Новый закон не отменил старый: за нецензурную брань в общественных местах — штраф до 15 МРОТ или до 15 суток ареста. В силе и статья «Оскорбление» УК РФ: по ней матерщиннику светит до 100 МРОТ или до шести месяцев исправительных работ.
Закон оживлённо и активно обсуждался в Интернете, СМИ и телевизионных шоу. Так, например, в шоу «60 минут» однажды с жаром решали — быть или не быть мату… Депутат Госдумы от Воронежа даже подсчитал количество матерных выражений — 66. Прямо почти число дьявола!
А я сидел в кресле и тоже размышлял — «ущучить» мат, скрутить его или пусть живёт? Как бы не получилось опять, как с водкой. Боролись, боролись…
Главным экспертом в шоу выступил новый яркий политик и шоумэн Сергей Шнуров — с одной стороны, а с другой — известный продюсер Иосиф Пригожин. Один говорил о чистоте русского языка, другой о его богатстве.
Понимая сложности правоприменения новых законов, я полез в историю вопроса. А ругались ли наши предки? Оказалось, ругались. И ругались с удовольствием, несмотря на запреты и наказания.
Например, царь Алексей Михайлович в 1648 году издал указ, чтобы
…песней бесовских не пели, матерны и всякою непотребной лаею не бранилися… А которы люди учнут кого бранить матерны и всяко лаею — и тем людям за такие супротивные христианскому закону за неистовства быти от Нас в великой опале и в жестоком наказаньи.
Однако сам царь использовал мат даже в переписке. А в «просвещённом восемнадцатом столетии» Ломоносов в 1743 г. 26 апреля перед полуднем поносил профессора Винсгейма многими скверными словами, которые и писать стыдно, а сверх того грозил, что он ему «зубы поправит».
Главнокомандующий Михаил Кутузов наорал на генерала Сергея Маевского и послал его (кошмар!) на три буквы.
А вот Петру великому, который, к слову, придумал для себя прозвище «Пахом ПихайЮХУ», приписывают так называемые матерные загибы. Вроде и не мат, но если вглядеться — мат натуральный!
Голштинский дипломат Адам Олеарий, посещавший Россию в XVII в., старательно записал для Европы слова, «которыми русские пользуются при вспышках гнева». Учился, надо полагать.
Екатерина II была точно великая: адмирал Чичагов, рассказывая ей, как обратил шведский флот в бегство вошёл в раж и орал:
— Я их, я их бл… мать, перемать…
Вдруг старик опомнился, в ужасе вскочил и повалился перед императрицей:
— Виноват, матушка, Ваше императорское Величество… Просите великодушно, наболтал чёрти чего, — умолял адмирал.
— Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте, — кротко сказала императрица, — я ваших морских терминов не разумею.
Мудра была императрица!
Читая про борьбу со сквернословием, я убедился, что все боролись: и цари, и политики, и церковь… Но результаты не впечатляют.
А вот основоположники марксизма отрицательно относились к ругательству, что родило эфимизм: «Маркс твою Энгельс». Вроде бы прилично и в то же время выражает эмоцию. А как обычно выражает эмоции русский человек? Ответ ясен. Русский мат многогранен. С его помощью можно выразить и досаду, и обиду, и даже удивление!
А вот очень распространённое ныне «Блин»? Это тоже эвфемизм, заменяющий одно известное всем ругательство, которое тоже начинается с буквы «б». Предположительно, появилось оно ещё в конце 80-х — начале 90-х годов. Некоторые лингвисты полагают, что «блин» произошел от более старого выражения «блин горелый». Но мне кажется, что это очередная ширма. Как бы то ни было, «блин» — горелый он или нет — до сих пор является самым употребляемым ругательством среди народа. «Блин» выговаривают и дети, и женщины, и политики!
А отдельные писатели (так сказать, инженеры человеческих душ) утверждают, что мат придает разговору необходимый «перчик», позволяет более богато и полно донести смысл сказанного.
А другие считают, что мат является весьма опасной духовной заразой, которая подобно раковой опухоли губит душу народа.
Вот в советские времена с матом боролись, но, по-моему, тоже без видимых успехов. Советская власть пыталась бороться, и даже в законодательстве СССР использование ненормативной лексики в общественном месте квалифицировалась как мелкое хулиганство и наказывалась штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток.
