Мало кто знает, что кроме раздавленного железным веком ленинизма-сталинизма гениального Осипа Мандельштама был еще один поэт Мандельштам. Звали его Роальд — в честь Роальда Амундсена: Роальд Чарльсович Мандельштам (1932- 1961).
О родственных связях с Осипом Эмильевичем ничего достоверно не известно. Скорее всего, просто однофамилец. А отчество Чарльсович объясняется тем, что его отец был американским коммунистом, приехавшим в СССР, в страну победившего социализма. Естественно, он был репрессирован — кто бы сомневался.
Роальд попал в блокаду Ленинграда, выжил, был вывезен в эвакуацию, болел астмой, туберкулезом. Он жил очень бедно и скудно, и время ему досталось тяжелое, страшное и удушливое. Но его душевный мир был замечательно богат и, как бы так выразиться, автономен — там не было места убогой советской действительности, доносам, очередям, нищим коммуналкам…
Розами громадными увяло
Неба неостывшее литье —
Вечер, догорая за каналом,
Медленно впадает в забытье.
Ярче глаз под спущенным забралом
Сквозь ограды плещет листопад —
Ночь идет, как мамонт Гасдрубала —
Звездоносный плещется наряд.
Что молчат испуганные птицы?
Чьи лучи скрестились над водой? -
В дымном небе плавают зарницы,
Третий Рим застыл перед бедой.
…Он жил в узкой и длинной комнате на Садовой, у Калинкина моста, в квартире под самой крышей — чувствуете атмосферу поэтической мансарды? Только Ленинград — это не теплый Париж, и с туберкулезом и астмой так жить совсем не весело… Мебели у него почти не было, зато были книги, книги и книги.
Вспоминает композитор Исаак Шварц:
Отличительная черта его жизни — внутреннее колоссальное богатство и жуткий контраст с внешней оболочкой его жизни. Я не видел такой убогости внешней оболочки и такого богатейшего внутреннего мира, вот такого контраста я, действительно, не встречал в жизни. Этим для меня Роальд Мандельштам и очень дорог. В этом тщедушном человеке было столько внутренней силы духа. Очень сильный был характер, несмотря на такую кажущуюся внешнюю слабость мышечную, сила духа была мощная… (из беседы на Радио Свобода).
Запах камней и металла,
Острый, как волчьи клыки,
— помнишь? -
В изгибе канала
Призрак забытой руки,
— видишь? -
Деревья на крыши
Позднее золото льют.
В Новой Голландии
— слышишь? -
Карлики листья куют.
И, листопад принимая
В чаши своих площадей,
Город лежит, как Даная,
В золотоносном дожде.
В этом отношении — в противоречии тусклой реальности и ярчайшей духовной жизни — он, пожалуй, напоминал другого страдальца, также подарившего читателям свой прекрасный мир — А.Грина. Только Зурбаганом и Лиссом Роальда Мандельштама был Серебряный век русской поэзии. И еще — его волшебный и красочный город-сказка был очень похож на его родной Ленинград, только он был гораздо ярче.
Ковшом Медведицы отчеркнут,
Скатился с неба лунный серп.
Как ярок рог луны ущербной
И как велик ее ущерб!
На медных досках тротуаров
Шурша, разлегся лунный шелк,
Пятнист от лунного отвара,
От лихорадки лунной желт.
Мой шаг, тяжелый, как раздумье
Безглазых лбов — безлобых лиц,
На площадях давил глазунью
Из луж и ламповых яиц.
— Лети, луна! Плети свой кокон,
Седая вечность — шелкопряд —
Пока темны колодцы окон,
О нас нигде не говорят.
Он совершенно не вписывался в поэтический дискурс своего времени — в 50-е годы уже начали греметь Евтушенко и Рождественский, поэт в России как никогда был «больше чем поэт», а уж гражданином-то нашего поэта всегда заставляли быть: не можешь — научим, не хочешь — заставим. И они становились — кто как мог: скажем это не осуждения ради, но факта для…
А он просто жил — в другом измерении. Поэзия Роальда Мандельштама была устремлена в Серебряный век. Он впитал стихи акмеистов, символистов, любил Блока, боготворил Николая Гумилева. И по его стихам это очень видно. Он был, что называется, внутренний эмигрант, а может быть, даже изгнанник. Внутренний Овидий, если это что-то говорит читателю… И безусловно — мрачно-мистический романтик. Его стихи — это стихи визуала, художника, они невероятно живописны и полны красок и ощущений.
Веселятся ночные химеры,
И скорбит обездоленный кат:
Облака — золотые Галеры —
Уплывают в багровый закат.
Потушив восходящие звезды,
Каменея при полной луне,
Небеса, как огромная роза,
Отцветая, склонились ко мне.
Где душа бесконечно витает?
Что тревожит напрасную грусть?
Поутру обновленного края,
Я теперь никогда не проснусь.
Там, где день, утомленный безмерно,
Забывается радостным сном —
Осторожный, опустит галерник,
На стеклянное небо весло.
Получившего новую веру,
Не коснется застенчивый кат, —
Уплывают, качаясь, галеры
На багрово-цветущий закат.
01.05.54 г.
Он был очень слаб и болен, и прожил всего 29 лет… А умер фактически от бедности и недоедания, не увидев при жизни ни единой своей строчки в опубликованном виде.
Первая посмертная книга Роальда Мандельштама — «Избранное» — вышла в Иерусалиме в 1982 году.
Но все-таки он был и успел написать стихи.
* * *
Когда-то в утренней земле
Была Эллада…
Не надо умерших будить,
Грустить не надо.
Проходит вечер, ночь пройдет —
Придут туманы,
Любая рана заживет,
Любая рана.
Зачем о будущем жалеть,
Бранить минувших?
Быть может, лучше просто петь,
Быть может, лучше?
О яркой ветренней заре
На белом свете,
Где цепи тихих фонарей
Качает ветер,
А в желтых листьях тополей
Живет отрада:
— Была Эллада на земле,
Была Эллада…
Интересно, кто кол поставил...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Резапкина, кто-то, кого тут уже нет...
Спасибо, текст поправили.
0 Ответить
Спасибо! Некоторая небрежность придает вашим статьям особый шарм: "...он, пожалуй, напоминал другого страдальца, также подарившего читателям свой прекрасный мир – на А.Грина"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оч. интересно. С удовольствием почитал.
Шероховатость. "Был вывезен в эвакуацию" Просто - "Был эвакуирован". Так как ЭВАКУАЦИЯ - " комплекс мероприятий по организованному ВЫВОЗУ (выводу) из городов персонала ....". Получается "масло масляное"
0 Ответить
Сергей Васильев, люди того времени так говорили. "Мы тогда были в эвакуации". "В эвакуации мы жили в деревне". "Вернулись из эвакуации". Я помню. Это не словарное значение, это больше того. А "Был эвакуирован" - просто протокол.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, все правильно. "Мы были в эвакуации", "Мы жили в эвакуации", "Мы вернулись из эвакуации". Но не "вывезли в эвакуацию" так как эвакуация и есть организованный вывоз.
А, впрочем, дело Ваше.
0 Ответить
Сергей Васильев, я не спорю, это разговорное
Оценка статьи: 5
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, не все, что есть в Интернете является истиной, но от этого Ваша статья не потеряла своей прелести.
0 Ответить
Если уж быть справедливым, то был до этого Мандельштама еще русский молодой талантливый поэт НЕЗАМЕЧЕННОГО поколения Юрий Мандельштам, женатый на дочери Игоря Стравинского. Его высоко ценили супруги Мережковские и писатель Алексей Ремизов. Поэт был арестован в Париже и погиб в нацистском лагере.
МАНДЕЛЬШТАМ Юрий Владимирович (25 сентября/8 октября 1908, Москва - 15 октября 1943,
Явожно, близ Кракова, Польша, пох. на клад. Сент-Женевьев-де-Буа). Поэт, литературный критик, переводчик. Сын В.А. Мандельштама, муж Л.И. Мандельштам. В 1920 с семьей эмигрировал во Францию.
Окончил Русскую гимназию в Париже, филологический факультет Сорбонны (1929). Занялся литературным творчеством. Секретарь правления Союза молодых поэтов и писателей (с 1928), член его ревизионной комиссии (с 1930), выступал с чтением своих стихов, докладами, устными рецензиями, литературными обзорами на его вечерах (1928-1932). Участник собраний литературных объединений «Перекресток» (1930-1934), «Кочевье» (1929-1934), «Зеленая лампа» (1930-е). С 1933 председатель правления Объединения русских писателей и поэтов, выступал с чтением своих стихов на его вечерах. Сотрудничал в газете «Возрождение», журналах «Современные записки», «Числа», «La Revue de France» и др. В Париже изданы сборники стихов «Остров» (1930), «Верность» (1932), «Годы: Стихи, 1937-1941» (посмертно, 1950). Издал сборник стихов «Третий час» (Берлин, 1935), сборник критических статей «Искатели» (Шанхай, 1938). Участник альманахов: «Круг», «Литературный смотр», «На Западе», «Перекресток», «Якорь» и др. В марте 1942 был арестован и отправлен в лагерь Компьень.
ДВА НОКТЮРНА ^
1.
Неполный месяц, желтый и смешной,
И редкие зарницы за спиной.
Казалось, ночь июльская была
Из тонкого, волнистого стекла.
Неясная печаль из далека…
Как больно сжалась теплая рука!
2.
Какая грусть на площади ночной!
В угарном и безрадостном весельи
О чем-то горьком, как июльский зной,
Скрипят неугомонно карусели.
А в комнате беспомощный рояль
Дрожит и стонет под рукой неровной,
И жалуется душная печаль,
Прикрытая усмешкой хладнокровной.
И только там — на белом потолке, —
Где тихо бродят ласковые тени,
Нет ни упорных мыслей о тоске,
Ни медленных, назойливых сомнений.
МОЛИТВЫ ^
Хор за стеною пел
Странные песни.
Молился монах:
Знал я сомненье и медленный страх.
Боже, прости мне, что темной тропою
Я не решался идти за Тобою!
Боже, прости!
Дай мне порою на дальнем пути
Слышать победное: «Лазарь, воскресни» —
Сладкий удел.
Хор за стеною пел
Странные песни.
Молился солдат:
Плотью одетый прошел я сквозь ад —
— Вечное пламя и демонский топот.
Боже, прости мне убийство и ропот!
Боже, прости!
Дай мне порою на трудном пути
Музыку слышать нежней и чудесней
Огненных стрел.
Хор за стеною пел
Странные песни.
Молился поэт:
Боже, прости мне, что в сумраке лет
Очи смотрели и слушали уши,
Руки сплетались и грешные души.
Боже, прости!
Дай мне, о Боже, на скорбном пути
Счастья тревожней и муки безвестней,
Образов слаще и звуков прелестней —
— Тайный предел.
Хор за стеною пел
Странные песни.
ВЕРНОСТЬ ^
1.
Веселый мальчик в светлом костюме.
Первые клятвы — в который раз.
Сладкое песенное безумье
Прозревающих радость глаз.
А этот — отмеченный скорбным знаком,
В живую душу облекший грусть,
Взрастивший полынь упорным злаком,
Горечь свою затвердив наизусть.
Или такой: за случайной утратой
Вечной любви тугое кольцо.
— Как не любить чужое когда-то,
Озаренное но
0 Ответить
Andrei Korliakov, к сожалению, не читала его стихов, а было бы интересно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
К. Ю. Старохамская,
ДВА НОКТЮРНА ^
1.
Неполный месяц, желтый и смешной,
И редкие зарницы за спиной.
Казалось, ночь июльская была
Из тонкого, волнистого стекла.
Неясная печаль из далека…
Как больно сжалась теплая рука!
2.
Какая грусть на площади ночной!
В угарном и безрадостном весельи
О чем-то горьком, как июльский зной,
Скрипят неугомонно карусели.
А в комнате беспомощный рояль
Дрожит и стонет под рукой неровной,
И жалуется душная печаль,
Прикрытая усмешкой хладнокровной.
И только там — на белом потолке, —
Где тихо бродят ласковые тени,
Нет ни упорных мыслей о тоске,
Ни медленных, назойливых сомнений.
МОЛИТВЫ ^
Хор за стеною пел
Странные песни.
Молился монах:
Знал я сомненье и медленный страх.
Боже, прости мне, что темной тропою
Я не решался идти за Тобою!
Боже, прости!
Дай мне порою на дальнем пути
Слышать победное: «Лазарь, воскресни» —
Сладкий удел.
Хор за стеною пел
Странные песни.
Молился солдат:
Плотью одетый прошел я сквозь ад —
— Вечное пламя и демонский топот.
Боже, прости мне убийство и ропот!
Боже, прости!
Дай мне порою на трудном пути
Музыку слышать нежней и чудесней
Огненных стрел.
Хор за стеною пел
Странные песни.
Молился поэт:
Боже, прости мне, что в сумраке лет
Очи смотрели и слушали уши,
Руки сплетались и грешные души.
Боже, прости!
Дай мне, о Боже, на скорбном пути
Счастья тревожней и муки безвестней,
Образов слаще и звуков прелестней —
— Тайный предел.
Хор за стеною пел
Странные песни.
ВЕРНОСТЬ ^
1.
Веселый мальчик в светлом костюме.
Первые клятвы — в который раз.
Сладкое песенное безумье
Прозревающих радость глаз.
А этот — отмеченный скорбным знаком,
В живую душу облекший грусть,
Взрастивший полынь упорным злаком,
Горечь свою затвердив наизусть.
Или такой: за случайной утратой
Вечной любви тугое кольцо.
— Как не любить чужое когда-то,
Озаренное новым светом лицо.
Сызнова каждый раз непривычно
Сердце свое раскрывать во мгле.
Если слово друг теперь безразлично,
Что мне еще свершать на земле?
2.
К тебе прихожу с утра,
Играем вместе в игру:
За другом прячется враг,
Врагом прикинулся друг.
Друзья и враги молчат,
Садятся в призрачный круг,
А после сходятся вдруг,
Ругаясь, смеясь, крича.
Тогда тускнеют слова…
3.
Угрюмый лоб и сжатый рот…
Порой усмешка — еле-еле…
В мансарде душной, в полухмеле —
— Бессвязный бред острот.
Забыты чувства: вечер длинный.
Слова — ненужный полукруг.
В душе глухой и тусклый звук,
Ответ на мандолиный.
Но губы сжаты — все равно.
Уйду — со мною, в память,
Тоска и мысли об одном,
И дым перед глазами.
И мандолины острый звук
— Ни верить, ни работать —
И в голове глухая нота:
«Он мне не друг!»
* * * ^
От ослепительного света
Граненых ламп застыв едва,
Как тело, празднично одета
Душа, вступившая в права.
А тело тает взлетом тайным.
Не потому ли так легка
В прикосновении случайном
Твоя прозрачная рука?
Но лампы гаснут от удара
По гулким клавишам, и вот
О горестях Елеазара
Певец взволнованный поет.
Рахиль! Уже во власти тленья,
Внезапно спутав имена,
Душа не твоего ли пенья
В любовной робости полна.
0 Ответить
Andrei Korliakov, спасибо. Хорошие стихи
Оценка статьи: 5
0 Ответить
+5, а главное, НИЗКИЙ ПОКЛОН за статью. И слезы на глазах и ветерок весенний прохладный с запахом сирени и омытая прекрасными стихами душа. И светлая грусть, что Серебряный век далеко позади и надежда, что многие откроют красоту стихов и картин для себя.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еще одно восхищение в Ваш адрес.
Что ж за судьбы у наших талантов? Изменится когда-нибудь что-нибудь?
Сочетание стихов и живописи потрясающее.
Вдохновили!
0 Ответить
О! Какая проникновенная простота статьи, как переплетены слова и изображения. Поклон от меня, К.Ю. Ну, и пять, разумеется
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошо выбранные картины со стихами сочетаются.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо...прониклась и стихами, и картинами. Тихо млею
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну Жаба Манжетовна, спасибо! Сто лет не читал стихов - и тут вы с Роальдом Мандельштамом. Стихи замечательные, правильно делаете, что публикуете, возвращая их в культурный оборот.
Это вам зачтется.
Хотелось бы и ссылку иметь, если где стихи Роальда в интернете есть.
5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я их собирала по каким=то кусочкам. Просто поисковиками. Наверное нету чтобы все сразу, а жаль, у него же их совсем немного (к сожалению). Мне очень нравятся, особенно "Эллада" - просто сносит.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, что там сносит - унесло на фиг! это же поется: быЛЛЛа ЭЛЛЛада...
У Орлова был мотив, если кто помнит: что бы ты такое хотел бы сделать, что не позволено, не можешь, не смеешь, но очень хочется. Помните? И вот так и с поэзией: он сказал ТВОИМИ словами, которые тебе не позволены, не смеешь, не дано. А он из тебя вынимает и ими говорит. Я не внятно объяснила. Этот тот момент, когда пробивает - да миллион-сто раз мы говорили эти слова - ну, была эта Эллада. Мы-то говорили, а он сказал. Как в морду дал, до озарения. Видишь весь ход времени этой Эллады - начало, бытие, апогей, конец - в аллитерации этих ЛЛЛ.
Правда есть - сначала было слово. (Не цифра, не символ!). А слово из букив. И как они расставлены - великая тайна есть: рифмует острыми булавками НОЧЬ-ПОМОЧЬ, колет, шпыняет, будит...
Разбудил на мою голову: щас полдевятого, а в три ночи мне в аэропорт. Ночь-помочь...теперь пойду шарить-искать где еще почитать. Доигрались.
И все равно спасибо за открытие. Сколько ж всего хорошего мимо прошло, чего мы не знали
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня дома есть практически все стихи. Если в интернете нет, могу потихоньку выкладывать здесь.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Было бы хорошо. Я нашла в интернете немного, но все разрозненные.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
а по названиям есть (или первым строчкам)? Потому что повторяться не хочется. Давайте тогда разбираться, если здесь это уместно. Итак, у меня еще из семейного архива, из Питера, хранится огромная кипа желтых листов с отпечатанными на довольно древний машинке стихами. Раритет, получается?
Вот, не нашла по первой строке
Растревоженный вечером гулким,
Вереницами снов оплетен,
В снеговом забытье переулком
Я искал и свое забытье.
Как и раньше мой город прелестен
Но в беде не сумеет помочь -
И мелодия будущей песни
Мне известна, как близкая ночь
Что сиянием призрачным мучит.
Также знаю, что скоро наскучит
И тебе эта песня, и мне -
Можешь бросить листок, не читая,
Или сжечь на холодном огне
Полуночного лунного края.
(без названия и года).
Сканировать бесполезно, текст будет не виден, к сожалению.
А вот совершенно дивное, называется
радуга на мостике Калинкином.
Дождь звонкими синими струнами
Повис на кустике, выросшем
Под куполом старой башенки
В кольце мостовых цепей,
А легкий смычок из радуги,
Над ними внезапно вспыхнувший,
Высек из струн невидимых
Сто разноцветных брызг.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо.
Я не нашла такого, чтобы большой сборник на одной страничке, но если искать поисковиками, то там и сям можно накопать некоторое количество.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вам спасибо за просвещение.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Какая интересная техника у этого художника. Это ж не мастихином даже, чем он работает? И кто такой?
А он просто жил - в другом измерении. Поэзия Роальда Мандельшама - опечатка
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не знаю техники. Написано просто - холст, масло. Опечатку поправлю.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Нашла - он ножом работает! Надя Рубцова придет - надо у нее спросить, как это.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да хоть вилкой... разве это так важно?
я ничего в этом не понимаю. А картины прекрасны.
Оценка статьи: 5
0 Ответить