Выполняют такие сооружения в основном мемориальную функцию. Хотя установленный на площади или в любом другом общественном месте памятник помогает архитектурно организовать пространство, становится его визуальным центром.
Все начиналось с фараонов
Если рассуждать о моде на памятники, то первыми законодателями в ней, пожалуй, стали египетские фараоны. Впрочем, они заботились о своих пирамидах скорее как о культовых сооружениях, нежели как о мемориальных.
А осознанно на тему «Чтобы помнили» начали творить жители Древнего Рима. Изготовленные ими статуи полководцев и императоров, массивные колонны и арки с надписями можно считать уже настоящими памятниками. Их устанавливали не ради обрядов, а в назидание потомкам.
В средневековой Европе вместо арок и колонн воздвигали каменные кресты. Причем не только в местах захоронений, но и в связи с теми или иными событиями. На Руси в подобных случаях возводили храмы, которые являлись одновременно и данью памяти, и выражением религиозного настроя. Скульптура в мемориальной моде тогда практически не котировалась.
Лишь в эпоху Возрождения, на пике всеобщего интереса к античному искусству, вновь стали популярны памятники-скульптуры. В качестве эталона, как правило, рассматривались римские образцы: всадник на коне, аристократ с невозмутимым выражением лица, обнаженная натура. Военные победы и вообще яркие социальные явления стали отмечать установкой триумфальных арок и триумфальных колонн. Позже появились и ростральные колонны, стволы которых украшались изображениями носовой части кораблей (rostrum по-латыни и есть «нос корабля»).
Отдельная глава в истории мировой моды на памятники связана с именем немецкого рейхканцлера Отто фон Бисмарка. В его честь неутомимо строились башни из грубого булыжника. «Башни Бисмарка» были возведены в четырех частях света: Европе, Африке, Америке и Австралии. Первая из них появилась в 1869 году, а последняя — в 1934. Всего их насчитывалось около 250, до наших дней сохранилось 175. Развалины двух таких башен обнаружены и в России, на территории Калининградской области.
О том, как Ленин Сталина пережил
В Советском государстве все монументально-мемориальные тенденции оказались в жесткой узде у государственной идеологии. Даже в самой глухой деревне Тьмутаракановке обязательно обретался колхоз «Заветы Ильича» либо начальная школа имени Ленина. Гипсовый или бронзовый вождь революции был непременным элементом ландшафтного дизайна и в школьном дворе, и под окнами колхозного правления.
Второе место в рейтинге занимали изваяния Сталина. Символично, что в мемориальном воплощении Ленин «пережил» своего преемника: скульптурные изображения первого до сих пор можно встретить в небольших российских городках. А вот памятники второму решение XXII съезда КПСС вытравило с постаментов практически начисто, равно как и многочисленные статуи его соратников.
Ну, и на третьем месте гордо возносились всякие рабочие-колхозницы. Люди труда, в общем. Памятники героям и жертвам Великой Отечественной войны я в расчет не беру, поскольку они вне политики и вне моды. Это осмысление пережитой нашим народом трагедии, и говорить о них нужно совершенно отдельно.
Примерно с середины 90-х годов прошлого века в России возникла мода на «имперские» памятники. Изваяния Петра I, Екатерины II, Александра II, Николая II то и дело появляются в региональных центрах (до городов поменьше, наверное, просто еще очередь не дошла) и кое-где уже вызывают у населения неприязнь не меньшую, чем прежде вызывали большевистские идолы. В Казани, например, местные жители пикетировали установку памятника Петру I, обвиняя его в геноциде против татар. А в Майкопе мусульмане-адыгейцы возмутились против предложения увековечить на одной из центральных улиц города Николая Чудотворца.
Снежик, Пыжик и другие
Еще одно модное веяние последних полутора-двух десятилетий — так называемые камерные памятники. Они лишены идеологического содержания, повторяют объект скульптурного изображения в натуральную величину и устанавливаются преимущественно без постаментов, прямо на земле.
Среди них немало необычных. Так, в Краснодаре немногим более года тому назад появился «Памятник собачкам». Он в карикатурной манере изображает двух антропоморфных собак — «мужчину» и «женщину», прогуливающихся под ручку. Поводом для установки изваяния послужило стихотворение Владимира Маяковского «Собачкина столица», посвященное Краснодару.
А в г. Снежинске Челябинской области свой символ — памятник Снежику, «снежному человечку». Его придумал художник-мультипликатор Александр Чесноков. Это одна из самых маленьких мемориальных скульптур в нашей стране: ее размер соответствует росту 1,5−2-летнего ребенка. Открыли памятник Снежику 1 апреля 2004 года, и с тех пор возле него ежегодно проходит чествование лучших городских юмористов.
К числу известных маленьких памятников можно отнести и Чижика-Пыжика в Санкт-Петербурге. Он установлен возле Фонтанки, у Первого Инженерного моста. До революции в одном из зданий набережной располагалось Императорское училище правоведения. Его студенты носили зеленые мундиры с желтыми обшлагами. Поскольку эта расцветка очень напоминала оперение чижа, то их и прозвали «чижиками-пыжиками». И знаменитая песенка про «рюмку-две» сложена именно в их адрес.
Но скульптура на Фонтанке изображает все же не студента, а птичку. Ее высота — всего 11 сантиметров, весит же свинцовый чижик почти 5 килограммов. За весь период существования памятника (с 1994 года) его не раз похищали, но бдительные петербуржцы помогали сотрудникам милиции вернуть достопримечательность на место.
В Ульяновске есть памятник букве Ё — красная гранитная стела с увеличенной копией напечатанной литеры. Буква воспроизведена в том виде, в каком она впервые попала на книжные страницы. Напомню, что произошло это в 1797 году, когда вышел в свет альманах «Аониды», издаваемый Николаем Карамзиным. Через Ё в нем было написано слово «слёзы».
Жители Мытищ могут рассказать об установленном в их городе памятнике российскому водопроводу, жители украинского города Винница — о памятнике первому трамваю. В небольшом районном центре Краснодарского края под названием Крымск, где я сейчас живу, армянская диаспора несколько лет назад собрала деньги на памятник связистам. Внешне он стилизован под телеграфный аппарат военного времени.
А какие необычные памятники украшают ваш город, вы знаете?
Какая интересная статья!
Отчитываюсь. Как раз недавно видела памятники "в городе, в котором я живу". Это местные "Рабочий и колхозница", то есть - в парке стоит изваяние местному огороднику в очень интересном наряде (совсем на огородный не похожем), а у моря - рыбак, которому русалки кладут рыбу в сеть.
Нашла "отца коня воронежского" (правда, может он - "мать"?). Тоже памятник. Работа Fernando Botero. У него и балерины на картинах такие же
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Павликова, это порода "владимирский тяжелвоз"! Ответственно заявляю, у нас таких на Госконюшне разводят. Только непонятно, где используют, потому что везде уже техника вездеходная в сотни лошадиных сил.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Меня вот жуть брала, когда в школе "Медного всадника" проходили...
0 Ответить
А это? Где-то в безлюдной глуши Аризоны...
0 Ответить
А как вам это? Один из главных памятников 66-й дороги - Дороги-Матери, Ранчо Кадиллаков.
0 Ответить
А этот, увы, канул в историю. Ещё несколько лет назад любовался на него вблизи, а теперь его нет в помине. А вообще это кошмар - порой уникальную, раритетную технику ставить на постамент, оставляя открытой всем стихиям и вандалам. Некоторые образцы танков, грузовиков сейчас только на постаментах и остались, если вообще до последнего не ушли в чермет. Да и с постаментов машины в металлолом сдают!
0 Ответить
От тоже памятник нехилый.
0 Ответить
Нате вам. Памятник чайникам. Установлен по случаю столетия со дня введения в России первых правил дорожного движения.
0 Ответить
Коронная фраза: "Кто ж его посадит? Он же памятник!"
0 Ответить
А в сказках у Биссета лорд Нельсон на Трафальгарской колонне одушевлённый вообще, с голубями и воробьями по-свойски общается. На памятник Черчиллю, я слышал, голуби не гадят. Шемякин мастак памятники сооружать - мы с Мидоричкой на его памятник порокам ходили смотреть, прям приросли к месту и час уйти не могли. А ещё он в Италии памятник Казанове поставил. Офигенный ещё памятник Мюнхгаузену на половине лошади, а в Гаммельне стоит памятник местному крысолову. Русалочку в Копенгагене просто жалко, как её вандалы доканывают. Памятнику самому Андерсену повезло куда больше. У Воскресенской упоминалось, как памятник Роберту Бернсу терялся в тени памятнику Вальтеру Скотту. Цветаева, помню, писала о чёрном гиганте Пушкине... С памятником Пушкину Маяковский по ночной Москве прогуливался. Нильс в ненастную ночь растревожил бронзового короля. А как трогает за сердце сказка Уайлда "Счастливый Принц"!..
0 Ответить
Крапивин в своих воспоминаниях интересно писал про сопоставление памятников Ленину и Сталину. У них в Тюмени стоял белый гипсовый довольно авангардный Ленин на конструктивистском постаменте. После войны напротив той площади начали разбивать Сад Пионеров. И у ограды стали монтировать памятник, черты которого сразу начали угадываться, особенно когда дошло до руки с трубкой. Памятник покрыли алюминиевым порошком - "серебрянкой". Так вот вся детвора думала, что Ленина тогда покроют бронзовым порошком "под золото", потому что он всё-таки главнее. А у нас на детсадовской даче в конце аллеи был разбит целый цветник, посредь которого на гранитном блоке восседал бронзовый Ильич, начищенный что твой самовар. И доводилось мне бывать в Парке Скульптуры у ЦДХ - очень милые там памятники, и даже Феликсу там, как мне кажется, вполне уютно - вид по крайней мере у него довольный. А в Чехии один трактирщик накупил списанной советской военной техники и уставил ею всё поле перед своим заведением, а посредине водрузил пятиметрового бронзового Сталина, которого тоже где-то прикупил по случаю. Потом фотку найду - покажу.
0 Ответить
Да, Крапивин вот в своих произведениях часто касался гипсовых и бронзовых трубачей и барабанщиков, которые стояли на аллеях в пионерлагерях и в скверах у Домов Пионеров - те у него были практически одушевлённые. Не то что истуканы-вожди.
0 Ответить
Товарищи тут памятники обсуждают, а оценку автору никто поставить не удосужился? Ставлю 5, Светлана! Мой город хоть и знаменит белокаменным зодчеством, и в последние годы в нем памятников все прибывает - Александру Невскому (у которого рука отвалилась сразу, как его установили), Владимиру Красное Солнышко. Этот памятник сразу же после торжественного открытия был "ограблен" - компания молодых гуляк ухитрилась отбить бронзовые кресты и целую фигуру-барельефна постаменте. Варвары, креста на них нет. Почему-то еще хотели Штирлицу ставить, но, видно, кризис помешал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Точно. Спасибо, Светлана, за существенное замечание. Уже судя по тому, как мы тут бурно делимся впечатлениями о своих, родных памятниках, статья не только актуальная, но и задела за живое. А чтобы задеть, должна в ней быть и есть своя изюминка. Потому не знаю, кто как, а я исправился. Не потому, что так надо, а, наверное, это просто - правильно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А еще я пропустила, к чему установили такую вот скульптуру на тротуаре улицы Плехановской:
0 Ответить
Ну, Марианна, теперь благодаря вам можно смело выпускать виды на камерные памятники Воронежа отдельным фотоальбомом!
0 Ответить
Светлана Усанкова, а в белорусском городе Полоцке стоит памятник "у короткому". Есть такая буква в белорусском алфавите.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Катерина Богданова, любопытная буква! Как же произносится обозначаемый ею звук в русской транскрипции? "Йу", что ли? Где-то читала (не помню, у кого, - у Пастернака, кажется) эпизод о глухом от природы человеке. Не глухонемом, а просто глухом. Говорить он выучился, наблюдая за движениями губ других людей. Но звуки у него получались непохожими на привычные. И пример там приводился характерный именно с буквой "у". Повествователь ее даже обозначил с двумя точками наверху, как у Ё, чтобы подчеркнуть необычность произношения своего героя. Правда, я так и не поняла, как же это в реальности звучало...
0 Ответить
Светлана Усанкова, эта буква заменяет обыкновенную "у" после гласных звуков - спаймаў, пайшоў, знайшоў, паўночны (северный, значит). А пишется, как обыкновенная у, только со штрихом .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А у нас за последние годы установили памятник Гаврииле Державину в бывшем Парке Пионеров. Теперь это Державинский парк. Но бюст Ильича в кепке так, неподалёку от Г. Р.. В кустах, как в Разливе. А ещё бюст Ю.В. Андропову. Главному карельскому партизану. Чуть наискосок от здания терриоториального управления. Какого - не скажу.
Ну, и благодарная армянская диаспора установила бронзового орла на черном мраморном постаменте у здания МВД. То ли у их министра, то ли у них самих вроде какой-то юбилей был...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"...в кустах, как в Разливе"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Белый Бим ... Бронзовое ухо:
0 Ответить
Котенок с улицы Лизюкова:
0 Ответить
Марианна Власова, вот это замечательный памятник! А мне ещё памятник Туфельке нравится, памятник водопроводчику, памятник художнику Поздееву в Красноярске и памятник сырку "Дружба". А вот памятник Цою на Арбате - жуткий какой-то. Была такая роль у Стива МакКуина в фильме "Большой побег" - узники концлагеря завладели мотоциклами, удирали от эсэсовцев сколько могли и все погибли страшной смертью. А меня мама специально возила смотреть памятник Холмсу и Ватсону у посольства - хорооший. Окуждава ещё такой замечательный на Арбате. Но мне и советские памятники нравятся - вот памятник Гризодубовой стоит у одного здания на Кутузовском, я даже заснял на память. А помните, как в "Привет, дуралеи!" главный герой Юрия Долгорукого мыл?
0 Ответить
Лизюкова, Лизюкова... Генерала? Врать не буду, но, по-моему, как раз по этой улице надо с Московской трассы выходить на Курск, где сразу после танка такой зелёненький универмаг Курский и такое приятное кафе - "Шишка"? А Лизюкова, по-моему в самом начале этого пути - когда отворотка на аэропорт, и почти сразу же за ней - на Курск и Белгород. И до каких-то непонятных треугольных пирамид остаётся всего ничего...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин, пирамида - на Московском проспекте, который плавно переходит в Московскую трассу. Если ехать из города, то сразу за Хользунова, на которой стоит пирамида, будет улица Генерала Лизюкова. "Отворотка на аэропорт" чуть подальше на север. Сразу за ней - "Яр" с конем. Кстати, да, пирамида же тоже памятник:
0 Ответить
Спасибо, Марианна. Я, правда, иду не с города, а как раз с севера, с М4. Потому сначала должен быть Яр... Но как-то НИ РАЗУ не обратилось внимание, ни вывеской, ни конём. Буду следующим разом идти, обязательно попристальнее посмотрю.Тем более, что на Задонской Лукойловской заправке уже обычно руль напарнику отдаёшь. Можно смотреть по сторонам.
Так что сначала - "Яр", которого не видел, потом - отворотка на аэропорт, потом - пирамиды, вот, уже впереди, рядом, но которые, опять же, так вблизи никогда и не видел. Потому что почти перед ними уходишь направо... Спасибо. Вот, теперь посмотрел...
А по Лизюкова - приятно, не ошибся. Помню, помню эту улицу с симпатичной заправочкой напротив многоэтажного, судя по всему, относительно нового спального микрорайона. С Лизюкова потом на Антоновы-Овсеенко, где большой авторынок. С него - на Сибюиряков (то ли Стрелков, то ли Гвардейцев). А там уже совсем рядом выход на Курск и мост через Дон...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин, Героев Сибиряков. Привязка чего, памятника продавцу? Тоже Северный район, но еще севернее и глубже, Соборный рынок - возле храма (храм на заднем плане).
0 Ответить
Кстати, Марианна, я ведь по тем силуэтам, что на снимке, так и подумал, что памятник, скорее всего, на рынке, или какой торговой площади, установлен. А прямо за площадью - похоже, какой большой собор. Но засомневался. Как-то не очень привычно, что культовое сооружение рядом с торговыми площадями...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Пока искала пирамиду, познакомилась с еще одним новым воронежским памятником, продавцу и покупателю:
0 Ответить
А точная привязка к местности? Мало ли... А вдруг кто когда попадёт в Воронеж?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О, да.
Знаменит на весь Интернет Конь Воронежский, стоит у ресторана "Яр" с куском рельса в зубах.
0 Ответить
Марианна... Зачем Коню рельс?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин, видимо, он ими питается... Мама скульптора поясняет: "это своеобразное противоборство цивилизации и природы."
0 Ответить
Интерестная трактовка "железности" коня...
Конечно, это более оптимистично, чем -
"Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?"
Но... Учитывая, что стоит он у ресторана, то скорее всего... Ну, как мне кажется... Это не противопоставление Есенинским мыслям и выводам. Просто это -проблемы питания. Железо, оно железом и должно питаться...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прикольно: "мама скульптора поясняет"! А скульптор сам-то дар речи потерял, что ли, после всех манипуляций с рельсами в зубах?
0 Ответить
Светлана Усанкова, мама - известный скульптор, сын - начинающий. Да по ссылочке сходите, там еще прикольнее.
0 Ответить
Марианна, прошлась я по вашей ссылочке. Как говорится, слов нет - одни эмоции... На Кубани, где я сейчас живу, есть такое простонародное выражение "конь с яйцами", да простите меня за скабрезность. Обозначает оно, как бы помягче, м-м-м, самца-производителя. У этого заслуженного семейства скульпторов не кубанские корни, случайно?
0 Ответить
Светлана Усанкова, в семье не без... Родители-то вполне приличные люди, вон какого Бима славного сделали. Без половых признаков, кстати, за что их ругали в прессе.
0 Ответить