А вот как с правоприменением? Мне лично известен только один случай, да и то по совокупности…
Дело происходило в конце 70-х. У нас на фирме трудился прораб по фамилии Нога, и звали его Витя. Огромный дядя, выпивающий для разминки бутылку водки, был скор на расправу. Матом он не ругался — он на нём просто разговаривал.
Так вот, Витя после рабочего дня расслаблялся в пивнушке до закрытия, после чего его занесло в центр города и он решил зайти в туалет. На беду, самый близкий находился в райотделе милиции. Поскольку дело клонилось к ночи и в отделе никого не было, дежурный сразу узрел подозрительного гражданина. Спросил его, куда это он направляется? На что Витя отмахнулся и ответил ему по матушке, куда.
Дежурный позвал товарищей в погонах, и они с ущербом для себя, но всё-таки повязали прораба. Так вот на суде Витю предупредили, чтобы он прекратил выражаться нецензурно. Витя изумлённо обвёл всех глазами и ответил:
— А вы думаете, граждане судьи, что крановщик поймёт, если я ему скажу: «Милостивый государь, извольте оторвать свою попу от скамейки и, пожалуйста, немедленно приступайте к работе, а то у меня каменщики простаивают!» Да он на больничный уйдёт, мать вашу, перемать!
Дальше шло уж совсем непотребное. Вите дали год и добавили за мат штраф в 1000 рублей. Витя Нога всё, что думал о суде, высказал в последнем матерном слове!
Других примеров я не знаю.
Ответственнее прочих к запретам сквернословия подошла Церковь. Что странно — поскольку те же иностранцы в один голос утверждали: «Русские в ругательствах крайне редко употребляют имя Божье и почти не пользуются отсылкою к чёрту». Казалось бы, вот оно, благонравие, чего ещё желать? Ан нет!
Наказанием за сквернословие служил запрет на причастие и церковное покаяние. Раскаивались ли они — не думаю.
Заработает ли новый закон? Не знаю. По-моему, надо просто ввести языковую цензуру и запретить мат в кино, спектаклях, средствах массовой информации, а в быту… Это вопрос культуры, образования. Хотя, например, Александр III был блестяще образован, но, сказывают, любил крепкое словцо!
Мне кажется, что никакие штрафы привычку ругаться матом и не только не вытравят. из людей , поколениями слушавшими ее и всосанными с молоком матери. А некоторые произносят трёхэтажные конструкции на автомате, не задумываясь. Они так привыкли с детства или им пришлось выучить "алфавит строителя" на работе- иначе "товарищ не понимает". На стройках, ведущимися в развивающихся странах нашими специалистами, все местные рабочие ругаются матом только так. Он думают, что это технические термины.
Но пытаться бороться надо, кто бы сомневался.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Наталия Нечухаева, Но пытаться бороться надо, кто бы сомневался. Обучать, при инструктаже по технике безопасности, материться литературно, например:
Как, по Каме речки, плыли три дощечки,
Эх, так твою мать, плыли три дощечки. Это, так говорил мой очень образованный наладчик своим подопечным, и продолжал - не смей говорить: кувалда, лучше кувалдометр. Кстати, являлся заслуженным донором России.
1 Ответить
Наталия Нечухаева, Магдалина Гросс, должен сказать, что не так уж тупы были слесари, сварщики, строители, сантехники и другие рабочие, чтобы не понимать обычных слов. Это больше специально раздутая кем-то мифология. Видимо, кому-то это было удобно. До определенного момента я и сам грешил матерщиной и в студенчестве, и в армии поначалу. А потом отказался. И мое общение с подчиненными без брани стало даже плюсом для меня. С той поры я вообще не матерюсь. И когда на заводе трудился, и на стройках. Ребята удивлялись, но и уважали за такой подход к делу. А для особо дерзких у меня в запасе была демонстрация 3-х минутного выступления с употреблением исключительно нецензурщины и без повторов. На спор, конечно, где на кону был отказ окружающих от мата. Результат был потрясающим.
1 Ответить
Наталия Нечухаева, Давайте бороться! Трудно бороться с собой!
0 Ответить
Матерная брань всегда была и боролись с ней всегда, а вот превратить весь этот процесс в балаган - новинка. Использовать ли нецензурную лексику в быту - личный выбор каждого, впрочем, в творчестве это тоже не возбраняется - слагаются же матерные частушки для аудитории, которой нравится этот жанр, стражи правопорядка на улицах задерживают громких хулителей, чтобы предотвратить вероятное развитие событий. Все нормально. Не нормально становится, когда матерщина, чтобы шокировать публику преобладает над прочими вариантами завоевания симпатий, когда обсуждение законов превращается в шоу, а соцсети, которые по-сути являются местом частной переписки, начинают подвергаться цензуре.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Карл-Август Аванти, Могу сравнить. В советкие времена на производстве мат - дело обычное, но в печати, искусстве встречалось редко. Сегодня повсеместно. На улицах, в общественных местах мат звучит постоянно - раньше было намного потише.
