• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Рогоза Грандмастер

Как советская власть боролась с церковью в послереволюционные годы?

После октябрьских событий 1917 г. отношение новой государственной власти к церкви первоначально не было враждебным. Но развитие событий уже поставило страну на порог эпохи «тотального атеизма». Естественно, что революция в государственном строе, свергшая царское самодержавие, отозвалась революцией и в отношении государства к церкви.


Катализатором этого процесса, как ни странно, стала сама Православная церковь, крайне негативно прореагировав на намерение правительства рассмотреть проект декрета об отделении церкви от государства. В письме к В. И. Ленину митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) прямо предупреждал властные структуры государства, чтобы «они не приводили в исполнение предполагаемого проекта декрета». На открывшейся 20 января 1918 г. в Москве второй сессии Поместного собора патриарх Тихон выступил с анафематствованием большевиков и призвал «верующих чад Православной Церкви с такими извергами рода человеческого не вступать в какое-либо общение».

Такая позиция церкви была воспринята властью как попытка открытого вмешательства в сложную политическую ситуацию в стране. Ответом государства стало срочное принятие Советом Народных Комиссаров декрета «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», получившего в литературе второе название «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет осложнил положение церкви, лишил ее прав юридического лица и права владеть собственностью.


Не способствовало улучшению отношений с новой властью и то, что патриархом Тихоном при большом стечении верующих была совершена панихида по Николаю II в Казанском соборе на Красной площади.

Активно поддерживаемый партией большевиков и советской властью, в стране начался массовый отход от религии, стали рваться многовековые связи различных слоев общества с церковью и, прежде всего, с господствующей — православной.

Кульминации борьба с церковью в этот период достигла в 1922 году, когда был принят декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих, и начались массовые судебные процессы над духовенством, оказывавшим противодействие ограблению церквей. Уже к середине года состоялся 231 судебный процесс, на скамье подсудимых оказались 732 человека, многие из них были расстреляны.

О накале обстановки свидетельствует и тот факт, что на заседаниях Политбюро Ц К РКП (б) за год было рассмотрено 34 вопроса о Русской православной церкви. Основным исполнителем решений Политбюро по религиозным вопросам стало Главное политическое управление (ГПУ), в котором этими проблемами непосредственно занималось VI отделение Секретного отдела, возглавляемого Е. А. Тучковым. В 1923 г. только в производстве VI отделения находилось 301 следственное дело, по которым были арестованы 375 человек. Всего же в 1921−23 гг. было репрессировано порядка 10 тыс. человек, из которых около 2 тыс. расстреляно. В ходе изъятий религиозные организации лишились имущества и драгоценностей на сумму в 7 миллиардов 150 миллионов золотых рублей.


13 октября 1922 года на заседании Оргбюро Ц К была создана Антирелигиозная комиссия Политбюро Ц К РКП (б), состоящая из 100 постоянных членов, которая стремилась парализовать церковную жизнь граждан России. Бессменным председателем комиссии был Емельян Ярославский. В 1924 году комиссия приняла решение о создании Союза воинствующих безбожников СССР. Антирелигиозная деятельность стала официальной государственной политикой.

Особенно болезненно новая власть относилась к попыткам Православной церкви духовно окормлять военнослужащих Красной Армии. Митрополит Вениамин, возглавлявший военное духовенство в армии барона Врангеля, вспоминал, что уже как глава военно-духовного ведомства, выступая с проповедью с крыльца Александро-Невского храма в Севастополе он говорил: «Для Церкви и белые, и красные, если только они верующие, одинаково приемлемые». Но противостоять широкомасштабной антирелигиозной пропаганде, развернувшейся в Красной Армии и подкрепленной жесткими репрессивными мерами, церковь не могла.

Даже после окончания гражданской войны, когда началась массовая демобилизация армии, власть была вынуждена учитывать, что количество верующих красноармейцев, даже по официальной статистике, продолжало быть очень высоким. Опрос новобранцев в 20-е годы во время Лужского лагерного сбора показал, что признавали религию и верили в Бога 62,5% призывников, а 56% - посещали церковь.


