• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Каким видели нового человека советские художники?

Александр Самохвалов и «Девушки Метростроя»

Открытый в 1935 году Московский метрополитен оказался не просто значимым транспортным проектом, но проектом политическим. Подземка не только разгрузила дорожную сеть столицы, уже тогда испытывавшую затруднения из-за стремительно растущего пассажиропотока. Нет, это была еще и наглядная демонстрация мощи Страны Советов: мощи индустриальной и силы духа нового советского человека. И конечно, столь значимое событие не могло не отразиться в искусстве.

А. Самохвалов, «Со сверлом» (фрагмент) Фото: на условиях добросовестного использования

Не станем даже пытаться охватить необъятное. Давайте посмотрим на всего одно произведение, созданное прямо во время строительства первой линии московского метро. И не просто во время, а непосредственно на стройплощадках.

Речь о серии картин 1934 года «Девушки Метростроя» Александра Самохвалова. Работа совершенно знаковая и одновременно уникальная, стоящая особняком среди других живописных произведений того времени.

Начнём с того, что это даже близко не соцреализм, к тому моменту занявший ведущие позиции в советском искусстве. Хотя Самохвалов (как, например, Александр Дейнека и Юрий Пименов) не был соцреалистом, что не мешало ему быть успешным и востребованным художником.

Александр Самохвалов родился в 1895 году в Бежецке Тверской губернии. Учиться живописи будущий художник начал в Техническом училище. Правда, его оттуда выгнали вроде бы за некое участие в революционном движении (что в то время неудивительно).

А. Самохвалов
А. Самохвалов
Фото: на условиях добросовестного использования

Но, видимо, рисовать научился. Как бы иначе он поступил в 1914 году на архитектурный факультет Высшего художественного училища? Тогда же он перебирается в Петербург, где проживёт всю жизнь.

Впрочем, архитектором Александр не стал — кажется, он с самого начала хотел стать именно живописцем. И еще — он увлекается русской иконой. А после революции и закрытия Академии Самохвалов доучивается в Свободных художественных мастерских у знаменитого Кузьмы Петрова-Водкина, активнейше использовавшего в своей живописи иконописные мотивы.

К. С. Петров-Водкин,
К. С. Петров-Водкин, «Портрет А. Самохвалова», 1921 г.
.Фото: общественное достояние

Увлечение иконописью очень серьезно отразится и в живописи Самохвалова.

В 1923 году он заканчивает ВХУТЕМАС и активно включается в культурную жизнь страны. Одной из самых востребованных тем в живописи Страны Советов стали образы новых людей и людей труда.

Самохвалов поработал, наверное, во всех возможных областях, где требовался труд художника: станковой живописи, панно, книжной иллюстрации, росписи фарфора, скульптуре, плакате.

Панно
Панно «Хлопок»
Фото: на условиях добросовестного использования

Например, это — панно «Хлопок» размером 3×7 метров для павильона ВСХВ/ВДНХ.

А вот плакат «Да здравствует комсомол! На смену старшим молодая рать идет!». Кажется наивным? А вот европейским экспертам, присудившим этой работе Золотую медаль Парижской выставки 1925 года, так не казалось.

Плакат «Да здравствует комсомол! На смену старшим молодая рать идет!»
Плакат «Да здравствует комсомол! На смену старшим молодая рать идет!»
Фото: на условиях добросовестного использования

А в начале 1920-х, возможно, Самохвалов приложил руку и к этим фрескам. Нет, он их не писал, он участвовал в реставрации росписей Георгиевского собора в Старой Ладоге. Идеология — идеологией, а культурное достояние — это достояние всего народа!

Но, кажется, мы собирались поговорить о метро… В 1932-м Самохвалов (к тому времени давно уже ленинградец) приезжает на строительство Московского метрополитена. Приезжает работать, запечатлеть строителей нового мира и дух времени.

Он писал такое и раньше… Вот, например, его «Щебенщики» или знаменитая «Кондукторша».

А. Самохвалов, «Щебенщики»
А. Самохвалов, «Щебенщики»
Фото: общественное достояние

По-моему, очень эмоциональные и выразительные экспрессионистские работы.

А. Самохвалов,
А. Самохвалов, «Кондукторша»
Фото: общественное достояние

Кстати, работая над «Кондукторшей», Самохвалов ориентировался на… образ Богородицы Оранты.

Или самый известный из его портретов — «Девушка в полосатой футболке». Между прочим, Гран-При Всемирной выставки 1938 года.

А. Самохвалов,
А. Самохвалов, «Девушка в футболке»
Фото: общественное достояние

В общем, женских портретов Александр Николаевич писал много. Появившаяся в результате замечательная серия «Метростроевки» (или «Девушки Метростроя») — это не портреты, а обобщенные образы.

