За последние годы уже показывали «Орду», «Легенду о Коловрате», «Злой город», повествующие о самом страшном нашествии в истории Руси. Не важно, насколько хорошо повествуют. Но герой нового фильма погиб за полвека до того страшного и героического времени.
Известен он, во-первых, как сын Юрия Долгорукого, как считается, построившего вокруг Москвы укрепления. Хотя Юрий Владимирович за год до того занял великокняжеский стол и находился в Киеве, куда он так долго рвался.
Андрей же, сбежав с юга, правил Ростово-Суздальскими землями и укрепления Москвы строились, скорее всего, под его присмотром.
Интересно, отражена в фильме эта версия?
Наибольший же простор для фантазий предоставляет молодость нашего героя, о которой почти ничего не известно. Андрей Юрьевич воевал, как положено человеку его положения (это нормально), проявлял храбрость, а может быть, и отмороженность, удостоившуюся особого упоминания в летописи. Был ранен, это подтверждают результаты исследования останков князя. До конца оставался в хорошей физической форме, хотя вроде бы сам войска в походы давно не водил.
Будет ли это в кино? Надеюсь! И надеюсь, на этот раз на батальных сценах не сэкономят… ну потому, что история князя Андрея — это большие походы на Булгарию и Киев, это конные сшибки тяжелой кавалерии, это штурм и грабёж Киева…
Это не огромные, конечно, армии Нового Времени, но и пара тысяч человек в Средневековье впечатляли. Особенно когда это закованные в железо всадники, а иного и быть не могло. И эти всадники атакуют частой цепью или плотной массой, скорее всего, навстречу таким же рыцарям или проезжая на скаку через ряды неприятельской пехоты…
Будет это в кино? Надеюсь, потому что без этого никак!
А ещё это история о политике и немного об экономике. О том, как возник и стал стремительно набирать силу новый центр силы. Как Андрей Боголюбский, впервые в истории овладев великокняжеским столом, не сел на нем, а отдал брату. Что называется, «отделил старшинство от места»: Киев оставался крупнейшим городом Руси, но теперь старшинство киевского князя становится ещё более формальным.
Более чем полвека спустя Ярослав Всеволодович покидает Киев ради разоренного Ордой Владимир-Суздальского княжества. Александр Ярославич (Невский), став киевским князем, и вовсе туда не поехал. Правда, Киев к этому времени уже тоже разорен, Александр же сидит в процветающем Новгороде, но… Но похоже, интересы Северо-Восточной Руси гораздо им всем ближе. Это уже не временное владение, пока не удалось вокняжиться в вожделенной «матери городов русских». Это родная, родовая земля, принадлежащая тебе, твоим предкам и потомкам.
А Киев… что Киев? Это далеко и не наше. Не нужна нам земля русская… И старую столицу разоряют, словно вражеский город. Началось такое отношение именно с Андрея Боголюбского. Если ты княжил в Киеве, твои дети тоже имеют право в дальнейшем занять этот старший из столов. Ну, а если не княжил, то и твоим потомкам фигушки…
Так вот, Юрий Долгорукий становился Великим князем Киевским трижды. Он и умер киевским князем. Возможно, отравленный недовольными боярами, но это не точно. Скорее, умер он от обжорства и злоупотребления горячительным.

Так что Андрей Юрьевич формально мог бы сам сесть в Киеве, но он даже не пошел в поход, отправив сына, а сам остался в Боголюбове.
Мало того, что войско Андрея взяло Киев штурмом и разграбило, словно то была не древняя столица, а чужой город. Он ещё и пренебрег Киевским княжением, словно швырнув его младшим родственникам: командуйте, мне не нужно!
Интересно, а вот это в фильме показали?
«два дня грабили весь город, Подол и Гору, и монастыри, и Софию, и Десятинную Богородицу, и не было помилования никому и ниоткуда — церквам горящим, христианам убиваемым либо вязаным. Жены уводимы были в плен, отлучаемые силою от мужей своих, младенцы рыдали, взирая на матерей своих. Взяли множество имущества, церкви обнажили от икон, книг, риз, и колоколы вынесли…»
Как православные люди грабят православные церкви? Потому что это общеизвестный эпизод, и из песни слов не выкинешь.
Хотя справедливости ради, сам Андрей там не присутствовал, да и в походе участвовала целая коалиция князей. Ну, а князя Андрея известный историк В. Ключевский назвал «первым великороссом». Не в узко-национальном смысле, конечно, особенно учитывая, что мать Андрея была половчанкой, а бабка по отцу, возможно, гречанкой.
