Кто же он такой, этот Кристофер Марло?
Сейчас даже в Англии его имя помнит лишь узкий круг любителей. А между тем он был величайшим новатором в английской литературе, приготовившим путь Шекспиру. До него на английской сцене не было ни подлинной трагедии, ни исторической хроники, ни белого стиха. Пьесы Шекспира полны цитат из произведений Марло, в то время как он игнорировал всех остальных современников.
Марло родился в Кентербери в 1564 году, как и Шекспир. Его отец был башмачником, но это не помешало Кристоферу в 15 лет поступить в Королевскую школу, куда принимали лишь детей из знатных семей, либо особо одаренных. Через год он получил стипендию, позволившую ему стать студентом Кембриджа. В университете он изучал богословие, переводил Овидия и писал свою первую трагедию «Дидона», отрывок из которой, повествующий о трагической участи Гекубы, впоследствии прочитает актер из «Гамлета».
Окончив университет, Марло отказывается от научной карьеры и с головой окунается в мир лондонского театра. Его пьеса «Тамерлан» произвела фурор, принеся ему славу ведущего драматурга. Он становится своим человеком в литературных и аристократических салонах, сражается на дуэлях и попадает в тюрьму, приобретает множество друзей и врагов, самый опасный из которых — жестокий мракобес Джон Витжифт, архиепископ Кентерберийский. Он не простил Марло ни измены богословию ради театра, ни вольнодумных речей — по словам современников, «Марло ценил свободу слова превыше жизни».
А свобода слова в Англии задыхалась под гнетом жесточайшей цензуры. Архиепископ, завоевавший доверие и любовь стареющей королевы, добился неограниченной власти над умами — он самолично читал все пьесы, прежде чем позволить им появиться на сцене или в печати. Заподозренных в ереси или непочтении к религии ждала страшная Звездная палата, которую современники сравнивали с застенками инквизиции. Ибо, по мнению Витжифта: «Уродливым мыслям должны сопутствовать столь же уродливые тела».
Сотни человек были казнены, замучены до смерти, брошены в тюрьму или отправлены в изгнание. В 1593 году пришел черед Марло. В Лондоне началась эпидемия чумы, и епископ объявил, что чума — божье наказание за ереси и богохульство. Это дало ему повод для новой волны обысков и арестов.
Марло интересовал епископа еще и потому, что он был членом группы ученых, мистиков и философов «Школа ночи», отвергавших официальную религию и изучавших тайные знания. Епископ давно мечтал добраться до этой группы, но многие участники принадлежали к высшей аристократии, поэтому ему нужны были веские причины. Арест и допрос Марло могли бы дать ему нужную информацию.
20 мая 1593 года Марло был арестован по обвинению в ереси и богохульстве. Однако дело не дошло ни до следствия, ни до суда — в тот же день он был взят на поруки первым министром лордом Барли.
Почему министр так поступил?
Дело в том, что Марло был не только ученым и литератором. Еще в университете он стал агентом английской разведки. С этой работой он справлялся настолько хорошо, что заслужил благодарность самой королевы. Первый министр был его «боссом», не раз выручавшим своего агента в трудных ситуациях. К тому же он ненавидел архиепископа всей душой и пытался бороться с ним, как мог.
Итак, 20 мая Марло был освобожден.
Возможно, все бы обошлось — Барли отправил бы Марло в длительную поездку за границу, пока все не уляжется. Однако 26 мая в его канцелярию потупил донос, написанный бывшим другом и коллегой, а ныне злейшим врагом Марло Ричардом Бейнсом, в котором тот обвинял Марло в богохульстве, чтении атеистических лекций, подпольном издании кощунственных книг, изготовлении фальшивой монеты денег и греховной любви к мальчикам. Кончался донос словами: «И я считаю, что рот такого опасного человека следует заткнуть».
Против этого был бессилен даже первый министр. Теперь ничто не могло спасти Марло от пыток и казни. Барли не мог скрыть донос от королевы. Он мог лишь задержать его на несколько дней. Так он и поступил. Донос попал в руки королевы только 2 июня, причем в сильно отредактированном виде.
Что же за этим последовало? Ничего. Потому что 30 мая, согласно официальной версии, Марло погиб в пьяной драке. Документы, связанные с его смертью, были спешно затребованы королевой и скрыты от публики до 1925 года, когда их обнаружил студент-историк Лесли Хотсон.
Эти документы оказались крайне любопытными.
Современники Марло были уверены, что он погиб в кабаке. Из протокола, однако, выяснилось что это было не более чем официальной легендой.
Где же произошло убийство?
Марло погиб (если он и вправду погиб) в фешенебельном частном отеле, принадлежащем почтенной и знатной вдове Элеонор Булл, родственнице лорда Барли. Этот дом служил также офисом богатой компании, торгующей с Россией и получавшей огромные прибыли. Главой компании был сам Барли, обеспечивающий ее монополию, а владельцем судоверфи и капитаном — Энтони Марло, родной дядя Кристофера.
Как развивались события?
В протоколе сказано, что Марло и еще три человека пришли утром в дом миссис Булл, провели вместе день, мирно беседуя, а вечером заказали ужин. Во время ужина возник спор, кому платить по счету, началась ссора — и лежащий на кровати Марло вскочил, бросился на противника сзади, выхватил у него нож и нанес ему несколько ран. Тот попытался защищаться, толкнул Марло под руку, и Кристофер нечаянно ударил себя в глаз, да так, что умер на месте. Следователь признал это убийством при самозащите, и Марло в тот же день был похоронен в общей могиле.
Кто в этом участвовал?
Убийца, Инграм Фрезер — слуга лучшего друга и покровителя Марло Томаса Уолсингема, который не только не выгнал его со службы за убийство друга, но даже повысил ему жалованье и сделал управляющим. Второй участник — его близкий друг.
Третий — коллега Марло агент Роберт Поли, которому в то время по долгу службы следовало находиться в Гааге, ожидая писем чрезвычайной важности. С какой целью он покинул пост ради кутежа, на котором был убит его коллега, дал показания следствию и вернулся назад, осталось загадкой. В отчете он написал, что все это время находился на службе ее величества.
Была ли рана смертельной?
Ученые-медики пришли к выводу, что невозможно убить человека так, как это описано в протоколе, для этого нужен тяжелый топор. Марло мог в худшем случае потерять глаз, но никак не умереть, да еще мгновенно.
Как поступила Елизавета?
Она приказала следователю признать Фрезера невиновным и затребовала документы себе, скрыв их от посторонних глаз. Почему Елизавета проявила такой интерес к заурядной пьяной драке?
Как был похоронен Марло?
У Марло были родители, братья, сестры и огромное количество друзей. Однако никто не позаботился о том, чтобы похоронить его по-человечески и поставить на его могиле крест и табличку с именем — ни в тот день, ни позже. Его родители не приехали забрать тело сына.
Его дядя, находившийся в момент гибели племянника в том же городе, должен был отплыть в Россию 25 мая, но почему-то задержался до 1 июня. Он отплыл на следующий день после гибели племянника, накануне следствия и похорон, не известив брата о смерти сына (интересно, не увез ли он на борту лишнего пассажира?). Место погребения того, кого современники называли «величайшим умом Англии», остается неизвестным по сей день.
А через две недели на обложке поэмы «Венера и Адонис» впервые появилось имя «Вильям Шекспир»…
С удовольствием прочитал и эту статью. Очень интересное продолжение к "Кто Вы, мистер Шекспир?".
Хорошо пишешь, Алина. С удовольствием прочту и всё остальное, написанное тобой, по мере возможности. Удачи!
0 Ответить
Да, тут лихая интрига закручена... А церковники, известно, самые распоследние сволочи. Вроде бы проповедуют всяческие добродетели и при этом без стеснения сочиняют такие гнусные пасквили. Я порой тоже получал в свой адрес совершенно гнусные и притом бездоказательные обвиненияя от людей, и сейчас считающихся уважаемыми, достойными и порядочными.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
В Англии так часто поступали с поэтами. Байрон и Шелли были изгнаны - кстати, они нашли приют в той же самой Италии, в которую, по всей видимости, уехал и Марло, судя по тому, как подробно и со знанием дела он описывает Верону и Венецию.
Уайльд был арестован, и после освобождения тоже уехал из Англии.
Вообще меня всегда поражал этот контраст, присущий Англии - между огромным количеством великих ярчайших творческих людей и общей атмосферой косности и ханжества.
0 Ответить
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80
Поэма «Венера и Адонис» была напечатана в 1593 году, когда Шекспир уже был известен как драматург.
0 Ответить
Я прочитала указанную Вами страницу. Там сказано, что в 1590-1594 году были написаны пьесы, которые позже вышли под именем Шекспира.
Это официальная версия. Но в ней умалчивается о том, что все эти пьесы были опубликованы под именем Шекспира ГОРАЗДО ПОЗЖЕ. Первая пьеса - "Бесплодные усилия любви" - в 1598 году. А остальные - еще позже.
До этого они если и публиковались, то анонимно.
Не слишком принято распространяться еще об одном факте: о том, что очень многие исследователи-шекспироведы приписывали авторство ранних пьес - "Тит Андроник", "Генрих VI" - как Вы думаете, кому? Да-да, именно Марло. Либо считали их плодом совместного творчества. Однако в какой-то момент официальное шекспироведение наложило запрет на любые попытки выражать сомнения в авторстве пьес, опубликованных в Первом Фолио. Они были объявлены еретическими и антинаучными - точь-в-точь, как взгляды Марло 400 лет назад.
Я читала очень много материалов на эту тему. Если Вы читаете по-английски, могу прислать Вам статью одного из лучших специалистов по этому вопросу Джона Бейкера "The Null Hypothesis: There Was No Shakespeare Problem Until 1623". А также ссылки на некоторые другие материалы, которые есть в сети.
В любом случае повторю еще раз то, что было написано в моей первой статье:
Не обнаружено ни одного ПРИЖИЗНЕННОГО свидетельства о том, что актер и продюсер Шакспер написал хоть одну строку. В Англии было несколько сот Шекспиров. До 1623 года реального актера Шакспера и виртуального Шекспира (имя на обложках книг) никто не считал одним и тем же лицом - по крайней мере, ни одной записи об этом нет. Лишь в 1623 году Бен Джонсон написал поэму, где говорил, что Шакспер, уроженец Стратфорда и актер, и есть тот самый "лебедь Эйвона". При жизни Шекспира он не сказал об этом ни слова, как и все остальные.
А так как Вильям Херберт, принимавший активное участие в издании, был покровителем и спонсором Джонсона, то выводы делайте сами. Не говоря уже об очень странном стихе того же Джонсона в той же книге, где он иронически советует читателям смотреть не на портрет (который вовсе даже не портрет, а маска), а в книгу.
0 Ответить
версий и правда - даже перебор.
к сожалению, могу предложить только английские книги
Brenda James and William D Rubinstein
The Truth Will Out: Unmasking the Real Shakespeare
или
“Shakespeare” By Another Name - Anderson
(кстати, бесплатно и легально можно послушать или скачать )
http://www.shakespearebyanothername.com/audio.html
(но тоже по-английски).
и множество других.
Еще раз спасибо автору.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С удовольствием послушаю. Спасибо. И за ссылку на множество книг тоже буду признательна.
В свою очередь, советую заглянуть сюда:
http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/muchado/
http://www.muchadoaboutsomething.com/
http://www2.prestel.co.uk/rey/
0 Ответить
загляну, конечно. но Вы чувствуете, какие нешуточные страсти разгорелись! Стоило Вам "взяться за Вильяма нашего, Шекспира". Казалось бы, что нам до всего этого........
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает..."
0 Ответить
Кстати о Гекубе...
Не знает ли знаток Марло, а как понять имя "ГАМЛЕТ"?
0 Ответить
Ну, у меня есть версия, и я ее изложила в статье "Что мелют мельницы богов?"
О древнем скандинавском боге Амлоди.
А уж устроит ли Вас подобная этимология - право, не знаю.
0 Ответить
Мэнли П. Холл в своём труде «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии» - http://manly-p-hall.narod.ru/ (стр. 807-827) приводит массу доказательств, что Шекспиром был Граф Фрэнсис Бэкон - незаконный сын не то короля Генриха, не то самой Елизаветы-королевы "девственницы" .
Ф. Бэкон - тоже искусственная фамилия, так как на иврите означает "Божественный" - בקונה /беконэ. Бэкон был первым переводчиком Библии и основателем розенкрейцерства, масонства.
Существовал и реальный Шекспир. Но он был полуграмотен, а его дочь была вообще неграмотна.
0 Ответить
Да, у сторонников теории авторства Бэкона есть много последователей.
Менденхолл провел исследование по заказу одного из них. Он честно сравнил стили Шекспира и Бэкона и не обнаружил ни малейшего сходства. Будучи человеком любознательным, он сравнил еще несколько авторов - и полное тождество стилей Шекспира и Марло стало полной неожиданностью для него самого.
Тем не менее действительно есть масса оснований считать, что Бэкон был одим из участников "заговора", прекрасно знал подлинного автора и помогал ему творить, снабжая огромным количеством информации.
В 1995 году были открыты архивы брата сэра Френсиса - Энтони Бэкона, главы разведки графа Эссекса. В списке агентов был обнаружен таинственный персонаж по имени Ле Дукс. Он не был французом - в списке его книг есть несколько словарей, в том числе и французский. Английского словаря, однако, там нет, из чего можно заключить, что Ле Дукс был англичанином. У него было 52 книги - немалое количество для того времени. Книги были на разных языках, и практически все они содержали те или иные источники пьес Шекспира.
Что до имени Ле Дукс - в Англии было обнаружено лишь одно семейство с таким именем. Это были протестанты, эмигрировавшие в Англию после Варфоломеевской ночи. Жили они в КЕНТЕРБЕРИ, и их сын был ровесником Марло, учившимся музыке у того же органиста м-ра Фаунта, что и Кристофер, который позже мог позаимствовать имя своего приятеля.
Сэр Френсис поддерживал тесную связь со своим братом. Кроме того, он был масоном, как и Марло.
Выводы делайте сами...
Кстати, очень много архивов английской разведки того времени до их пор закрыты.
А насчет "божественного" - странно. Я живу в Израиле, поэтому иврит более-менее знаю. "Божественный" на иврите - "Элои".
А слова "בקונה" я вообще в словаре не обнаружила. Вы меня заинтересовали, я спрошу у специалистов, есть ли такое слово. Но оно никак не может означать "божественный", потому что корень совершенно другой.
0 Ответить
У Бога вообще-то 99 имён.
Корень, о котором Я написал - קונה /конэ - "1. Покупатель 2. Бог 3. Хозяин" - взят из словаря Михаэля Дрора.
0 Ответить
99 имен - допустим. Но при чем здесь "ב"? Это ведь предлог "в". "В покупателе"? "В Боге"? "В хозяине"? Странно...Тем более, что фамилия совершенно английская и означает "ветчина". Впрочем, Мэнли Холлу виднее.
У Марло фамилия тоже непростая - иногда его называли "Марлин" или "Мерлин".
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Так. Владимир Евгеньевич, пойдите почитайте Баруха Подольского, например, а то просто зубы сводит от Ваших толкований. Обрадовались, что Алина Вас еще не знает...
Алина, перед Вами теоретик, не имеющий филологической базы для изысканий, толкующий все на свете слова как ивритские.
0 Ответить
[удалено модератором]
Что ж, как говорил Кристофер Марло, "быть или не быть
вот из зе квесчен"
0 Ответить
Вы уже поверили, что "Гамлета" написал Марло?
Я в восхищении.
0 Ответить
Да как не поверишь, если слово "Мар ло" на иврите =- "Господь -ему"
מר לו
0 Ответить
Я пользуюсь именно словарем Подольского.
А вообще-то, честно говоря, я удивлена таким поворотом темы в разговоре о Шекспире.
Впрочем, не будучи филологом и не имея возможности судить о серьезности и достоверности гипотезы, я предпочитаю обсуждать те вопросы, в которых более-мене разбираюсь. Что касается моих убеждений - я скорее сторонница многополярного мира,чем однополярно-центрированного на одном праязыке, одной религии или одной идее. Для меня мир более театр,чем лаборатория.
Поэтому я - за Марло. А Владимир Евгеньевич, соответственно, - за Бекона.
0 Ответить
Но нет худа без добра - Вы еще столько интересного рассказали в комментариях. Пишите, пишите нам статьи.
0 Ответить
Спасибо
0 Ответить
Странно...Тем более, что фамилия совершенно английская и означает "ветчина". Впрочем, Мэнли Холлу виднее.
Мэнли П. Холл имел высшую (по моему 33-ю!!) степень масонства и был посвящён во все тайны масонства, розенкрейцерства и каббалы, а также суфизма, орфизма и пифагорейства - а всё это - одно и то же учение, которое находится ПОД всеми тремя мировыми религиями. Предствьте себе букву Ш. Так вот, вертикальные палочки - это иудаизм, христианство и ислам, а нижняя горизонтальная - это тайное учение, в котором было сокрыто всё древнее знание о вселенной, которое сегодня называется физикой, химией и математикой.
Вот Вы купите его Энциклопедию, почитайте её внимательно, а потом и судите.
Кстати, она написана в 1920 г.
Слово "БэКон" - это не просто ветчина, а Священное тело Бога. И, если Вы не отягощены ограничениями, которые накладывает на профанов Религия (верхние вертикальные три палочки), то Я смогу посвятить Вас в некоторые открывшиеся мне тайны.
0 Ответить
Я читала энциклопедию Мэнли Холла.
Он приводит те же доказательства авторства Бекона, что и практически все беконианцы: информация, которую знал Бекон и которая найдена в пьесах Шекспира, и зашифрованное имя Бекона, обнаруженное там же.
По поводу информации - я уже писала. это доказывает, что он был знаком с автором и сообщал ему информацию.
Шифры уже давно дезавуированы профессиональными криптологами Фридманами.
По поводу божественности Бекона - при всем своем громадном уме и эрудиции он был редкостной сволочью. Он предавал друзей и сторонников, нарушал клятвы и хладнокровно жертвовал теми, кому был обязан и кто ему доверял. Он убедил королеву казнить Эссекса, своего друга и благодетеля, и сам выступил его обвинителем. Он поклялся Рэли, что король оставит его в живых, и продолжал повторять это, зная, что смертный приговор Рэли уже подписан.
В конце концов король обвинил его в хищениях и взяточничестве в особо крупных размерах и выгнал со службы.
Именно эти факты убеждают меня в том, что он никак не мог быть Шекспиром - совершенно другой склад характера. Шекспиру такие люди были глубоко чужды и антипатичны, он был явным экстравертом (а Бекон - столь же явным интровертом), горячим, импульсивным и эмоциональным (а Бекон - холодным, рассудительным и логичным), высоко ценил дружбу и ненавидел предательство (а Бекон высоко ценил выгоду и карьеру и легко предавал друзей). Кроме того, Бекон был замечательным аналитиком, но никаким поэтом.
Лично я все больше склоняюсь к идее коллективного творчества. Может быть, именно тем и объясняется поразительный гений Шекспира, что в его произведения внесли вклад величайшие умы эпохи, и получилось что-то вроде синергетического эффекта. Как в рок-группах, начиная с "Битлз", которые вместе творили что-то потрясающее,а в отдельности - неплохо, но далеко не то.
Что до масонских тайн - зайдите сюда
http://www.masoncode.com/Site%20Map.htm
Здесь очень много интересного - и о "Сонетах", и о Беконе, и о каббале, и о нумерологии, и о многом другом.
По поводу тайн - спасибо за доверие, но, боюсь, я пока к ним не готова.
0 Ответить
Хочу заметить еще кое-что. Чуть ли не во всех пьесах Шекспира (кроме исторических хроник) красной нитью проходят темы клеветы, предательства, изгнания и скитаний под чужим именем, в то время как все, кроме немногих верных друзей, считают героя или героиню покойниками. Такое впечатление, что автор просто одержим этой темой. Это тоже наводит на размышления, не правда ли?
0 Ответить
Но я решила ограничиться одной. Зато подробно и с разных сторон.
0 Ответить
Аплодисменты, перерастающие в овации. Отлично закрученый сюжет. И, что главное, концовка в стиле лучших детективов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Продолжение следует.
0 Ответить
Да... доказательства того, что под псевдонимом
"Вильям Шекспир" скрывался Кристофер Марло
очень веские. Статья читается как захватывающий
детектив. Вы молодчина!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я привожу лишь основные доказательства из-за ограниченности объема. На самом деле их гораздо больше.
0 Ответить
Алина, интересные версии. 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить