Основные характеристики
С точки зрения академиков у музыкальных инструментов есть тембр, тесситура и диапазон, динамичность и подвижность, и еще много разных разностей. Однако нормальному человеку понятен лишь тембр. Тембр (окраска звучания) гитары нравится, а скрипки — нет. С этим все понятно. Посмотрим теперь на свойства музыкальных инструментов с точки зрения человека малоподготовленного, но желающего приобщиться к музыкальной культуре. Она (культура), в общем-то, понятна всем, но почему-то старательно пытается отгородиться от народа.
Первое свойство — это музыкальные возможности инструмента. То есть, то количество музыки, которое он может выдать. Как одновременно, так и последовательно. Одновременно, это как если сравнить рояль и какую-нибудь дудку. Дудка дает всего один звук, а рояль может одновременно выдать очень много звуков, а не только десять, как может показаться. Последовательно, это значит, что можно играть разную по своему нотному составу музыку. На рояле можно сыграть практически все. А вот на народной свирели только некоторые народные мелодии. Без аккомпанемента.
Второе — легкость извлечения звуков. Понятно, что из пионерского горна звук не каждый сможет извлечь сразу, а вот из какого-нибудь свистка с самбадрома — гораздо проще.
Третье — громкость. Фактор немаловажный. Во-первых, с точки зрения соседей. Тромбон или труба — смерть соседям. А вот губная гармошка или гитара (особенно электрическая без розетки) вполне пригодна для домашнего музицирования. А во-вторых, с точки зрения целей и задач. Дома хочется заниматься, или на стадионе под шум боления за любимую команду.
Ну, и последнее — размер и удобство. Губная гармошка не в пример удобнее рояля или даже тубы.
Популярные
К популярным инструментам можно отнести то, что чаще всего используется народом. По улице все сплошь ходят с гитарами. Но популярны не только гитары. В музыкальных магазинах, прямо-таки забитых гитарами, еще достаточно широко представлены губные гармошки, блок-флейты и ударные. Да еще много роялей и пианино, и, конечно, синтезаторов.
С точки зрения музыкальных возможностей никто не поспорит с роялем и синтезатором. На последнем можно исполнять симфонические произведения, при наличии компьютера. Далее, по убывающей, следуют гитары, губные гармошки (хроматические) и блок-флейты. Ударные замыкают. Музыка из них выходит весьма специфическая.
По легкости звукоизвлечения самым сложным является фортепиано. Простые звуки из него получить легко, но вот действительно красивые — затруднительно. То же и с гитарами. Бренчать на них просто, а вот чтобы красоты добиться — требуется время. Губные гармошки и блок-флейты относительно просты. На блок-флейтах начинают учить малышей в отделении духовых.
Громкость. Хороший рояль заглушает симфонический оркестр. Правда, ножки при этом у него трясутся. Некоторые опытные пианисты умеют уронить инструмент на пол, так сильны их тренированные пальцы. При хорошем оборудовании электрогитара тоже затмит оркестр. Однако тут диапазон громкости весьма значителен и зависит от техники. Ударные, в зависимости от типа, тоже достаточно громкий инструмент. Самые тихие — это акустическая гитара, губная гармошка и блок-флейта. Из всех перечисленных инструментов громкость практически не меняется только у блок-флейты. Незначительное изменение громкости может у нее привести к изменению высоты тона.
Академические
К академическим отнесем все то же фортепиано, а так же струнные смычковые и духовые.
По музыкальности всех обгоняет рояль. Остальные инструменты, хоть и могут исполнять очень широкий спектр произведений, однако издают одновременно один или два звука (струнные).
По легкости извлечения, как и по мызыкальности, опять рояль на первом месте. Так как ткнуть в клавишу всегда проще, чем водить смычком или дуть в мундштук трубы, соблюдая амбушюр. В него (амбушюр) духовики складывают рот и управляют таким образом звуком.
По громкости на первом месте стоят медные духовые. Самыми тихими являются струнные. Для сравнения в симфоническом оркестре несколько десятков струнных и всего по паре-четверке духовых. Одна маленькая флейта-пикколо (размером чуть больше авторучки) перекрывает весь оркестр легко и непринужденно. Поэтому ее редко туда вводят, уж очень криклива.
Ну, а размеры говорят сами за себя. Рояль с собой не возьмешь подмышкой. Также как и контрабас. А вот все остальное музыканты носят с собой довольно легко. Разве что виолончель требует некоторой физической подготовки.
Экзотические
Под экзотикой можно подразумевать все что угодно. И китайские лютни, и европейские теорбы. И, увы, так милые когда-то нашему народу, гармоники и баяны-аккордеоны. Баяны и аккордеоны по своим музыкальным возможностям превосходят во многом и фортепиано. В смысле легкости звукоизвлечения они на первом месте. Поэтому и была так популярна гармонь в народе. Потому что легко, весело и музыкально. Один инструмент заменяет собой оркестр. Особенно когда гармошка с бубенцами, типа саратовской.
Однако самым экзотическим инструментом в России является… орган. Да-да. Орган. Тот самый, который в церкви или в консерватории. В московской консерватории их несколько. На самом деле, в Европе орган совсем не является экзотикой. Там они есть и в частных домах и в концертных залах, музыкальных салонах и, конечно, в церквях.
Сегодня человек, имеющий фантазию и определенные средства, может заказать себе в гостиную орган. На Западе существуют органные фирмы, которые и сегодня производят прекрасные инструменты. В настоящее время закрывается большое количество церквей. Они реализуют свои органы. Не надо ждать, когда его соберут на заказ. Можно купить готовый.
По своим музыкальным возможностям любой салонный орган можно сравнить только с оркестром. Не зря его называют королем инструментов. В Белом зале консерватории установлен небольшой орган площадью чуть более семи квадратных метров. Но он имеет десять регистров, два мануала (ручная клавиатура) и педаль (ножная клавиатура, а не просто педаль, как у фортепиано). И такой инструмент украсил бы любой дом гораздо больше, чем рояль. Не говоря уж о его возможностях.
Заключение
Для окончательного выбора инструмента, конечно, требуется время, терпение и средства. Стоимость перечисленных музыкальных инструментов колеблется от трех сотен рублей за пластмассовую блок-флейту до автомобильной стоимости за баяны и рояли. Не говоря уж об органе. Кроме собственно стоимости инструмента еще необходимо учитывать стоимость перевозки и монтажа. Так что выбор есть. На любые возможности. Остается только решиться.
Удачи вам в выборе!
Спасибо за советы)
Очень пригодилась информация при выборе своей первой гитары. Теперь бы ещё найти простые аккорды на обучения)
0 Ответить
У мня в детстве была губная гармошка. Я на ней такие рулады выводил, что Карслон со свим опусом "Плач малютки-пиривидения" просто курит свою сигару тайком от дяди Юлиуса...
0 Ответить
Прелестно, Дмитрий.
Это я уже как скрипачка оценила. Дома есть еще испанская гитара и банджо. Любим в семье музицировать.
Надеюсь, темными вечерами Вы возле телескопа играете на скрипке...
О, музыка сфер!...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да-да. Именно так. И в телескоп выглядываю злодеев как старый добрый дядюшка Шерлок. А еще я на концертине играю. Очень оно прикольно и не так тяжело как на скрипке. Дави себе кнопочки и ни о чем не думай.
0 Ответить
Что-то про выбор ничего нет, проще назвать "какие бывают муз. инструменты".
И вот здесь, по-моему, противоречие:
По легкости звукоизвлечения самым сложным является фортепиано.
И чуть ниже по тексту:
По легкости извлечения опять рояль на первом месте.
0 Ответить
Выбор каждый сам делает, по своему усмотрению. Главное информация к размышлению.
Противоречия нет. Я поправил текст слегка. Просто среди популярных рояль самый сложный, а среди академических самый простой.
0 Ответить
меня отмучили несколько лет в музшколе! Звери!
Потом столько лет отходить пришлось, чтобы музыку назад полюбить. Не отдавали бы уж лучше насильно! Такая психологическая травма - ажна поплакать захотелось, как вспомнила терзания за роялем Мода такая была - чтобы девочка с бантиками, в гольфиках и музыкальной папочкой под мышкой. Уж очень маме хотелось
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ох, сочувствую! Меня тоже силком тащили. Но при этом любви к музыке не отбили, вроде. Как ни странно в моих школах очень мало народу музицировало. При этом я учился от престижной до совсем уж придонной школы. А сегодня я наблюдаю соверенно повальное увлечение отдаванием детей в такие школы. Если не рояль с пианиной, так балет с картиной.
0 Ответить
балет с картиной у моей дочки был. Тоже мама таскала - тоже зверь. Правда без травмы обошлось - танцует, немного преподает и , похоже через несколько лет унаследует от своей преподавательницы балетную школу - та на пенсию собирается и хочет отдать школу моей дудуське. Но моя пока ни в какую не хочет. Говорит детей не любит (а кто их в школах любит????!!!!)
Так что может и хорошо, что родители заставлали нас?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Конечно, хорошо. Воспитание - это всегда насилие. Так зачем детишек-то любить? Там где их любят, производятся бездари и неучи.
0 Ответить
Такой симпатичный обзор получился)
Эх, люблю я пианинку больше всех инструментов!..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С пи анинкой-то проще всего. Крышку открыл и стучи. Держать не надо, дуть не надо. А вот синтезатор еще лучче. Закачал песню, нажал кнопку -и, вперед! Можно даже кнопки жать, все равно играет! Человек-оркестр.
0 Ответить
Стучать - понятно, а так, шоб МУ-ЗЫ-КА получалась....е-эх!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
все тоже фортепиано - здесь, наверное - те же
Сегодня человек, имеющий фантазию и определенные средства, - причастный оборот надо в запятые
Собственно методики выбора не предлагаете? Хотя статья что-то в душе будит...
Взволновала тесситура.
Замечталось о флейте-пикколо - если спокойно укладывается в дамскую сумочку, а эффект такой роскошный... МОжно на службе музицировать... Орган тоже неплохо...
Интересно, что дети, когда выбирают именно они, а не за них родные и близкие - предпочитают все же гитару.
Скрипка собою хороша, только с ней все время стоять надо....
Вообще, самый удачный инструмент - компьютер.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да, тесситура. Это часть общего диапазона. Высокая у флейты и низкая у фагота. Если к оркестру. Но и у каждого она делится. Обычно в средней тесситуре все проще и лучче. На краях диапазона обычно начинают возникать технические или звуковые трудности. Часто тембр меняется, например.
0 Ответить
Все равно ничего не понятно, но свистюче-таинственно и потому впечатляет. У флейты-пикколо, поразившей мое воображение, тембр, надо думать, не меняется и противный.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А по мне не противный у пикколы. Он очень чистый и очень высокий. И очень резкий. Свист он и есть свист.
Для прикола по экзотике здесь есть фотка органа в Белом зале: http://www.mosconsv.ru/page.phtml?4010
0 Ответить
Не, орган не надо. Там ведь всеми руками и ногами надо, мне не согласовать Я поэтому отступилась от науки автомобилевождения.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ой, только сейчас увидела, какое оно в высоту. Особенно умиляет то, что это - подарок православного прихода.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот-вот. Нафига им орган. Пусть в консерватории постоит.
0 Ответить
Выбор дело святое и тайное. Потому и выбирают детишки что модно, как у всех. Дядюшка Сэм постарался, когда рок придумывал.
А флейта-пикколо настолько хороша, что использовалась как сигнальный инструмент. Перекрывала шум боя. Так что можно таскать вместо свистка, глушить насильников свистом.
А компьютер самый неудачный инструмент. Самый неудобный, поскольку универсальный. Орган гораздо способнее.
А методику не предлагаю. И так, вроде, все ясно. Хочешь тишины - играй на синтезаторе в наушниках. Хочешь шума - на тромбоне.
0 Ответить