Иванушка, например, наведывается к Бабе Яге. У той, как известно, главная особая примета — не нос, что в потолок врос, а костяная нога. То есть этой самой костяной ногой она находится в царстве смерти, а другой — стоит в мире людей; потому и не видит сразу героя, восклицая: «Чу, русским духом пахнет!».
Бабу Ягу исследователи традиционной культуры называют Богиней смерти. Но она не всегда выступает исключительно как хозяйка избушки на курьих ножках с печкой, предназначенной для зажаривания людей.
Часто Баба Яга выручает сказочного героя: то клубочек заветный даст, то подскажет, где меч-кладенец отыскать, то и вовсе раскроет тайну Кощеевой смерти. С какой стати ей выступать советчицей человеку? Ведь этим обладательница уникальной конечности предоставляет ему возможность победить и выжить. Может, точнее назвать её Богиней перерождения? Ибо именно в перерождении, возрождении на новом качественном уровне заключается цель похода героя подобных сказочных историй, и счастье своё он обретает именно таким образом.
Другой парадокс заключается в том, что в царстве мёртвых по непонятным, на первый взгляд, причинам находится много сокровищ, весьма полезных, а то и просто необходимых для сказочных героев, да вот хотя бы и тот же меч-кладенец. На его примере и разберёмся, почему именно там.
По скандинавской традиции, например, самое ценное оружие — то, что из курганов. С одной стороны, тому есть вполне материалистическое объяснение: при захоронении знатных людей в их могилу укладывали самое дорогое оружие, изготовленное самыми искусными мастерами. Кроме того, существовало поверье, что мёртвые стерегут своё имущество. Да и силы зла предпочитали держать оружие, способное их победить, поближе.
Кроме даров, в жизни сказочных персонажей то и дело встречаются запреты: не ешь этого, не касайся того. Нарушающие их герои попадают в беду, а выполняющие избегают её (Крошечка Хаврошечка, например). Почему? Речь идёт о том, что мир и жизнь в нём возникают из хаоса за счёт образования в нём порядка, но могут быть этим хаосом и разрушены. Ограничения, запреты и табу — это как раз условия, поддерживающие установленный порядок, сигналящие о границе живого мира.
В сказках герой сражается со злом и даже если погибает, заветные силы спасают его с помощью живой и мёртвой воды. В этих образах выражается понятие неразрывности жизни и смерти. Мёртвая вода — сохраняет или воссоздаёт форму (например, сращивает разрубленные части тела), живая — даёт жизненную силу (способность чувствовать, мыслить, действовать).
Стоит напомнить, что по народной традиции жизненная сила человека находится в области сердца. Вспомним плач героини в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», когда она была брошена ведьмой в реку:
«Желты пески на грудь легли, люта змея сердце высосала, белорыбица очи выела».
Здесь метафорически представлено обездвиживание тела («желты пески…»); вытягивание из него жизненной силы («люта змея…»), отнятие души («белорыбица…»). В хеттском фольклоре змей Иллуянка крадёт у Бога Грозы очи и сердце — те же символы. По египетской и этрусской мифологии, у человека имеется три души: животная сила, связанная с эмоциональным миром; родовая сила и личная душа.
Возвращаясь к русским персонажам, связанным с понятиями жизни и смерти, обратимся к… Кощею Бессмертному. Имя его тоже, как у известной старушки, происходит от слова «кость». Этот скелетообразный злыдень символизирует стагнацию, оцепенение. В народной традиции он связан с сезонными явлениями «умирания» природы, он сеет смерть и ненависть.
В поединке с Кощеем герой сражается не только за своё личное счастье, но и спасая мир от омертвления. А древнейшая мифологема этого события сводится к битве отжившего с новым, и отголоски её сохранились в новогоднем представлении, когда маленький Новый Год приходит на смену седому Деду Морозу.
А вы заметили, что Кощей никогда не то что не смеётся, а даже не улыбается? Он просто лишён такой способности, потому что согласно мифологическим воззрениям, смех есть принцип жизни, а его отсутствие — принцип смерти.
Так вот почему так неутешно и неостановимо рыдала царевна Несмеяна в одноимённой сказке, и не просто так по всему государству был кинут клич рассмешить её! Означало это, ни больше ни меньше, как оживить царство.
Вот оно как, оказывается.
интересно было бы разобрать эти сказки с юнгианской точки зрения
начёт Бабы-Яги когда-то читала что её прообразом когда-то была реально существовавшая девушка по имени Ягодь. Она прославилась тем, что абсолютно нагая скакала на коне смущая молодцев. А костяная нога появилась после-девушка упала во время скачки с коня и сломала ногу, и так и осталась доживать век на печи. Видимо лечить переломы тогда толи не умели, толи не повезло барышне-нога срослась криво.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Лично мне очень нравятся отрицательные герои сказок... в них больше загадок и скрытого смысла... Баба-Яга - просто супер!
Сказкотерапевт - так интересно! ... интересны мысли Сказкотерапевта...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Вячеслав
У моего мужа в детстве тоже любимой героиней бала Баба Яга. В театре он просто рвался к ней на сцену с радостным криком
0 Ответить
Это Вам спасибо - за статьи, за отношение к жизни, за добрые мысли... ...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ооо, на эту тему есть целые научные труды. когда-то давно читал статью на эту тему, не помню где. при беглом поиске по "яндексу" наткнулся на цитату из того прочитанного текста на одном из сайтов:
"...Известный специалист в области мифологии доцент Александра Баркова интересно трактует в связи с этим происхождение названия курьих ног, на которых стоит изба знаменитого мифического персонажа: "Ее избушка "на курьих ножках" изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в нее – со стороны леса, т.е. из мира смерти. Название "курьи ножки" скорее всего, произошло от "курных", т.е. окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили "избу смерти" ‑ небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян еще в VI – IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом – она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мертвых, мертвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху – "русским духом пахнет" (запах живых неприятен мертвым)". "Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, ‑ продолжает автор, – как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мертвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она дает ему пищу мертвых. Есть и другой вариант – быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мертвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мертвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоевывает у них волшебную красавицу и становится царем" (Энциклопедия "Славянская мифология и эпос", ст. "Верования древних славян")..."
0 Ответить
В эпизодах с Бабой Ягой у Иванушки ещё банька непременно присутствует, которая может прочитываться как испытание огнём (жаром) и очищение
0 Ответить
Ну да, про Несмеяну ожидала что-то про депрессию... А рассудить - чего бы им раньше про депрессии думать или сказки на эту тему писать? ...
Очень интересно!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Татьяна
0 Ответить
Честно сказать, увидев заглавие ожидала прочесть нечто иное. На мой взгляд, Несмеяна рыдала от депрессии, а не от того, что призывала царство оживить. Но я конечно не претендую на истину, поэтому оценку статье ставить не буду. Статья написана хорошо, но с такой интерпретацией я не согласна.
P.S. "Баба Яга против!"
0 Ответить
Александра, уважаю Ваше мнение. Спасибо за отзыв
0 Ответить
Да...
Валентина! Я уже не открыв статью почти уверен,
знаю, что это Вы. По заглавию. И не потому, что есть
слово "сказочный".
Очень интересна Ваша интерпретация философии
сказок. С одной стороны можно и спорить, а с другой-
очень убедительно.
Подобных текстов о сказках я не читал НИКОГДА.
Может быть потому, что я не лингвист.
ШЖ позволяет неспециалистам поднять своё
образование по самым разным вопросам.
И благодаря Вам тоже.
Творческих удач!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Коллеги, большое с пасибо за оценки и отзывы
0 Ответить
Спасибо, Юрий! Можем обсудить те места, по которым хочется поспорить Я, честно говоря, тоже не лингвист. Психолог я, сказкотерапевт. Вам от души желаю успехов - статьи Ваши мне нравятся, как Вы наверно заметили. Сейчас, правда, очень мало времени для чтения
0 Ответить
Сказки, на которых растут наши дети- литературные обработки. На самом деле русские народные сказки настоящие страшилки. В домашней библиотеке моей мамы имеется книга со сказочками, они небольшие, написаны корявым языком, читаешь- оторопь берет!
0 Ответить
А что за книга, Надежда?
0 Ответить
Валентина,точно ответить не могу, если книга отыщется- напишу подробно, книге должно быть лет 25, не меньше.
0 Ответить
Очень интересно. Сказка - ложь, да в ней намек ... 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ой-ой-ой, Валя, - страхи-то каки:
«Желты пески на грудь легли, люта змея сердце высосала, белорыбица очи выела».
Первый раз такое слышу, никогда ни в одной версии этой сказки такого не встречала. Мало того, «что котлы кипят кипучие, ножи точАт булатные», так ещё и эти Ужасти - Южасти...
Как же она потом оживёт, несчастная, если сердце ей уже высосали, глазки выели?!
Зомби будет зашифрованная, ага?!
Кошмарррр!!!
Ну, а вообще-то интересная интерпретация фабулы героев сказок и объяснение переплетения этих миров – Живого и Мёртвого.
5 – за оригинальную подачу и своеобразную, РЕДКУЮ информацию!
Оценка статьи: 5
0 Ответить