«Занимайтесь мной», — как бы говорит такой человек, публикуя о себе сведения на ярмарке тщеславия, каковой является почти любая личностно-ориентированная публикация в социальной сети.
Ситуация приобрела массовость после появления механизма мгновенной передачи информации — с помощью интернета и средств коммуникаций (смартфонов, ПК и др.). По сути, почти каждый аккаунт в социальной сети — тот, где выкладываются новости с ориентацией на конкретного человека-владельца информационного поля, является личным СМИ в той или иной форме.
Человек видит примеры вокруг, принимает за норму, действует в форме «стадного чувства» и не желает быть «хуже других». Поэтому транслирует-демонстрирует собственное внутреннее отражение; будто бы тут же лопнет, если не напишет пару постов в день о своей выдающейся жизни.
То, что почти каждый оставляет в цифровом мире — цифровой след, даже если не стремится к этому, помогает хайпу и демонстрации. Да, есть люди, пользующиеся социальными сетями не для хайпа. Но их количественный вес относительно незначителен и условно компенсируется теми, кто имеет не один, а несколько аккаунтов, и там «пиарит» себя.
Явные и скрытые мотивы
Хайпом занимаются почти все, и особенно люди публичные: политики, деятели культуры и искусств в разных сферах, журналисты, лидеры мнений и многие другие. Причина проста: «артисту нужны зрители».
Если бы вы подглядели, с каким интересом и воодушевлением читает о себе (или своих детях) некий пользователь информацию, опубликованную в СМИ или в книгах, далее ничему не удивились бы. Другое дело, что об этом не принято рассказывать…
Говорить «хорошо» это или «плохо» — непродуктивно, потому, что такова реалия, данность. Социальные сети и «механизмы мгновенной публикации» лишь удовлетворяют ранее скрытую черту человеческой натуры — желание блистать и влиять. Иногда без разбора средств достижения цели.
Устойчивые сценарии-клише
Определенные сценарии, или паттерны, поведения есть у каждого; так формируется стиль. Конечно, он может меняться. Но главное в том, что постепенно пополняется опыт под воздействием социальных установок, медиа, общения в социуме и формируется представление о себе, самоидентификация. Поэтому в информационный контакт мы вступаем с уже сформированным сценарием в голове. Предполагая, как действовать и как будут реагировать на это другие.
Иначе существование индивидуума под сомнением. Отступить от сценариев боятся, как, впрочем, всегда, когда дело касается открытого выступления против установленных норм и правил. Поэтому хайп немыслим без общества, его потребляющего и производящего; в данном случае одно явление детерминирует другое.
Информационное поле даже по ничтожным поводам — к примеру, публикации собственной улыбки или банальной фразы «пожалуй, я пошла спасть» — быстро растет. Потому что создатель повода ориентируется на реакцию потребителей. А те, в свою очередь, тоже создают свои инфоповоды и рассчитывают на поддержку своей группы единомышленников или знакомых.
Получается замкнутый круг: в сообществе все поддерживают лайками друг друга — и создается впечатление «великой» значимости «того, чем занимаешься».
Надувание щек
Примерно так же в союзах писателей собираются на встречи одни и те же литераторы, выступают по очереди, продают друг другу книги и обсуждают творчество друг друга; сегодня хайп словил один, завтра — другой. Это было задолго до появления Интернета. Мы такое наблюдали вблизи.
Но значение сей важности напоминает «надувание щек» — дутая величина. Никто не любит об этом рассуждать. Поэтому для поддержки всеобщего хайпа в Интернете созданы все условия. Люди сами хотят того, им буквально недостает внимания — ни дома, в кругу семьи, ни в коллективах. Проблема именно в обособленности человека, типичной интроверсии (ориентации на себя «великого»), недополученном внимании от детей и родственников на фоне возросших потребностей.
А реальная, надличностная ценность человека, как единицы, элемента мироздания, определяется не искусственным накручиванием популярности, а тем, насколько конкретный индивидуум смог переделать, изменить этот товарный мир. Насколько повлиял на будущие поколения.
Это обычно видится со стороны, через призму времени, поэтому не только «нет пророка в своем отечестве», «лицом к лицу лица не увидать», но и лучше ценят людей не при жизни, а после смерти именно поэтому:
- во-первых человека уже нет, как конкурент он не опасен;
- во-вторых, и хорошо, что его нет;
- а в-третьих, да, действительно, он много сделал — «унес с собой свой мир и целый мир оставил нам в наследство».
Большинство людей не повлияли ни на что, кроме собственных детей, но даже этот вопрос может быть спорным.
Все это и смешно, и грустно, но вернемся к главному: если и хайповать — то разумно.
Диагностика хайп-ориентированных
Есть несложный метод — озадачьте другого банальным вопросом «как дела?». Если начнет подробно рассказывать — значит, «слушателей» в его близком круге немного… Натуры более скромные — скрытные.
Иные попросту боятся «пропасть» в огромном информационном поле, как будто бы, если не напишут о себе — их самих не будет. Обыватели боятся, отступив от своего или чужого сценария, вызвать разочарование, обиду и агрессию. Не хотят испытать стыд за то, что с ними что-то не в порядке, если «все люди делают, а я нет». Боятся оказаться в роли «изгоев», которых лишают удовольствия или которым доставляют неприятные ощущения. Забывая или не зная, что каждый человек в ответе за собственное удовольствие и комфорт.
Все это химеры, а мнение подтверждается даже без всяких техногенных катастроф с возможным отключением интернета: достаточно не выходить в Сеть месяц, и вы вспомните, как отлично жили и живете без нее, а солнце все еще проходит через зенит, и небо все еще не рухнуло на грешную землю.
Потребности
Те, кто публикует инфоповоды о себе, детях или значимых в жизни событиях, рассчитывают не всегда только на лайки. Они решают личные проблемы.
В современном мире самовыражение, перешедшее в доступную дистанционную цифровую форму, способствует новым контактам, знакомствам. Основная причина-потребность — все та же. Много одиноких людей. Одиноких даже в семьях и успешных трудовых коллективах. Потому что личное счастье — это ощущение внутреннего порядка.
Для них очередная публикация для всеобщего обозрения имеет несколько целей и значений. В том числе для получения откликов. Тот, кто откликнулся — рассматривается как кандидат на доверительное общение уже в ином, приближенном статусе. Но и откликнуться надо неформально, потому что ожидают именно неформальный отклик.
Люди коммуникабельны в разной мере, а уязвимые — одинаково, качественных счастливых отношений хотят все. Всегда найдется время и место даже для хайпа. В здоровых отношениях готовы говорить о потребностях, несмотря на риски непонимания, и идти на уступки друг другу. Так и продолжается качественная коммуникация, где не только заявляют о себе на манер «я», «я», «я…», но и принимают других с сопоставимым вниманием.
Уместно сказать о том, как можно улучшить коммуникацию или иначе — добиться в публикации сведений о себе и связанных событиях, не выставляя себя.
- Думать о сказанном выше, развивать эмпатию, моделировать себя на месте партнера, понимать чувства и потребности другого, ценить друг друга, проявлять заботу и внимание, искренне делиться радостями и переживаниями.
Казалось бы, что сложного?
Первый непопулярный шаг к личной скромности — терпение. Или, как говорят в монастырях, смирение. Нужно задать себе несколько вопросов:
- Что вызывает у меня меньше всего эмоций?
- Что будет, если о моей выдающейся роли не узнают прямо сейчас?
- И действительно ли она настолько выдающаяся?
Как правило, ответ приходит сам — по прошествии времени. А лучше всего закрепляется способом, предложенным выше: не выходите в Интернет 20−30 дней подряд, выдержите время — и, проверено, прочувствуете личностный рост.
Варианты «правильного» хайпа
Если уж совсем слабы и не в силах не заниматься хайпом, можно предложить хайп условно «правильный», со смыслом и пользой для личных отношений. Ваша ценность нисколько не упадет, а вырастет, если ярко прокомментируете чей-то инфоповод. Более того, нередко инфоповоды являются именно провоцирующими элементами, для возбуждения интереса — тут многое зависит от конкретных людей, их публикующих.
Почти любой инфоповод и даже фразу можно ориентировать-направить на другого, на отношение к другому. Реагируют типично «лайком», выбрав по смыслу эмодзи, а можно выразиться развернуто: «Затейно, это многое говорит о вас, как о человеке». Или даже так: «Странно, не уверен, поладим ли мы, но я начинаю привыкать к вашим странностям».
Для подобной реакции подходит почти любой инфоповод. Обернув его в сторону другого человека, поставив объект внимания на условный пьедестал и даровав исключительную позицию, вы становитесь предметом пристрастного изучения со стороны уже потому, что ярко выделяетесь конкретной реакцией среди многих любителей шаблонных лайков. Потому что вы ответили по смыслу именно так, как ожидалось устроителем инфоповода. И тогда уже сами ловите хайп, даже не предполагая его. А дальше происходит вторичное возбуждение интереса уже на комментарий к комментарию. И пошло…
Если говорить о пользе хайпа в универсальном смысле, в общественных отношениях и для роста условной популярности, по случаю подходит юмор. Не заявляйте свою позицию «прямолинейно», а найдите в интеллектуальном багаже не затертую фразу, подходящую к ситуации.
К примеру, при обсуждении проекта нового нормативно-правового акта прокомментируйте инициативу словами классика: «Если на Святой Руси человек начнёт удивляться, то он остолбенеет в удивлении и так до смерти столбом и простоит» (М. Е. Салтыков-Щедрин). Или — вариант для служебного пользования: «Давно бы ушел, да больно служить смешно!» Этот пример может подойти для политиков.
Но можно воспользоваться и другими возможностями. К примеру, один из способов получить хайп — слагать мифы про себя. Маркиз де Дали де Пу́боль, известный как Сальвадор Дали, отлично продемонстрировал результативность в этом вопросе.
Способов много, они ограничены только вашей фантазией. А пользу юмора для привлечения интереса к себе и хайпа в виде ответной реакции социума отлично подметил британский актер, режиссер, певец, музыкант, комик и писатель Джеймс Хью Кэлам Ло́ри:
Люди сыты по горло совершенной красотой. Она утомительна и фальшива. Юмор гораздо сексуальнее. Смешное гораздо притягательнее. Гораздо более привлекателен человек, не воспринимающий себя всерьез. Вы должны принимать всерьез все, что вы говорите и делаете, но не себя самого. Это делает вас интересным.
Поэтому хайп можно словить буквально на всем, по любому поводу, даже действуя интуитивно — не предполагая результат. Отсюда ясна главная причинно-следственная связь мощного хайпа: инфоповод должен быть ярким, заставляющим задуматься.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...