С принятием Екатериной II указа о «вольных» типографиях их число в стране увеличилось. В России было создано «Ученое общество», которое возглавил просветитель того времени Н.Новиков. Чтобы ослабить влияние Н. Новикова в обществе и нейтрализовать критическое отношение к ее правлению, Екатерина II поручает ему заняться изданием сатирических журналов, но потом закрывает их, увидев в них угрозу и для себя. Замечу, что эпиграфом к журналу «Трутень» стали слова: «Они работают, а вы их труд ядите», — сатира была направлена против помещиков-крепостников.
К тому времени «общество» сумело обзавестись крупной типографией, где было 20 печатных станков. Благодаря усилиям Н. Новикова, в свет стали выходить журналы, было издано свыше 900 книг. В дальнейшем судьба оказалась плачевной для Н.Новикова. Государыня запретила ему вести книжную торговлю, последовали обыски и репрессии. В 1792 году Новиков был осужден на 15 лет и заточен в Шлиссельбургской крепости.
Не благоволила самодержица и к тем своим приближенным, кто посмел ее ослушаться. Так, узнав о покровительстве директора Академии наук Е. Дашковой изданию вольнодумной пьесы Я. Княжнина «Вадим Новгородский», она была крайне недовольна. Впоследствии Е. Дашкова передала царице письменное прошение об отставке и оно было принято.
Чтобы ограничить ввоз иностранной литературы из-за границы, Екатерина II издает указ о создании «цензуры… в каждом месте из трех лиц: духовной, гражданской и ученой». Можно сказать, что с этого времени началось официальное «оформление» цензуры. Павел I, сменивший у власти Екатерину II, совершенствовал начинание самодержицы. Он создал цензурный совет, через «руки» которого проходила вся новая литература. Только за 2 года цензорами было конфисковано около 700 книг. Среди запрещенных изданий оказались произведения Шиллера, Гете, Свифта…
Вступивший на престол после Павла I Александр I в 1801 году принимает либеральный указ. Он разрешил ввоз в страну иностранной литературы и деятельность «вольных» типографий, отменил предварительное рецензирование литературы, работу цензоров в портах и городах. Обязанности цензоров по указу с 1803 года выполняли ученые университета. Все конфликтные вопросы решал совет, который был учрежден при университете.
Однако чиновники приступили к работе по созданию цензурного устава, желая упорядочить неясные моменты нового указа. Это позволило цензорам рассматривать всю печатную продукцию, кроме того, было обращено внимание на то, чтобы произведения «не шли против правления, закона Божия, нравственности и чести гражданина». Цензурная структура вошла в подчинение Министерства просвещения.
В течение долгих лет цензоры работали по правилам устава, принятого Александром I. Но уже тогда многие дела передавались и в канцелярию Министерства полиции. Причем, с 1818 года предписывалось «публиковать материалы о правительстве только с позволения самого правительства».
В воспоминаниях юриста А. Кони подробно рассказано о жизни поэта А. Пушкина, который не раз побывал в ссылках. Эпиграммы поэта читали во всех уголках России. Царь был не против рецензировать такого поэта, но вместо этого организовал за ним деспотичный надзор. Первая ссылка Пушкина была связана с пребыванием в Крыму, на Кавказе и Украине. Так возникли произведения «Кавказский пленник», «Братья-разбойники» и «Бахчисарайский фонтан».
Вскоре его направляют в Псков, потом в родовое поместье Михайловское. В это время поэт писал В. Жуковскому: «Час от часа вязну в тине жизни». Из «заточения» Пушкина освободил царь Николай I. Но уже спустя два года шеф жандармов Бекендорф тоже начнет «опекать» поэта. Неслучайно Пушкин промолвит: «Жалует царь, но не псарь…»
При Николае I прославился граф Д. Бутырлин, который возглавил цензурный комитет, работавший в строгой «секретности». Он действовал почти 15 лет. Комитет приложил «руку» к тому, чтобы отправить в Вятку писателя М. Салтыкова-Щедрина, известного своими сатирическими произведениями. Были закрыты многие журналы, критики практически прекратили писать статьи. Пьесу А. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина» зрители увидели только через 30 лет после ее создания, в 1900 году. Цензоры усмотрели в ней пародию на общество, чиновничью власть.
В 1863 году цензура сменила свое ведомство, она перешла в Министерство внутренних дел…
В начале ХХ века в стране начались революционные события. Когда в 1905 году в России был издан Высочайший манифест, даровавший свободу гражданам, власть, хоть и временная, начала создавать правила о печати. Периодические издания всех мастей были настроены по-боевому, выпустив целую «обойму» номеров с критикой в адрес цензуры и главного управления по печати.
В 1917 году большевистское правительство приняло Декрет о печати. Но еще до вступления его в силу были закрыты практически все частные издания, конфискованы типографии. Только 15 раз ВРК (временный революционный комитет) обсуждал проблему учета бумаги, чтобы пресечь выход газет и журналов без ведома на то власти.
После выхода Декрета о печати интеллигенция в стране выпустила листок-однодневку «Газета-протест», которая объединила писателей З. Гиппиус, Е. Замятина, В. Короленко, Д. Мережковского, Ф. Сологуба и других. З. Гиппиус открыто заявила со страницы листовки, что «печать отменена вся, кроме одной, большевистской». Чтобы упорядочить издательскую и цензурную деятельность, правительство приняло решение о создании государственного издательства РСФСР (Госиздат).
А уже в 1918 году правительство приняло документ о «военной цензуре». В нем говорилось, что это сделано с целью «сохранения военных тайн». Во время гражданской войны у «белой» прессы была своя цензура, у «красной» — своя. Цензура вновь приобрела официальный статус после принятия большевиками декрета в 1922 году. При народном комиссариате было создано Главное управление по делам литературы и издательства, которое объединило все формы цензуры.
Еще в 1917 году В. Ленин на одном из заседаний ВРК сказал, что «Печатный станок — наше сильнейшее оружие». Он был, по мнению многих его соратников, довольно жестким цензором. Впервые в истории России Ленин принял небывалый акт. В газете «Правда» он сообщил о высылке из страны «активных идеологов» (1922 год). Среди них были ректоры Московского и Петербургского университетов М. Новиков и Л. Карсавин, историки В. Мякотин и А. Кизеветтер, философы П. Бердяев, С. Булгаков, Ф. Степун и другие. Всего 160 человек…
По своей воле эмигрировали за границу сотни русских людей, не принявших политику большевиков. Ученые выделяют 3 периода русской эмиграции. Первый из них — с 1918 года до начала Второй мировой войны, второй — в конце войны (1941−1945), третий начался сразу после хрущевской «оттепели». Известный русский писатель И. Шмелев в годы гражданской войны в Крыму воочию увидел гибель и страдания ни в чем неповинных людей, потерял сына, офицера белогвардейской армии, и уехал из страны, после чего за рубежом издал около 20 книг.
Продолжение в следующей части.
Евгений, что может быть для человека пишущего хуже, чем цензура? Это мое мнение. Спасибо за интересный комментарий к моей статье. Что же касается, работы редакций СМИ, то они выполняют совсем иную роль. Удачи Вам в ШЖ!!!
0 Ответить
Ольга Конодюк,
да в общем согласен. Для пишущего человека хуже цензуры наверное только склероз.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгений, спасибо, что прочли статью. Мнение ваше интересно. Но я изложила то, что хотела в этой статье. Такой я вижу цензуру.
0 Ответить
Ольга Конодюк,
прежде чем писать я прочёл весь цикл. И всё искал ответ на вопрос, что же конкретно имел ввиду Салтыков-Щедрин.
Тонкость в том, что если цензура это то, что душит свободо- и инакомыслие, то намордник - крайне неудачная ассоциация. Потому как получается, что те, кого он сдерживает - псы. Намордники не существуют сами по себе. Для их применения нужны, извините, морды.
Уж если так хочется, можно говорить об оковах, кандалах, цепях, колючей проволоке под высоким напряжением или терновых венцах.
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгений Сударкин,
Вы перехватили своим комментом всё моё читательское внимание от статьи Ольги! читать дальше →
0 Ответить
Надя Гаева.
Ну так верните пожалуйста своё читательское внимание на место, а то мне перед Ольгой неудобно.
в ШЖ нет цезуры!
Раз нет цензуры, значить есть самоцензура! Уж я это ох как чутко чувствую.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Впервые в истории России Ленин принял небывалый акт. В газете «Правда» он сообщил о высылке из страны «активных идеологов» (1922 год).
Давайте честно скажем про уплывших на «философском теплоходе», зная о судьбе оставшихся. Несказанно повезло вам, товагищи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк.
Вот так и знал. Зададут вопрос, растревожат душу, а ответить на него и забудут. Работу вы, Ольга, проделали огромную и много интересных фактов рассказали. Только где же ответ на заглавный вопрос? Что школьникам то делать? Опять писать про Некрасова, прикованного к постели раком? Быть может предполагается, что читатель сам должен додумать ответ, ведь это так очевидно? Хорошо, извольте. Давайте додумаем.
Что есть намордник? Техническое приспособление, лишающее пса возможности нанести укусы окружающим. Если пёс ещё и бешенный, то намордник и вовсе спасает жизни этих окружающих и не даёт распространяться заразе. Теперь делаем подстановку переменных и получаем окончательный ответ: цензура несёт благородную и полезную функцию, спасая общество от травм и заразы. Так верно?
Если это именно то, что имел ввиду С.-Щ., то хотелось бы увидеть формулировку этой идеи в статье в явном виде. Если же С.-Щ. просто хотел лягнуть цензуру, а получилось, что лишь облаял себя и себе подобных, то это тоже неплохо было бы упомянуть в статье, например заметив, что у борзописцев во все времена были проблемы с логикой и моралью.
читать дальше →
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Пушкин в этой рубахе ни дать ни взять - цыганский барон
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еще лучше. Читаем дальше.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей, кстати, только когда начала заниматься этой темой поняла, как она увлекательна. Да,да.
0 Ответить