Скорее, «великоросс» как строитель государства, монархии, с жесткой вертикалью власти и, я бы сказал, деспотического типа.
В этом смысле Андрей Боголюбский действительно оказался первым из русских князей, попытавшимся править самовластно. Он даже пытался учредить отдельную от киевской митрополию! И тут важно, чем это было продиктовано и к чему привело?
А то вот это «В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену» выглядит так, словно Андрей Юрьевич сознательно строил и самодержавную монархию, и будущую Российскую империю. Но мы этого не знаем!
Можно предполагать, что Андрей строил великую православную монархию, реально готовясь ко Второму Пришествию, что зашифровано в архитектуре его столицы, Владимира. И точно так же можно предполагать, что двигало им банальное властолюбие и желание ни с кем не считаться в реализации своих эгоистических властных амбиций.
Тут можно предполагать, что угодно. Поскольку мы понятия не имеем, что реально двигало Андреем и чего он, собственно, хотел в пределе достичь. Он годами сидел в своей столице, не участвуя в своих великих военных походах на Киев и Волжскую Булгарию, хотя упрекнуть его в отсутствии личной храбрости невозможно.
Какой версии придерживаются авторы фильма? Ведь обойти этот момент вряд ли возможно.
Мы ничего не знаем о молодости нашего героя. Но скорее всего, он вырос в Залесье, где правил его отец, и воспринимал Северо-Восток Руси как свою родину, сколь бы пафосно это ни звучало.

Андрей впервые демонстрирует, что Киев ему чужой. Да, Киев остается крупнейшим городом и экономическим центром, но такое отношение глубоко символично: «не нужна нам земля Русская…».
Андрей связан с Залесской землей, тут его вотчина. Но и этого мало, он намерен править самостоятельно.
Это для нас самодержавие в России — нечто самоочевидное. В XII же веке этой традиции в принципе не существовало. Власть князя была в немалой мере условной, ограничиваясь и городским вече, и собственной дружиной.
Видимо, потому Боголюбский и перенёс столицу из старого Суздаля с его вечевой традицией в молодой по тогдашним меркам Владимир. И разогнал отцовскую старшую дружину, то есть бояр, с которыми принято советоваться. Дальше выслал из своих земель младших братьев и других родичей. Вот и самовластие…
Но какой князь без дружины, на кого опереться? На «милостников», то есть тех, кого князь жалует, кто возведен наверх по его милости. Младшие дружинники, подданные, возвышенные князем. Прототип будущих дворян, одаренные князем дворовые люди. Не являющиеся знатью, не имеющие собственных вотчин и полностью зависящие от правителя.
И вот тут все заканчивается. «Первый великоросс» погибает от рук своих «милостников», обязанных ему всем и без своего патрона ничего собой не представляющих.
Почему? Не вполне ясно! Зато известно, что после смерти народ разграбил имение князя, а его тело выбросили во двор.
Возможно, причиной были неудачные военные предприятия,
Мы не знаем! Может, и особой тирании со стороны князя не было? А вот его приподнявшееся «из грязи» окружение, выпав из привычной иерархии и оказавшись без присмотра, взялось хапать и устанавливать свои порядки? Виноват же во всем, естественно, оказался понятно кто.
Возможно, правы источники, рассказывающие, что Андрей казнил одного из приближенных, и его родня, опасаясь тоже попасть под раздачу, убила князя. Если так, то, возможно, никакого заговора и не было, а был спонтанный сговор, которого не предскажешь и заранее не раскроешь.
Интересно, какую версию выбрали авторы фильма? Каким вообще представлен человек, с которого началось становление будущего сердца нашего государства? Получился ли на этот раз исторический антураж?
Ведь время «Князя Андрея» — это возведение великолепных белокаменных храмов, это строительство городов, это блистательный княжеский двор, это пронизывающая все религиозность, это установление праздника Покрова Пресвятой Богородицы… И одновременно это жестокость и предательство, это борьба за власть между ближайшими родичами, это дальние походы больших по средневековым меркам войск, это рыцарские баталии…
Об этом ли новый фильм?
Посмотрим…
Просто ужас. Сколько рыбьих костей глотал, никогда не думал, что до такого может дойти. или у них, там, у арабов - рыбы такие водятся?