Но серия «Девушки Метростроя» (или «Метростроевки») выделяется среди других его работ, да и не только его. Десять небольших акварелей, размерами всего 45×28 см, работу над которыми Александр Николаевич завершил в 1934. Это один из знаковых проектов советского искусства живописи, буквально документ эпохи.

А. Самохвалов, «Откатчица»
А. Самохвалов, «Откатчица»
Фото: на условиях добросовестного использования
А. Самохвалов,
А. Самохвалов, «Стакан молока»
Фото: на условиях добросовестного использования
А. Самохвалов, «Несущая лопаты»
А. Самохвалов, «Несущая лопаты»
Фото: на условиях добросовестного использования

Сам автор рассказывал, что девушки ему не позировали и даже не знали, что за процессом их работы наблюдает художник. Наблюдал, почти не зарисовывая — слишком динамично все происходило. И уже в мастерской, по памяти, рисовал то, что удалось «ухватить».

Так что «Девушки Метростроя» — это не портреты, а обобщенные и очень выразительные образы. Безусловно, прославляющие труд. И столь же очевидно эротичные.

А. Самохвалов, «У бетоньерки»
А. Самохвалов, «У бетоньерки»
Фото: на условиях добросовестного использования

И даже грубая и брутальная одежда этому не мешает: налитые силой тела прямо-таки проступают из-под робы. Это, к слову, для тех, кто любит вспоминать, что «в СССР не было секса». При том, что «Метростроевки» — памятник самого что ни на есть расцвета и коммунистической идеологии, и пресловутого тоталитаризма.

Это время «большого террора» и одновременно «закручивания гаек» для мастеров искусств. И «Метростроевки» — не вещь, написанная «в стол», это официальное советское искусство от именитого художника. Серия была представлена в 1935 году и тогда же опубликована в журнале «Искусство».

А. Самохвалов, «Со сверлом»
А. Самохвалов, «Со сверлом»
Фото: на условиях добросовестного использования

Интересно здесь вот что… Нет, не так. Интересно здесь всё. И в том числе не совсем очевидная отсылка к классике.

Вот, например, миниатюра «Перед душем».

А. Самохвалов, Перед душем
А. Самохвалов, «Перед душем»
Фото: на условиях добросовестного использования

А это, не исключено, что прототип.

Геркулес Фарнезский. Национальный археологический музей Неаполя
Геркулес Фарнезский. Национальный археологический музей Неаполя
Фото: Doruk Bacca, по лицензии CC BY-SA 4.0

И еще спадающая складками ткань одежды на самохваловских метростроевках тоже, как мне кажется, что-то напоминает…

Вот еще похожее:

А. Самохвалов, «У крана»
А. Самохвалов, «У крана»
Фото: на условиях добросовестного использования
А. Самохвалов, «С лопатой»
А. Самохвалов, «С лопатой»
Фото: на условиях добросовестного использования

И то, на что это похоже:

Ника Самофракийская
Ника Самофракийская
Фото: общественное достояние

Вот еще перекликающиеся мотивы:

А. Самохвалов, «Несущая арматуру»
А. Самохвалов, «Несущая арматуру»
Фото: на условиях добросовестного использования
 Скопас. Битва греков с амазонками. Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея
Скопас, «Битва греков с амазонками». Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея
Фото: общественное достояние
А. Самохвалов, «У лебедки»
А. Самохвалов, «У лебедки»
Фото: на условиях добросовестного использования
Лаокоон и его сыновья. Вт. пол. I в. до н. э. мрамор
Лаокоон и его сыновья. Вт. пол. I в. до н. э. мрамор
Фото: LivioAndronico, по лицензии CC BY-SA 4.0

Эти отсылки к классике ничуть не противоречат утверждениям автора, что он воспроизводил обобщенные образы в динамике, движении, деятельности.

«Девушек метростроя» иногда называют «советскими богинями». И ведь неспроста! Ведь греки и римляне тоже своих богов не видели. Что не мешало им создавать прекрасные образы, выражающие суть, идею. То же самое делает и Самохвалов, заодно иллюстрируя преемственность и эволюцию: от классических богов древних — к образам богов труда, созидающим современный мир.

А в 1937 году две миниатюры этой серии Самохвалов пишет маслом в большом, 2×1,3 метра, формате.

А. Самохвалов,
А. Самохвалов, «Девушки Метростроя»
Фото: на условиях добросовестного использования
А. Самохвалов,
А. Самохвалов, «Девушки Метростроя»
Фото: на условиях добросовестного использования

Пишет с некоторыми изменениями. Или доработками? Теперь метростроевка стоит у бетоньерки в, может быть, более естественной позе. А «одев» вторую девушку в футболку, художник, кажется, лишь прибавил ей привлекательности.

Вот такая она, воплощенная в труде сила и красота молодой Страны Советов, строящей новую жизнь.

Статья опубликована в выпуске 11.01.2023

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: