мегапикселей на задней вполне достаточно. Я не профессиональный фотограф, вряд ли смогу реально использовать большее разрешение.
    Единственное возможное объяснение такой практике - жадность производителя, стремление заставить покупателя как можно чаще платить за новую модель!

    • Григорий Шарапа Григорий Шарапа Грандмастер 2 июня 2019 в 15:00 отредактирован 2 июня 2019 в 15:02 Сообщить модератору

      То что вы пишите, мне кажется, вполне справедливо. Правда, это уже больше про "потребительское мышление" (об этом тоже будут некоторые статьи, думаю).

      А так, п.1 "минусов" как раз об этом (лишние расходы, если менять его каждые полгода).

      И действительно, иногда производитель навязывает решение, "интересное" ему. В итоге, старые вещи могут оказаться даже лучше новых, в каких-то случаях.
      То что "долго не живут", не совсем, вероятно корректно выразился. По крайней мере, у некоторых людей так получается (все спешат, бегут, а они падают и разбиваются.. видимо, мы с вами более аккуратные с техникой).

  • Пытался интересно кто-то перестать использовать смартфон или как-то минимизировать работу с ним? Например, один мой родственник как-то взял и удалил там программы для Инстаграма и ВК (сами акаунты остаются конечно, можно посмотреть через ноут).

  • В настоящее время на подходе статьи (серия статей) про Опасность Сотового Излучения, в т.ч. про безопасную работу с такими устройствами как - смартфоны, телефоны, планшеты, модемы, роутеры. Скорее всего, они выйдут в рубрике "Красота и здоровье".

    • Григорий Шарапа, помню одну работу, получившую знаменитую "шнобелевскую" премию.
      Британские студенты взяли два сотовых телефона (смартфонов тогда не было), зажали между ними куриное яйцо, позвонили с одного из них на другой, поставив рядом играющий радиоприемник (нужен был какой-то сигнал, чтобы обеспечить работу телефонов). Через час такой "обработки" яйцо оказалось сваренным! А ведь наши мозги оказываются в роли "того самого" яичка...

  • Ольга Дагаева Ольга Дагаева Читатель 9 апреля 2019 в 19:06 отредактирован 9 апреля 2019 в 19:37 Сообщить модератору

    Очень интересную тему Вы подняли. Смартфон сегодня – это фактически электронная копия твоего «Я». В нем все – круг общения, семья, работа, сфера интересов. Любое действие в телефоне – плюс еще один пункт к самой подробной информации о тебе, как о личности. Смартфон – гениальное изобретение для управления человечеством. И, к сожалению, реалии современной жизни таковы, что обойтись без него практически невозможно. Иначе ты просто «выпадаешь» из социума. Но вот тут (я согласна с автором) стоит серьезно задуматься над тем, кто же главный в связке «человек – телефон», и попробовать выйти из подчинения «незаменимого» гаджета.

    • Григорий Шарапа Григорий Шарапа Грандмастер 12 апреля 2019 в 19:03 отредактирован 12 апреля 2019 в 19:05 Сообщить модератору

      Ольга, спасибо за комментарий. Хотя немного не соглашусь, по поводу необходимости использования смартфона всегда и везде. В этом случае, он действительно превращается в "копию личности" без всякой фантастики.

      "Смартфон – гениальное изобретение для управления человечеством", ну можно сказать, что и так. Хотя я вообще перечислил разные "вредности", самые очевидные - влияние на здоровье и потери времени.

      С проблемами конфиденциальности, да, это тоже присутствует. Но это скорее темы других статей, а здесь просто упомянул о таком.

  • Очень хорошая статья и дельные советы. Сейчас уже не только дети и подростки не выпускают из рук эти гаджеты - взрослые готовы денно и нощно смотреть в экран!
    Если смартфон подключен к почте, то постоянные напоминания о пришедших письмах (кстати, иногда совсем не нужных!) так и заставляют взять смартфон в руки.
    Очень хороший совет: надо приучить себя проверять почту 1-2 раза в день, а не бегать к смартфону, чтобы посмотреть, что там пришло.

    Оценка статьи: 5

    • Григорий Шарапа Григорий Шарапа Грандмастер 13 марта 2019 в 19:43 отредактирован 13 марта 2019 в 20:04 Сообщить модератору

      Магдалина, спасибо за ваши комментарии. И по другой статье тоже (про Гибсона)!

      А этими смартфонами, ну да, вроде полезная вещь (на первый взгляд). Но после работы с ними утомление какое-то появляется. Возможно, не все это чувствуют, но это воздействие 3G связи. Вообще это отдельная тема.

      Но кратко личное мнение. Почти небольшая статья получилась..

      По типам излучения

      Интернет через сотовую связь = наибольшее воздействие,
      вай-фай = уже не так утомляет (считается, что почти не воздействует, но спорно),
      наилучший вариант = провода.

      По продолжительности работы и расстоянию

      Опять-таки - тут зависит и от продолжительности работы еще, и от расстояния до источника. Т.е. если быстро поговорить по телефону - это нормально. А если 30 минут и держать около головы - то уже хуже. Поэтому не надо так много разговаривать. Есть же и обычный телефон дома.

      Кстати, еще совет именно по телефонной связи (или смартфон) - используйте громкую связь. Ну услышат окружающие ваш разговор, зато голова будет в порядке. Насчет гарнитуры - вопрос тоже спорный. На улице это еще и опасно (ничего не услышите вокруг).

      Еще бывает, особенно за городом, люди используют модемы для доступа в сеть. Их надо ставить как можно дальше от себя. 5-15 метров. Но даже 3 метра - уже лучше чем рядом.
      А уже до этого источника - вай-фай или провод.

      -------------

      После прогулки по улице же не хочется вообще садиться за компьютер. Но как-то уже все привыкли что это нормально - несколько часов за ним работать.) Так хотя бы - отвлекитесь - но нет, надо - "ответить-сфоткать-прокомментировать и тп"·

      • Григорий Шарапа, "Насчет гарнитуры - вопрос тоже спорный." Откровенно говоря, БОЛЕЕ ЧЕМ спорный: большинство гарнитур сегодня беспроводные, на BlueTooth'е. А этот самый "голубой зуб" тоже излучает...
        В свое время мне попалась реклама гарнитуры "Blue Tube". Гарнитура подключается по проводу (какой ужас! смартфоны последнего поколения даже не имеют такой розетки - производители навязывают нам беспроводное подключение), спикер вместе с микрофоном висит на груди - подальше от мозгов - а звук в уши идет по гибкой трубочке. К сожалению, "не пошло" - производители этого не хотят...

        • Если блю туз, то да, конечно. Но его излучение, по крайней мере, по субъективным ощущениям, менее мощное (что-то вроде вай-фай, если кто-то больше знает - поправьте пжл).

          Мощность излучения "компенсируется" временем воздействия, если ходить с ним целый день). Ну и относительно короткое расстояние (до головы). Т.е. тут надо смотреть на конкретные условия.

          Про все эти факторы плюс мы рассмотрели там практические примеры -
          см. более новую статью -
          https://www.shkolazhizni.ru/health/articles/97971/

  • Григорий Шарапа Григорий Шарапа Грандмастер 4 января 2019 в 20:55 отредактирован 4 января 2019 в 21:04 Сообщить модератору

    Конечно, раньше хотя бы читали в метро. По крайней мере, это более интеллектуальное занятие. (Никто кстати не мешает читать электронные книги, которые с "электронными чернилами". Но это отдельная тема, также как и про "сбор денег" с доверчивых пассажиров.)

    В целом ситуация похожа на появление компьютеров, а затем и интернета. Сначала очень многие проводили там часы. Потом как-то уже привыкли, что это все-таки инструмент работы или отдыха, но так или иначе, надо немного "тормозить". Теперь все это перешло на мобильные устройства (точнее, видимо "интернет-мания" перенеслась на них). Надо "наиграться" видимо людям.. Я лично работаю за компьютером, поэтому уже что-то такое там смотреть или просто даже искать - нет желания очень часто. Про смартфон уже не говорю (не применяю). (Кроме конечно публикаций в ЖЖ. Но фактически это часть работы.)

    ?
    Хотелось бы услышать все-таки комментарии, содержащие личный опыт. Ограничиваете ли лично вы использование смартфона, вообще на это "забили" или еще какой-то вариант?

  • Все верно!

    Сегодня в метро рассматривал студентов, сидящих напротив.
    Если бы незаметно убрать смартфоны, то пассажиров можно разделить на 2 группы: одни спят, вторые - просят милостыню...

  • Лорик Болгин Читатель 4 января 2019 в 00:06 отредактирован 4 января 2019 в 09:06 Сообщить модератору

    Можно согласится с автором "...Давайте использовать эту технологию разумно и подумаем о здоровье". Хотя, это сложный вопрос.