• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Вокруг Льюиса Кэрролла - 2. «Алиса в Стране чудес» — это плод математического разума или бред наркомана?

Продолжаем наш разбор мифов и домыслов, окружающих знаменитую сказку Льюиса Кэрролла. Прошлый раз я уже обсуждал представление об «Алисе», как о страшной пугающей сказке. Надо сказать, что жуткие трактовки «Алисы» появились далеко не сразу и расцвели буйным цветом лишь во второй половине XX века.

Фото: Фрагмент обложки диска игры «American McGee’s Alice»

Перейти к предыдущей части статьи

Сначала за дело взялись «фрейдисты», которые тут же отыскали в сказке потаённые фобии автора и подавленную сексуальность. Достаточно сказать, что падение в кроличью нору стали трактовать как проникновение в женское влагалище (в мультфильме «Malice in Wonderland» 1982 года это даже продемонстрировали наглядно).

Ну, а с началом во второй половине 1960-х т.н. «психоделической революции» появилось ещё одно весьма расхожее представление…

«Алиса» — психоделическая абсурдная сказка, написанная наркоманом с психическим расстройством

В это время Кэрролла и его сказку присвоили себе пропагандисты «расширения сознания» с помощью галлюциногена ЛСД. Певица Грейс Слик из группы JEFFERSON AIRPLANE в своей песне «White Rabbit» (1967) прямо связала сюжет «Алисы» с наркотиками. Мол, не случайно Гусеница курит кальян, а Алиса пьёт непонятные жидкости и ест грибы, чтобы «измениться».

Разумеется, попытки представить Кэрролла наркоманом или скрытым психом в научной среде успехом не увенчались. Обычно в качестве доказательства приводили сильные мигрени, мучающие автора «Алисы», отчего тот даже падал в обморок. Некоторые исследователи подозревали, что их причиной могла быть височная эпилепсия (но это не точно). Сам же Кэрролл впервые упоминает приступ в дневниковых записях за 1880 год. Т. е. тогда, когда ему исполнилось 48 лет и все его главные художественные произведения уже были написаны.

Иллюстрация Джона Тенниела из «Алисы в Стране чудес»
Фото: Иллюстрация Джона Тенниела из «Алисы в Стране чудес»

Однако среди обывателей до сих пор господствуют представления о том, что все неординарные произведения искусства — следствие психических расстройств или наркоманских пристрастий. Потому что идиотам всегда трудно поверить в то, что человек может обладать богатым воображением безо всяких стимуляторов и психозов.

«Алиса» — сказка «сухая» и скучная

Обратной стороной предыдущего мифа является утверждение в том, что сказка Кэрролла чрезмерно рациональна и скучна. Ну, почти как учебник по истории Англии, который читает Мышь, чтобы «высушить» промокшую компанию. Как тут не вспомнить Рэя Брэдбери, сравнившего «Алису» с «холодной овсянкой, арифметикой в шесть утра, ледяным душем и нескончаемыми уроками»!

Мышь читает «сухую» лекцию
Мышь читает «сухую» лекцию
Фото: Иллюстрация Джона Тенниела из «Алисы в Стране чудес»

На самом деле всё зависит от конкретных вкусов и предпочтений. В «Алисе» хватает необычных событий (вроде плаванья в Море Слёз и игры в крокет живыми фламинго), но подозреваю, что ограничься Кэрролл лишь этим, его сказка вряд ли бы обрела культовый статус (в той же «Стране Оз» подобных увлекательных происшествий даже больше).

Как мне кажется, долговечность «Алисе» обеспечили странности совсем другого рода — не раз уже помянутые мною каламбуры, парадоксы и изощрённо-извращённая логика. Самые лучшие образчики юмора Кэрролла, как правило, представляют собой интеллектуальную забаву с большой долей рассудочности.

Разговоры Алисы с обитателями Страны чудес напоминают беседы с отмороженными софистами. Они постоянно «троллят» героиню, ловят её на оговорках, а откровенно безумные вещи говорят с такой убедительностью, что Алиса часто не знает, что на это возразить.

— Это даже и не письмо, а стихи.
— Почерк обвиняемого? — спросил другой присяжный.
— Нет, — отвечал Белый Кролик. — И это всего подозрительней.
(Присяжные растерялись.)
— Значит, подделал почерк, — заметил Король.
(Присяжные просветлели.)
— С позволения Вашего Величества, — сказал Валет, — я этого письма не писал, и они этого не докажут. Там нет подписи.
— Тем хуже, — сказал Король. — Значит, ты что-то дурное задумал, а не то подписался бы, как все честные люди.

Не случайно немало исследователей считают, что относить сказку Кэрролла к жанру чистого «нонсенса» (т.е. «бессмыслицы») не совсем верно. «Бессмыслицы» в «Алисе», по большей части, имеют свою структуру и логику. Да, это очень искажённая ошибочная логика, но в реальной жизни подобные приёмы используются сплошь и рядом (от гопников в подворотне и лжеучёных до политиков и рекламщиков).

Многие делают упор на том, что «рациональный» стиль сказки связан с тем, что её сочинял «холодный ум математика». Да, по образованию Кэрролл был математиком, однако собственно математических шуток в его «Алисе» исчезающе мало. Зато там много логических и филологических игр. И, естественно, далеко не все люди испытывают страсть к подобным забавам.

Титульный лист первого издания
Фото: Титульный лист первого издания

«Алиса в Стране чудес» лучше «Алисы в Зазеркалье» (или наоборот)

Здесь, опять-таки, всё зависит от вкусов читателя. Например, одна из моих знакомых больше ценит «Страну чудес» — «за непосредственность и более ярких персонажей». Я же отдаю предпочтение «Зазеркалью». Вторая сказка более сюжетно цельная, продуманная и внятная, чем первая (которая, по сути, сочинялась как импровизация для узкого круга людей).

В общем, если вам больше по душе забавные события и сказочные превращения, то и «Алиса в Стране чудес» понравится больше. Если же вы цените хитроумные словесные игры и смысловые парадоксы, то в этом плане явно лидирует «Зазеркалье», где значительное место занимают именно беседы персонажей.

Продолжение следует…

Статья опубликована в выпуске 21.07.2020
Обновлено 27.08.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: