• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Валентина Пономарева Грандмастер

Кто в бане хозяин?

В славянской мифологии есть персонаж, именуемый банником. Это дух, обитающий в бане, т. е. разновидность домового. В иных местах его называли байником, баенником, байношко, лазьником. Обретается за печкой-каменкой или под полком. Заводится после появления в доме первого ребенка. Иногда и сам поселяется вместе со своей женой, а то и с детками.

Каков же он, по поверьям наших предков?

Чаще всего, разумеется, банник невидим. Кое-кто даже считает, что благодаря шапке-невидимке. Но мог показаться в виде голого старика, облепленного листьями от веника, длинноволосого мужчины, а также собаки, кошки, зайца. А. Н. Афанасьев так описал его нрав: «Банник не любит тех, кто парится по ночам, и душит таких смельчаков, особенно если они творят омовение без молитвы». Свят, свят, свят!

А еще его обвиняли в том, что он может похитить оставленного в бане ребенка, подкинув взамен его подменыша. Подменыша определяли по рахитичному сложению: большеголовый, пузатый, он не умел ни ходить, ни говорить, и, прожив так несколько лет, умирал или превращался в головешку либо банный веник. Вот ужас-то! И не только славяне так считали: в некоторых кельтских племенах тоже существовало подобное поверье.

Чтобы вернуть собственное чадо, полагалось бить подменыша березовым или ореховым прутом, пока не совершится чудо возврата. Были и другие способы, но менее распространенные. А вот в качестве профилактического средства от подмены ручонку младенца перевязывали красным шнурочком или надевали на головку… красную шапочку! Кроме того, следили, чтобы на лицо не падал лунный свет, окуривали колыбельку перед сном и клали в нее обереги.

Женскую ипостась этого мифического существа называли тоже по-разному: банниха, байница, баенная матушка. На русском Севере верили в обдериху, которую описывали как лохматую страшную старуху, иногда выступающую нагишом, иногда — в виде кошки с горящими глазами. С нею шутки были плохи: ни в коем случае нельзя было мыться в одиночку — грех, за который обдериха спрашивает по максимуму, сдирая и вешая на печке кожу (потому и обдерихой звалась), а тело несчастного загоняла в щели на полу. Четвертый пар она ни с кем не хотела делить: могла исцарапать.

Шишига во владимирских, саратовских и других землях тоже была персонажем женского рода. И показывалась она тем, кто шел в баню без молитвы: оборачивалась родственницей или знакомой, звала париться и могла запарить до смерти. Эта маленькая горбатая сущность отличалась большим животом, сучковатыми ручками и холодным тельцем, предпочитала ночной образ жизни. Хотя в некоторых местах людская молва определяла ей «прописку» вовсе и не в бане, а в камышах на мелких речушках.

Суеверия славян требовали соблюдения правил обращения с банными духами.

При входе в баню нужно было непременно сказать: «Крещеный на полок, некрещеный с полка», а уходя — пригласить: «Хозяин с хозяюшкой, с малыми детушками гостите к нам в гости» или, по крайней мере, произнести: «Тебе, баня, на стоянье, а нам на доброе здоровье». Кроме того, принято было оставлять этому строгому, прямо скажем, мифическому существу воду, мыло и веник, а то он, паче чаяния, в следующий раз начнет брызгаться кипятком, швыряться раскаленными каменьями или пуще того — напустит угар.

Спрашивается: как же существовать в столь опасном соседстве, каковое являл собой банник? Но считалось, что и польза от него есть. Во-первых, на духа бани рассчитывали как на защитника от других напастей: происков овинника, мертвецов и т. д. Чтобы заручиться подмогой такого рода, в новую баню приносили хлеб и соль, а под порогом хоронили задушенного черного петуха или, в крайнем случае, курицу.

Во-вторых, он участвовал в девичьих святочных гаданиях, презабавных, прямо скажем. На святки в полночь интересующиеся замужеством гадальщицы должны были подставить баннику… эээ… оголенный участок своего тела — тот самый, благодаря которому мы имеем возможность сидеть: подходили либо к наружной двери баньки и прямо на улице принимали соответствующую позу, либо ее же демонстрировали перед печкой или даже выставляли это самое место в дымник.

Если при этом возникало ощущение прикосновения мохнатой руки, означало — быть богатому жениху, если голой — бедному, если не удавалось почувствовать касание — жениха не будет вовсе. Категорически запрещалось протягивать руку в окно бани. Ее хозяин мог сковать пальцы железными кольцами, что и очень больно, и совершенно неудобно.

Считалось, что банник мог творить чудеса. В муромских краях есть предание о дяде Косте, пришедшем в баню погадать. Глядь, а там сидит женщина: «Возьми, — говорит, — меня замуж». А была это русалка. Дядя Костя ее перекрестил, и стала она обычной женщиной. Поженились они и жили, как говорится в таких случаях, долго и счастливо.