В феврале 1923 года на заседании антирелигиозной комиссии был рассмотрен вопрос о методах и формах антирелигиозной работы в Красной Армии. Политическое управление РККА в циркуляре № 47/17 от 7 марта 1923 года ориентировало политорганы на создание в воинских частях групп безбожников и антирелигиозных кружков. Всего же за 1922−1923 годы в войска было направлено 35 циркуляров по различным вопросам антирелигиозной работы: «Об организации кружков безбожников в частях округа», «Об антирождественской компании в частях» и т. д. В июне 1927 года приказом № 51 вводится «Положение о ячейках союза „Безбожников“ в частях РККА».

Для подготовки «богоборческих» кадров при Агитпропотделе ПУРа в июле 1927 года создаются краткосрочные курсы. Главной задачей пропагандистов атеизма стала ломка сознания верующих солдат, а армии отводилась роль гигантской школы воспитания молодежи в духе атеистического мировоззрения.


8 августа 1929 года на расширенном заседании Политбюро Ц К выступил Е. Ярославский с докладом об успехах борьбы с религией, после чего на основании принятой резолюции Молотов и Каганович подписали Постановление «О религиозных объединениях», согласно которому все религиозные организации объявлялись контрреволюционной силой.

Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года с изменениями и дополнениями, в частности Указом Президиума В С РСФСР от 23 июня 1975 года, действовало вплоть до распада СССР. Оно стало приговором для многих священнослужителей, которых облагали непосильными налогами, в случае неуплаты которых — могли арестовать, а приходы — закрыть. Главным орудием выполнения постановления стали органы НКВД.

Всего за период с 1918 года по 1931 год только в РСФСР было закрыто 10056 православных обществ («тихоновцев» — 8568, «обновленцев» — 1488). Большой ущерб был нанесен религиозным организациям и других конфессий.

И все же в тяжелейших условиях Русская православная церковь продолжала пастырское служение, используя любые возможности для духовного окормления своих чад. Первые послабления для церкви и верующих наступили только в годы Великой Отечественной войны.

Статья опубликована в выпуске 11.02.2008
Обновлено 24.01.2022

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Митрополит Вениамин, возглавлявший военного духовенства - м.б., возглавлявший военное духовенство?
    Тихоновцев - 8568, Обновленцев - 1488 - их надо писать не с прописной буквы. Может, даже бы и с кавычках.

    А здесь ваще валяюсь - пасторское служение. пастЫрское, от пастыря, а не от пастора, естствнно.

  • Замечательно, Владимир, пишите! Как всегда подробно, толково, обстоятельно. И темы интересные выбираете. Раскрывайте шире руки - ловите большущую 5!

    Оценка статьи: 5

    • Полуправда - худший вид лжи

      Владимир! Прочему Вы сами не ощущаете, что чего-то важного в статье недостает? Ответ прост: недостает правды. Сначала Вы пишете, что инициатором обострения отношений с властью была сама церковь(!), а потом все плавно сводится к привычным стенаниям о зверствах безбожных большевиков. И нашим и вашим, это, что ли, объективность? Кстати, неплохо было бы заметить, что с царским самодержавием покончила Февральская, а не Октябрьская революция и вопрос об отделении церкви от государства встал именно тогда . А для полноты картины хорошо было бы описать КАК ЦЕРКОВЬ БОРОЛАСЬ С СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ. Желательно в красках. С обязательным упоминанием красноречивых фактов когда священнослужители возглавляли банды (!) и лично истребляли голытьбу...

      Оценка статьи: 2

      • Игорь, правда всегда относительна. А подход - "и вашим, и нашим" - это и есть авторское стремление быть объективным. Другое дело, что грешны не одни большевики. Однако, если, к примеру, поставить на весы и коммунистов, и попов, то сложно выбрать чью-то сторону. Хотя по чисто этическим соображениям мне попы больше симпатичны.
        А Ваше предложение написать о том, как "священнослужители возглавляли банды" - заслуживает внимания. Я бы прочел такое с удовольствием. Может, если у Вас имеются такие факты, расскажете нам в статье? Думаю, это заинтересовало бы многих.

        Оценка статьи: 5