Самым популярным стал вариант Константина Дмитриевича Ушинского. Именно этот текст издаётся чаще всего и становится той сказкой, которую дети, едва выучив буквы, читают самостоятельно. Ушинский был выдающимся педагогом и многие тексты создавал в расчете на восприятие маленьких детей:
Жили себе дед да баба. И была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое — золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко другое, не золотое — простое».
Вроде бы незамысловатый текст. Однако даже у совсем юных читателей могут возникнуть вопросы. Например, почему дед и баба старались разбить яйцо, а когда мышка это сделала — плачут? И почему простое яйцо лучше золотого?
Тут имеют место разные смысловые пласты. Ушинский обработал народную сказку и создал ёмкий, лаконичный, ритмичный текст. Однако глубинный смысл сказки остался спрятанным между строк.
Удивительные вариации
Сказка о курочке Рябе имеет немало вариантов. И различия порой очень существенные.
В сборнике Александра Николаевича Афанасьева можно найти версию под названием «Курочка». Завязка сюжета проста. Была у старика и старушки курочка, снесла яичко «пёстро, востро, костяно, мудрено». Положили его на полку. Но тут мышка пробегала, махнула хвостом, яйцо и разбилось.
Далее разбитое яйцо (отнюдь не золотое, а самое простое) породило настоящую панику. Даже предметы переполошились — «верх на избе шатается». Старушка стала плакать, старик возрыдал. Девочка-внучка с горя удавилась.
Мимо прошла просвирня, спросила, в чём дело. «Как нам не плакать!» — и следует рассказ обо всех событиях, начиная с разбитого яйца. Просвирня услыхала — все просвиры изломала. Затем о происшествиях узнал дьячок, побежал на колокольню и перебил все колокола.
Заканчивается сказка очередной странной реакцией:
Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
Тут и сказке конец. Сюжет оборван. Открытый финал? А дальше могла быть продолжена череда неадекватных реакций. Однако сказано, что яйцо «мудрено».
Интересен вариант Алексея Николаевича Толстого. Начало знакомое: «Жили-были дед да баба. У них была курочка Ряба». Далее всё предсказуемо — снесла курочка яичко: «пёстро, востро, костяно, мудрено». Мышка хвостиком «вернула», и результат понятен. И началась настоящая фантасмагория. Дед и баба начали рыдать, ворота скрипеть, куры летать… Но заканчивается сказка утешением: Ряба пообещала снести другое яйцо, не простое, а золотое.
Перевёртыш привычного сюжета. Разбилось простое яйцо, а курица взамен пообещала золотое. То есть нечто более ценное.
Тайны за семью печатями
Яйцо — глубокий символ, олицетворяющий мироздание. В свете этого совсем не случайно, что в некоторых вариантах начинался переполох, куры летали, ворота скрипели. Но ещё яйцо — символ зарождения чего-то нового.
В мифологии Индии бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела (что привело к делению их на касты). Появление мироздания из яйца — весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое. Налицо ассоциации с солнечным светом.
В греческой мифологии яйцо — весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею. Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная — будущая невольная виновница Троянской войны. Такая своеобразная нить, протянутая от чудесного рождения к разрушению.
В литературе разбивание яйца — процесс совсем не простой. Как тут не вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, где шла война между Лилипутией и Блефуску. А всё из-за спора, с какого конца разбивать яйцо. Вражда между тупоконечниками и остроконечниками стала нарицательной для обозначения бессмысленных противоречий.
Калейдоскоп загадок
Трактовок сказки о курочке Рябе может быть очень много. Порой — взаимоисключающих. Даже в том, что курочка — именно Ряба (бело-чёрная), тоже есть смысл. Белый цвет — день, чёрный — ночь. А тут двухцветие. Рябая курица — среднее между днём и ночью. А более глобально — между жизнью и смертью. И золотое яйцо — нечто неживое. А простое — продолжение жизни.
Золото добывают под землёй. Поэтому оно ассоциировалось со смертью. И деду с бабой пришла весть о скором уходе. Единственный выход отсрочить это — разбить яйцо. Но золото не бьётся. Сделала это мышка — посредница между земным и подземным мирами. И дед с бабой плачут — они не смогли обойти судьбу. Курочка Ряба обещает им другое яйцо — простое. То есть шанс продлить жизнь.
Но можно трактовать и в весьма бытовом ключе. Золотое яйцо — шанс улучшить жизнь. Кстати, на подобные мысли наталкивает вариант Алексея Толстого, где взамен разбитого простого Ряба обещает золотое. Но в версии Ушинского дед и баба не поняли его ценности. Им нужна яичница здесь и сейчас. Мечта сбылась. Но это слишком простое толкование.
Яйцо может быть и символом возрождения и обновления жизни. Мифологическая птица Феникс сама себя сжигала и возрождалась. По одной из версий, на месте самосожжения появлялось яйцо, из которого и появлялся на свет молодой, обновлённый Феникс, ещё более прекрасный. А песня его обладала магическими свойствами.
Очень вероятно, что жар-птица из русских сказок — тоже некий вариант Феникса. Жар от самосожжения, а затем — возрождение. Это могло быть как раз через новое яйцо — очень вероятно, что золотое.
…Незамысловатая, на первый взгляд, сказка содержит в себе много смысла. Она подобна зерну, которое прорастает постепенно в сознании читателя. А ещё — пища для размышлений. У каждого своя цепочка ассоциаций. Вероятно, сказка ещё не до конца разгадана. И сделать это предстоит новым читателям.
Очень интересный текст Афанасьева. Если абстрагироваться от "курочки Рябы", то вырисовывается картина катастрофы больших размеров. Всё трясется, падает, ломается. Очень интересна реакция церковников. Один перебил колокола (а потом их переплавили на пушки?), второй изорвал все книги (уничтожал документы?). Очевидно, что за детской сказкой скрыта информация о катастрофе и определенные действия, направленные на "переустройство" мира.
Очень интересна тема с колоколами. Эта тема - эпохи Петра 1. При этом можно предположить, что это часть истории великой страны, которую вымарали из памяти (изорвали книги), начиная с 1700 God-а. Год когда в России и мире появился новый God. Причём 1700 это не календарная цифра, а "позывной" нового Бога - Раз=Аз, Семь=Есьм, 0=альфа, 0=омега. Наши сказки - отражение объективной реальности.
Что было ранее - указано в "Голубиной книге". Причём есть 2 варианта этого эпоса Исконный https://soyuz-pisatelei.ru/forum/39-4089-1#148320 и Церковный. Указано, естественно не в церковном варианте/контрпропаганде, призванном запечатать исконный. И в этой истории нет никаких "Рюриков", "древних Римов", "древних Греций".
А есть Мер-Гора/гора Меру аккурат на Северном полюсе (о чем у Меркатора есть карты). И есть память людская, связанная с некоей Горой (царь Горы, царь Горох, Красная горка (праздник после Пасхи, смысл которого утерян), поднять очи горе...), СвятоГОР богатырь…
Есть Сырой Дуб-Стародуб/Игдрасиль/Сварга/Вилочковый крест (символ на каждом старинном надгробии, которые современные церковники закатали в бетон), и символом которого является любая капитель.
Есть Алатырь-камень, Индрик-зверь, Жар-птица, Иван-дурак, Спящая царевна,
Есть старый Бог - Белее-Белес-Велес. И этому Богу стоят оБелиски по всему миру.
И есть БЕЗ Кошный век. Кош-кэш-кащей.
Всё то, что записал со слов кормилицы Пушкин в предисловии к "Руслану и Людмиле". И индусы в Махабхарате.
Но никому это не важно, проще обсуждать легенды...)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Это из той же области, где в красной шапочке ищут сексуальный подтекст, а у братьев грим вообще ужасные мотивы всякие
0 Ответить
Что за лютый бред?
Авторша галоперидолу переела..?
Старик со старухой били яйцо для яичницы, однако пожилым людям с их трясущимися руками это оказалось не под силу. Положили на стол, дабы перевести дух или дождаться молодых родственников или соседей.
Долбаный грызун уронил яйцо на грязный пол, а не в сковородку и оно расфигачилось в лепёшку, собрав в себя весь мусор и пыль и став совершенно несъедобным.
Далее - по тексту...
0 Ответить
Смысл у этой сказки очень простой, и не надо ничего усложнять. Золотое яйцо-это счастье. И смысл-не все люди знают, что делать со своим счастьем, вот и бьют его разрушают. А когда счастье уходит-огорчаются. И некоторым людям счастье то на самом деле и не нужно. Уж лучше простое яйцо, а не золотое. Все просто.
0 Ответить
Пожалуй, стоит отнестись с уважением к труду автора данной статьи, который попытался в бессмыслице найти, надстроить смысл. Но, на мой взгляд, сказка все же бессмысленная. Мы имеем текст, текст для детей, текст имеющий нелогичности о которых упомянул автор статьи вначале, текст законченной истории, где нет намеков на глубинные мысли "между строк". Удивительно только, что сказка стала столь известной при таких изъянах, но это совсем не единственный пример известных "странных" сказок.
0 Ответить
Сейчас эту сказку в молодёжной среде считают американской: "Дед Бил Бил, то есть не раз Бил. Баба Билла.... Ну, и далее по тексту.
0 Ответить
Я слышал ещё одну смысловую версию этой сказки. Яйцо, как символ зарождения жизни и развития, можно встретить во многих мировых культурах, т.е. чего-то нового. Дед и баба с этим самым новым стали обращаться по привычке, по-старинке, т.е. как всегда пытались его разбить, а эти способы не давали результата. Но с новым справилась мышка (другой способ обращения с новым), а деду с бабой не дано обладать новым способом обращения с золотым яйцом (чем-то новым). И плачут они от того, что не способны к развитию и восприятию нового, потому как старые уже.
1 Ответить
Павел Корнеев, спасибо! Очень интересное дополнение!
0 Ответить