Народные предания сохранили истории о том, как банник и даже обдериха спасали людей. И вряд ли случайность, что хлеб, которым мать невесты благословляла к венцу молодых, назывался не как-нибудь, а банником!

Наконец, жертвенных кур небожителям Сварогу и Сварожичу, по свидетельству многих христолюбцев, приносили именно в бане. Значит, возможно, что когда-то банник был причастен к культу древнего славянского Бога-Творца?

Статья опубликована в выпуске 11.10.2008
Обновлено 26.07.2022

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень информативно и интересно!
    Кстати, в XVII веке после первой брачной ночи молодые должны были мыться в бане. Это нам в Александрове рассказывали, в вотчине царя Ивана Грозного.
    Сам царь тоже обязан был помыться вместе с женой, традиции для всех были одинаковы.

  • Кто в бане парится - тот не старится. - такая вывеска продаётся в магазине банной атрибутики. Коллега любил просвещать: чтобы хорошо познать работника, сходи с ним в баню - голый человек не врёт.
    Баня отлично снимает усталость, расслабляет тело, после неё ничего не хочется делать. Садоводы ходят в баню вечером, чтобы снять усталость. Аксакалы на востоке ходят в баню рано утром, т.к. потом, уставший организм, баня хорошо не вылечит.
    Банные страшилки, мифология отлично описаны.

    Оценка статьи: 5

  • Мартин Абалкин Мартин Абалкин Читатель 30 июня 2017 в 22:05 отредактирован 23 мая 2018 в 10:46 Сообщить модератору

    Сразу вспомнил песню группы "Княzz":

    Я не трачу время даром, всем желаю "С лёгким паром!"
    Своё дело чётко знаю - всех намою, всех напарю!

    Хоть меня к нечистой силе всю дорогу относили -
    Знают взрослые и дети: Банник чище всех на свете.
    А годочков мне за 300 - дед с душою пацифиста!
    Рад гостям и свежим новостям!

    Только требую, ребятки, соблюдать мои порядки.
    Если мой наказ не ясен - становлюсь весьма опасен!

    Но есть предел у моего радушия, друзья:
    Должны все знать, что сквернословить в баньке вам нельзя!
    Законы эти соблюдают люди с давних пор,
    А с нарушителем у нас отдельный разговор -

    В парилке веником невежу я поколочу.
    Затем, ошпарю кипятком и дико закричу.
    Спаясь вне бежит наглец на улицу, и тут -
    Вороны мигом налетят и насмерь заклюют!

    Мои родственники - злые водяные домовые
    В жизни радости не знают, в русской баньке не бывают.
    Так и сгинут не за грош, и я лишь тем на них похож,
    Что сам себя боюсь, когда я злюсь!

  • в славянской мифологии много страшилок, начитаешься, так и суеверной можно стать. Самое интересное, насколько языческие поверья переплелись с христианством

    Оценка статьи: 5

  • Вот банник.

  • Здравствуйте, Валентина! Очень понравилось, как Вы деликатно, и в то же время понятно описали по-народному грубоватое, страшноватое, но безумно веселое банное гадание. Вообще статья понравилась - нет "воды", хотя про баню.

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно, но жутковато. Мои деревенские родственники всегда старались напариться дотемна, вечером в баньку запрещали заходить. Как вы думаете, в ванной комнате подобные сущности водятся? Люблю я по ночам в пенке понежиться, может зря?!

    Оценка статьи: 5

  • Валюша - 5 балов!

    Оценка статьи: 5

  • А у Крапивина в одной книжке были "ржавые ведьмы", которые жили в старой баньке. Они велели мальчику Славику набрать тополиного пуха, спряли из него нитку, из нитки соткали материю, а из материи сшили рубашку, которая давала способность летать.

  • Знаю-знаю такого! Потом картинку покажу, которую известный художник Билибин нарисовал.

  • Alex Alex Читатель 28 сентября 2008 в 06:34 отредактирован 21 мая 2018 в 18:57 Сообщить модератору

    Статья, конечно прохристианская... Автору надо обратиться к славянской мифологии - ведь в бане-то мылись много ранее, чем нам принесли православие...

    Оценка статьи: 3

    • Alex Alex, у бестелесных духов нет определенной религии, они - порождение природы. Конечно банный дух невидим, но чувствуется его присутствие. Надо относится к ним с уважением , независимо от того, они банные или лесные или полевые духи.

  • Классно! Люблю такие страшилки - там столько загадок! ...

    ...ни в коем случае нельзя было мыться в одиночку – грех, за который обдериха спрашивает по максимуму, сдирая и вешая на печке кожу (потому и обдерихой звалась), а тело несчастного загоняла в щели на полу...

    Сказкотерапевту - дальнейших сказочных успехов!

    Оценка статьи: 5