А проблема в общей деградации. Смотрите вокруг, что делается. Распоясались, считают нормой жизни.
2 Ответить
Вадим Гарин, поддерживаю. Причем заметьте: трактовка понятия "мелкое хулиганство" ведь видоизменилась. Если раньше "нецензурная брань" стояла отдельно на первом месте, то теперь: "Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества." Таким образом, мат, сам по себе, как бы разрешается законодателем.
2 Ответить
Валерий Сатокин, вы правы. За словесами приравняли - разровняли. А надо законодательно сделать мат отдельной статьёй. Вспомнил забавный эпизод. Я собачник и всю жизнь занимался собаками. И в клубе у нас был один прапор с овчаркой, который подавал команды с прибавлением мата. Так его на соревнованиях по ЗКС снимали - не всем же заткнёшь уши!
1 Ответить
Мне кажется, что ничего здесь не получится. С одной стороны, надо, конечно, пресекать это дело, потому что матом ругаться в обществе - негоже. С другой стороны, иногда люди просто не понимают, когда им говоришь по-нормальному. Вот по-ненормальному - понимают тут же. И как быть?
(Сама не ругаюсь, но иногда очень хочется).
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, в таком случае скоро все будут понимать всех, а на нём и будем разговаривать.
1 Ответить
Согласен с Вами: необразованность не может быть примером богатства языка. А вот со штрафами за мелкое хулиганство Вы что-то напутали. Максимальный штраф в те времена за админправонарушение был 50 рубчиков.
2 Ответить
Валерий Сатокин, может вы и правы. Я это взял из инета. Сам не помню. Меня не штрафовали, а я тогда не ругался.
2 Ответить
Ну, "Блин!" давайте оставим в лексиконе! Представляете, сколько невинных ушей завяло бы, если бы вместо него употребляли то, что он обозначает!
Да, еще и Клинтону достается, потому что Блин позволяет словосочетание - Блин Клинтон!
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Любовь Дубинкина, мне тоже нравится. И куда же мы без них, блинчиков. Как-то довелось быть переводчицей у английской пары. они пробыли в Украине 2 недели, и уже кое к чему спели привыкнуть. Но их очень удивляли "б-н" в транспорте, на у лице, в кафе, далее- везде. Спросили меня , что это за слово, которое употребляется чаще , чем их well.Я сказала, что это наше украинское национальное блюдо, pancakes.
В ответ услышала"-Нет, мы знаем, что украинское национальное блюдо - это "borsch and lard".
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Любовь Дубинкина, Ха-ха! Блин Клинтон мне нравится. Видите ли, Любовь, вы, конечно поняли из текста о моём осторожном отношении к мату. Думаю, что из нашего быта его не изымешь. Однако ему безусловно надо закрыть дорогу в искусство, СМИ. Это сделать просто: цензура и наказание. И главный вопрос - это дети и школа. Мы на улице такое слышим от современных девочек и мальчиков - не только уши завянут! Вот эта проблема посложней: здесь задействована семья и среда обитания. А в семьях разговаривают с матом. Это повседневная практика. У нас приятельница - врач, к.м.н. - у неё внучка пяти лет поливает матом так, что не знаешь, не то смеяться, не то плакать.
А некоторые, типа Шнура этого считают мат богатством языка.
2 Ответить
Вадим Гарин, мне кажется, мат считают богатством языка 1) от бедности языка - своего личного.2) если выпендриться нечем больше, как Шнуру и иже с ним
Оценка статьи: 5
3 Ответить
Любовь Дубинкина, шёл 21-й час, директор з-да пригласил нач-ков основных цехов - говорите кратко, сколько деталей изготовлено? По очереди усталыми голосами доложили: тьма, море, дохрена.
- Вы совсем забыли цифры, так я Вам про алгебру - надеюсь помните: икс, игрек, добавьте ещё одно неизвестное и следуйте в этом направлении.
0 Ответить
Любовь Дубинкина, спасибо, что читаете и откликаетесь... Конечно, вы правы.
2 Ответить