С детства, самозабвенно увлекаясь рисованием и не ведая о том, что делает, он подручными средствами — угольками, огрызками карандашей, самодельными кисточками — на таких же подручных основах — печке, стенах, досках, парусиновых палатках — создавал портреты односельчан, пейзажи, рисовал животных, панорамные батальные сцены, комические ситуации из жизни крестьянства. Еще одним его художественным развлечением была лепка забавных игрушек из глины — этим будущий художник занимался на берегу речки, где купался, загорал и ловил рыбу и раков с ватагой своих ровесников.
В ранней юности Филипп испытал первую влюбленность и непреодолимую тягу к знаниям и путешествиям, к искусству. Этому поспособствовала просвещенная семья местного священника, куда начинающий художник был вхож на дружеских правах.
В семье Филиппа не было средств на настоящую учебу, заработки не помогли собрать необходимые деньги, и чтобы как-то решить проблему, пришлось даже просить милостыню по соседним селам, и крестьяне охотно давали денежное подаяние на святое, как они считали, дело. А монах Кораблин не только подал идею о том, что юному дарованию надо учиться в Афонском монастыре (в Греции), но и немало поспособствовал его отправке в иконописную мастерскую и лично сопроводил до самого монастыря, где Малявин постигал Бога, строгий монашеский образ жизни и таинство иконописания.
Иконы молодого художника заметно выделялись на фоне других работ в мастерской, и вскоре его перевели в художественную артель, которая занималась росписью церквей. Здесь, среди отчаянных завистников, Филипп чуть не погиб, падая с высоких лесов, подпиленных специально для него коварными душегубцами. Малявин вернулся в иконописную мастерскую, а вскоре поехал на побывку домой. На руках у него был пакет с предписанием и ходатайство об освобождении от солдатчины.
Искусство помогло Филиппу Андреевичу избежать нелегкой, муторной солдатской доли. Военный начальник в г. Бузулуке, решавший судьбу художника, был любителем лошадей, и получил от Малявина в подарок такую «тройку» на холсте, что в восхищении тут же освободил юношу от воинской повинности навечно.
И вот — снова Афон. Художник жаждет учиться, много рисует с натуры, на пленере, а настоящего удовлетворения нет… И в декабре 1881 года происходит событие, круто изменившее всю его жизнь. Известный скульптор Беклемишев, путешествуя за границей, приехал на Афон, чтобы осмотреть архитектуру, скульптуру и живопись монастырей и церквей. Здесь он заинтересовался работами Малявина и тут же предложил учиться в императорской Академии художеств в Петербурге.
И снова святые русские отцы помогли Филиппу Андреевичу, оказав посильную денежную помощь на период обучения в Академии, с условием по окончанию учебы вернуться в монастырь. Дали провожатого в Петербург.
Когда Филипп вернулся из Петербурга домой, он начал усиленно готовиться к предстоящему вступительному экзамену в Академию, но перед самым отъездом вновь остро проявила себя денежная проблема. И снова выручили крестьяне. На сельском сходе писарь написал и зачитал документ под названием «Временный увольнительный приговор для поступления в учебное заведение по науке живописи». 169 крестьян, из которых грамотными оказались лишь 7, документ одобрили, удостоверили, а за неграмотных расписался Алексей Дронский. Все неурядицы были решены, все сословные препятствия преодолены, и в сентябре 1892 года Малявин успешно сдал экзамен и был принят в Академию художеств.
Академия отучала Малявина от монашеских привычек, давала расширенное общее образование и приобщала к миру художников, которые отмечали большой природный ум и жадную тягу Филиппа Андреевича к искусству и науке. А Малявин шел дорогой новатора — дерзко ломал устаревшие традиции и нормы. В Академии Филипп Андреевич стал учеником и другом известного художника
А потом была творческая жизнь в деревне Аксиньино Рязанской губернии. На Афон он не вернулся, так как в церковной стипендии ему было отказано. С 1906 года Филипп Андреевич — академик живописи. В 1918 году — переезд в Рязань, где состоялась его первая персональная выставка. Через два года Малявин жил и работал в Москве, где по инициативе
«Малявин — гений, Малявин — талант и мастер, Малявин — философ…» — примерно так отзывались о художнике его наставники, учителя, коллеги и почитатели высокого таланта. Главная тема работ — тема русской крестьянки. Только его работы «Смех» и «Вихрь» ошеломили зрителей буйством красок, размашистым движением, красотой и удалью русской натуры. А художник создал десятки картин, сотни этюдов и рисунков.
В 1922 году
За границей серьезно заболел и умер, а его близкие родственники дешево распродали живописные полотна, поэтому большая часть творческого наследия художника находится в известных музеях мира. Но и в России, в самых известных музеях страны, выставляются и хранятся работы знаменитого художника из крестьян.
Вот здесь не соглашусь:
большое наследие, до сих пор не изученное основательно, и – судьбу, которую можно назвать творческим и духовным подвигом
Во-первых, наследие изучено неплохо. Во-вторых, если уж так подходить, так любая жизнь - подвиг. В-третьих - насчет новаторства - отнюдь, он работал абсолютно в ритме эпохи. Как художник - талантлив, но человек своего времени, художник своей эпохи. И творческая трагедия, может, в том и была, что в эпохе своей пытался остаться, а мода уже схлынула. "Баб" не нужно было.
Ф.Шаляпин о Малявине в загранице: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...»
Как видите, это не художник столкнулся с безнравственностью и бездуховностью, это настиг его творческий кризис, конфликт между "хочу" и "могу". А оценки выдавал он сам - об этих вот "без-", так изливалась, вместе с желчью, его неудовлетворенность собой, обычная, в общем. для художника.
0 Ответить
За замечание по дате - спасибо. Да и за другие замечания я благодарен, хоть чему-то подучусь. У нас с Вами целая полемика наклевывается, быть может, и не для этих страниц... Я общался с сестрой и племянником Малявина, а вот литературы о нем почти не видел... Ладно, попробую всё осмыслить и отвечу позднее.
Всего доброго!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А выпускающий редактор уже исправил дату! Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"В 1922 году Ф.А. Малявин с семьей уехал за границу. Там ему пришлось столкнуться с удручающей безнравственностью и бездуховностью. Там он однажды заявил: «Вне Родины – нет искусства». Там он побывал в фашистской тюрьме. За границей серьезно заболел и умер, а его близкие родственники дешево распродали живописные полотна, поэтому большая часть творческого наследия художника находится в известных музеях мира. Но и в России, в самых известных музеях страны, выставляются и хранятся работы знаменитого художника из крестьян."
Интересный итог жизни, особенно если учесть правильное происхождение и якшанье с верхушкой власти. Что ж его за границу, болезного, погнало? Туда, где безнравственность и бездуховность? Жаль, что не написано, почему не остался в стране нравственности и духовности.
К слову скажу, что подобные фразы, если их автор - персонаж, - надо закавычивать. Это ведь сам человек жаловался, это его оценки? Или автор статьи сам на фактах убедился, что герой статьи именно столкнулся и именно вот с этими моментами? С безнравственностью и бездуховность, да еще и с удручающими. Кого они, кстати, удручали? По тексту можно понять, что автора статьи.
О серьезной болезни и смерти - написано так, будто именно нахождение "за границей" косвенно способствовали финалу. Меж тем прежде чем умереть, он, надо думать, за этой границей без малого двадцать лет прожил.
Да, и хорошо б упомянуть, что это за заграница такая - пока я понял только, что не Афон...
Опечатка:
"И в декабре 1981 года происходит событие"
0 Ответить