Самым удивительным в приключениях Кардера кажется то, что ему удалось, практически в одиночку, совершить тысячекилометровое путешествие сквозь тропические джунгли, кишащие дикими зверями (среди которых пресловутые «дикие обезьяны» тетушки Чарли были едва ли не самыми безобидными существами) и прочими опасными для человека тварями, и населенные воинственными племенами индейцев-людоедов, и благополучно добраться до столицы тогдашней Бразилии, Байи. Увы, факты говорят о том, что именно эта часть истории является, с высокой долей вероятности, вымыслом.
Сам Кардер дает читателям подсказку-маркер, когда рассказывает, что пинаса, в команду которой он попал, отправилась на поиски исчезнувшей шхуны «Элизабет». Судьба матроса действительно была связана с этим кораблем, но события разворачивались совершено иначе, чем было описано в его рассказе.
Известно, что входившая в состав эскадры Ф. Дрейка «Элизабет» под командой капитана Джона Винтера потерялась в бурю и, миновав в обратном направлении Магелланов пролив, вернулась обратно в Англию. По-видимому, моряки, уставшие от долгого плавания, использовали разразившуюся бурю как предлог вернуться.
Как выяснилось по возвращению в Англию, большая часть экипажа мечтала о возвращении домой, и когда судьба снова занесла их в пролив, из которого они вышли месяц назад, они отправились в обратный путь по старым следам, — пишет историк Виктор Губарев.
Уже упомянутый нами Де Мелло обращает внимание на один из эпизодов записок Эдварда Клиффа, в которых рассказывается о плавании «Элизабет», вернувшейся на родину летом 1577 года.
Выйдя из пролива Магеллана в южную Атлантику, «Элизабет» взяла курс на север, сделав остановку на острове в устье большой реки Ла-Платы. Клифф пишет, что на острове обосновалась большая колония тюленей; эти животные совершенно не боялись людей и часто ложились спать рядом с ними, порой ведя себя настолько бесцеремонно, что приходилось отгонять их.
Моряки пробыли на острове 15 дней и построили пинасу, которую собирались использовать для разведки и плаваний на континент, после чего снова взяли курс на север. Клифф пишет, что погода испортилась, и возле бразильского город Св. Винсента они потеряли только что построенное суденышко с 8 моряками на борту, а сама «Элизабет» едва не была выброшена на берег сильным течением. Может быть, мнимая пинаса с корабля Дрейка и была на самом деле пинасой с «Элизабет»?
Историк приводит письмо испанского капитана Сарминто де Гамбоа, посланное им королю Филиппу II в 1580 году. Бравый капитан во время стоянки на Азорских островах вел обычные беседы с двумя своими коллегами, бывалыми португальскими капитанами, совершавшими регулярные рейсы в Бразилию, которые и поведали ему любопытную историю.
Согласно их рассказу, португальский отряд из Байи (в составе которого были индейцы) обнаружил группу англичан, которые сушили паруса в устье реки Контас. Англичане, явно непрошеные гости, были врагами, поэтому португальцы напали на них; двое чужаков были схвачены, пятеро ранены индейскими стрелами и бежали в лодке, которую караулило еще трое моряков.
Позднее бежавшие были снова обнаружены на островке в бухте Камаму, где товарищи, судя по всему, оставили их умирать, сочтя их состояние безнадежным или просто не желая обременять себя заботой о раненых. Остальным удалось спастись, однако когда они потеряли лодку, их снова обнаружили и взяли в плен.
Пленные рассказали, что они были моряками английского флота, который пересек Магелланов пролив, а потом должен был вернуться обратно в Атлантику. Они также поведали португальцам, что были на суше, когда из-за внезапного шторма их флагман сел на мель, а остальные корабли были унесены в море. Не надеясь снова встретить своих товарищей, они поплыли на север, в Порто Сегуро, а оттуда к реке Контас, где и подверглись неожиданной атаке.
Амилькар Д’Aвила де Мелло убежден, что совпадения между двумя историями слишком очевидны, и поэтому, с его точки зрения, нет оснований сомневаться в том, что именно Кардер, согласно описанию «30 лет от роду, ловкий парень и хороший математик», вместе с товарищами был взят в плен неподалеку от Байи.
В пользу того, что Питер Кардер был на Ла Плате хотя и при несколько иных обстоятельствах, чем рассказывал он сам, свидетельствуют и данные им описания животных, которых они видели — экзотических для европейцев броненосцев и страусов высотой с человека (эму). История о могучем флоте, который должен был вернуться и флагмане с 400 солдатами была, разумеется, выдумкой, целью которой было напугать португальцев. Таким образом, нападение бразильцев, о котором рассказал Кардер, выдумкой не было, однако совершено оно было при совсем других обстоятельствах, чем в повествовании мореплавателя, и победителями были именно португальцы, а не их противники.
Жизнь в дебрях среди индейцев, похоже, была целиком придумана автором, тем более что племена, которые он называл, обитали совсем не там, куда их поместил рассказчик. В каннибальских трапезах он едва ли участвовал, а лишь пересказал все то (включая обычные страшилки о каннибалах), что услышал об индейских обычаях за время пребывания в Бразилии.
С того момента, как он попал в плен в Баие, похоже, что его рассказ становится более правдивым, хотя подробности бегства тоже вызывают определенные сомнения. Кардер утверждает, что хозяин сам отправил его в морскую поездку, из которой он не должен был вернуться, вместе с четырьмя рабами.
Из романа Дефо мы знаем, что даже позднее, в середине XVII века черных рабов в Бразилии было еще немного, поэтому их стоимость на рынке была достаточно высока.
Трудно поверить, что за три четверти века до этого ситуация обстояла иначе. Логично предположить, что купец сильно рисковал, отпуская дорогостоящих рабов в поездку с надсмотрщиком, который сам должен был вот-вот исчезнуть. Великодушие, бескорыстие и щедрость — качества, исключительно редко встречающиеся среди коммерсантов всех времен и народов. И едва ли португальский купец был исключением, поэтому логично думать, что англичанин не был отпущен хозяином, а попросту сбежал во время одной из морских поездок (возможно, что и сама история с грозным приказом, пришедшим из Лиссабона, тоже была придумана).
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...