Морские путешествия в те далекие времена были предприятием рискованным, и нет ничего удивительного в том, что уроженцы Пиренеев время от времени оказывались жертвами морских катастроф, обреченными влачить одинокое существование на берегах далеких земель и необитаемых островов. Об одном из таких отшельников рассказано в книге перуанского историка Инки Гарсиласо де ла Вега (1539−1616), изданной в русском переводе под названием «История государства Инков».
Отец историка, дон Себастьян Гарсиласо де ла Вега, был губернатором и верховным судьёй в перуанской провинции Куско, а мать, донья Исабель — индианкой из царского рода инков, племянницей Уайна Капака, одиннадцатого императора инков. Гарсиласо де ла Вега не пытался скрыть, что родился метисом, и, напротив, гордился своим происхождением (следует признать, что включение представителей туземной элиты в круг испанской знати не было чем-то необыкновенным для той эпохи и помогало Испании установить контроль над местным населением).
Первые двадцать лет жизни Гарсиласо провёл в родном Куско, где от родственников по материнской линии узнал многое об истории инков, их обычаях и религии. После смерти отца, попавшего в опалу, он переехал в Испанию, где поселился у своих испанских родственников в городке Монтилье, а затем поступил на военную службу.
Солдатская служба в Испании той поры, как мы это знаем на примере великого Сервантеса, чаще приносила нищету и увечья, чем почести и богатство. Получив звание «капитана Его Величества» за верную службу, де ла Вега вернулся в Монтилье, а позднее переехал в Кордову, где предался более мирным занятиям — литературе и науке.
«История государства инков» вышла в свет в 1609 год в Лиссабоне; уже после смерти автора, в 1617 году, была издана «Всеобщая история Перу», повествующая о завоевании испанскими конкистадорами империи инков и о междоусобных войнах в стане победителей. Главный труд де ла Вега считается одним из основных источников по истории государства инков; впоследствии он был переведен на многие европейские языки, в том числе английский.
Приключения испанского моряка Педро Серрано имели достаточно отдаленное отношение к империи инков, о которой рассказывал де ла Вега, но они показались автору настолько любопытными, что он решил включить их в свою «Историю». Корабль, на котором плыл Серрано, затонул, но ему, бывшему великолепным пловцом, единственному из всей команды удалось спастись, добравшись до берега необитаемого острова, лишенного воды и продовольствия. Этот безымянный остров был позднее назван островом Серрано, а еще один островок, расположенный неподалеку — Серранильей.
По словам Педро Серрано, остров имел две лиги в окружности. Де ла Вега пишет, что это подтверждается и морской картой, на которой изображены три маленьких острова, окруженных мелководьем; сходным образом на карте показан и крошечный архипелаг Серранилья, состоящий из пяти маленьких островков с большими отмелями; архипелаг окружен ими, и чтобы не потерпеть крушение, мореходы были вынуждены огибать их. Испанец благополучно добрался до твердой земли, но, тем не менее, его положение оставалась крайне тяжелым.
На острове не было ни воды, ни провианта, ни даже травы, которую можно было употреблять в пищу,
…ничего такого, чем было бы можно поддержать жизнь, пока не появится какой-нибудь корабль, который заберет его оттуда, чтобы он не умер от голода и жажды — смертью, которая казалась ему более ужасной, чем смерть в море, ибо та была более быстрой.
Серрано провел первую ночь, оплакивая свою судьбу и пребывая в крайне подавленном состоянии. После того как рассвело, он начал обследовать остров и собирать разных морских существ, которые выползали на берег из воды, и, не имея возможности разжечь огонь, поедал их сырыми. Позднее, увидев выползающих из моря черепах, он подождал, когда они отползут подальше на берег, и начал переворачивать их на спину.
С помощью кинжала, который он всегда носил на поясе, отшельник обезглавил одну из черепах и выпил ее кровь вместо воды. Туловища черепах он положил на солнце, чтобы употреблять потом в вяленом виде, а панцири планировал использовать для сбора дождевой воды, ибо этот район славился обилием дождей.
Таким путем он поддерживал себя первые дни, убивая сколько мог черепах; некоторые из них были крупными и здоровыми, как самые большие щиты, а другие — как круглые как маленькие щиты, таким образом, панцири были всех размеров", — пишет де ла Вега. С крупными особями он не мог справиться, и у него даже не хватало сил, чтобы перевернуть их на спину. Отшельник пытался укротить их, садясь верхом, словно всадник, но черепахи уползали в море, унося его на своей спине. Постепенно он приобрел опыт и стал понимать «на каких черепах следует нападать, а перед какими лучше капитулировать.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...