Людмила готовилась поступать в Строгановское училище и брала уроки рисования у художника С. Краснухи. Она показала своему учителю и рисунки брата. О результатах В. Маяковский писал в автобиографии:
«Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром».
В семье стали привыкать к мысли, что Володя будет художником.
Этой мысли не оставляет и сам Владимир, когда в 1906 году, после смерти отца, мать с детьми переезжает в Москву. Для Володи начинается учение в гимназии и одновременно вечерние занятия в Строгановке.
Семья живет тяжело. Вместе с сестрой Володя выжигает шкатулки, разрисовывает пасхальные яйца. В те годы он рисовал много, чаще всего портреты. Из самых ранних его работ сохранился карандашный портрет И. Морчадзе, революционера, жившего у Маяковских.
Четырнадцатилетним юношей вступил Владимир в партию большевиков. За свою революционную деятельность он три раза подвергался арестам. Будучи натурой активной, он во время тюремного заключения решает заняться самообразованием. Из Сущевской полицейской части в январе 1909 года пишет письмо старшей сестре с просьбой принести ему художественную литературу, учебники, акварельные краски.
«Если найдешь (постарайся), то принеси Гнедича «Историю искусств» и Мутера «Историю живописи в XIX столетии».
Хотя в тюрьме были написаны первые стихи и 1910 год Маяковский считал началом поэтической деятельности, он по-прежнему собирается стать художником. Его мастерство формировалось в Строгановке, художественных студиях, в Училище живописи ваяния и зодчества, где Маяковский занимался более двух лет. Это было единственное профессиональное образование, которое он получил.
Современники вспоминали о материальных трудностях семьи Маяковских. Но ни бедность, ни тюрьмы не сломили воли и характера художника. Он учится, много работает. Изучает старое, ищет новое, чтобы проложить собственную дорогу в искусстве. Участвует в дискуссиях и диспутах о путях изобразительного искусства, пишет статьи.
В каталогах выставок 1912−1915 годов указаны самые разные работы молодого художника: пейзаж «Волга», «Женский портрет», карикатуры, автошаржи. Сохранились три ранние живописные работы: «Женщина в шубке», «Натурщица», «Железка». В разных техниках выполнены рисунки: пастель, тушь, акварель, уголь, карандаш.
Потребность рисовать поэт ощущал так сильно, что когда не было ничего под рукой, макал в чернила или тушь окурки, использовал обгорелые спички. Рисовал животных: собак, зебр, крокодилов. Сохранилась целая серия его жирафов. Интересны его моментально сделанные дружественные шаржи на И. Репина и К. Чуковского. По воспоминаниям Чуковского, Репин хвалил рисунки Маяковского, отмечая их реализм.
Но главным в его жизни стала поэзия, к которой он пришел через изобразительное искусство. Первые стихи как будто написаны кистью художника:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Жажда рисовать осталась на всю жизнь. Рисунками испещрены записные книжки поэта с рукописными автографами стихов. Здесь можно встретить дружеские шаржи на писателей и знакомых.
В самой большой записной книжке — рисунки, сделанные во время поездки в Мексику и Америку в 1925 году. Среди них портрет американского художника Гуго Геллерта. Здесь же рукой Геллерта — надпись на английском языке: «Ей-богу. Вы не только великий поэт, но и художник».
Много стихов Маяковский написал «для детков». Изданные отдельными книжками, они восхищали яркими, оригинальными иллюстрациями поэта-художника.
В трудные дни гражданской войны, когда само время требовало новых агитационных форм искусства, способных поднять массы на борьбу, рождались легендарные «Окна РОСТА». Именно изобразительная публицистика стала той формой общения с людьми, которая была необходима Маяковскому: «Улица — наши кисти, площади — наши палитры». Здесь Маяковскому очень пригодился опыт работ в лубочном плакате. В «Окнах РОСТА» Маяковский — поэт и художник — использовал приемы народного лубка, освободив его от штампов и украшательства.
Маяковским сделано несколько тысяч рисунков и большая часть текстов к ним. И если бы он не вошел в мировую культуру как поэт, то непременно остался бы в истории как создатель нового искусства — революционного плаката.
Мы обсуждаем статью или творчество Маяковского? Если статью,то я,даже будучи дилетантом ничего нового не узнал. Я знаю одно, Маяковский -глыба поэзии.
2 Ответить
Андрей Котмишев, к сожалению, эта глыба полностью приняла безбожие большевизма, и стала жертвой большевизма.
Вопреки Блоку, Христа за идеями революции не было, а вот рыцари революции были. Только иудам от революции рыцари были не нужны .
0 Ответить
Лишнее доказательство, что талантливый человек талантен во всем.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отчего застрелился Маяковский?
…………………………………………………………………………………………………………………
Маяковский мог покончить с собой от сознания, что свой огромный поэтический дар он не то что растратил, нет, а погубил в корне. Оттого, что, будучи по природе избранником, он предпочел стать отступником. Оттого, что заключил союз с тайновраждебными себе силами. Имею я в виду не большевизм, к котрому он поступил на службу, – объяснение упадка его творчества, дававшееся Пастернаком. Нет, дело не в этом, вовсе не только в этом. Маяковский с первых своих юношеских стихов принял нелепую, ребячески-наивную позу: громыхать, ругаться, поносить все без разбора. Мир подгнил, мир порочен, корыстен, темен, убог? Это не новость. Поэты как ни в чем не бывало пишут о ручейках и цветочках? Поощрять их не следует. Но есть другая поэзия, есть другой её образ, и перед ним площадная демагогия ничем не лучше цветочков. Пожалуй, даже хуже, потому что претенциознее и заносчивее, оставаясь столь же уныло-банальной. Перевоспитать читателей? Ну, допустим, перевоспитает (это отчасти Маяковскому удалось), допустим, читатели начнут восхищаться посрамлением цветочков – а что дальше? Допустим, будет «сублимировано» хамоватое панибратство с землей и небом, как в «100 000 000», – а что дальше? Нет, не могу понять, как Маяковского до конца жизни не стошнило от собственных его од, сатир и филиппик.
Пастернак упрекал Маяковского в уподоблении какому-то футуристическому Демьяну Бедному, делая исключение для последней его вещи – «Во весь голос»: она, по его мнению, гениальна. Да, она могла бы оказаться замечательной. Трагическое, почти некрасовское дыхание, мощная ритмическая раскачка, какой-то набат в интонации – все это могло бы оказаться неотразимо. Но плоский, нищенский текст невыносимо противоречит ритму. Дыхание рвется к небу, а текст упирается в низко нависший потолок и под этой грошовой известкой отлично себя чувствует. На двухаршинный взлет он ведь только всего и был рассчитан! А слова, то есть дословное содержание текста, в поэзии все-таки имеют значение, поскольку она не «проста, как мычание». Приходится угадывать то, чего в стихотворении нет, с унынием перечитывая то, что в нем есть…
Как возвеличена была бы память о Маяковском в русской поэзии, если бы верным оказалось предположение, что он ошибку свою понял и не в силах был с ней примириться! До крайности мало вероятия, что это было так. А все-таки «тьмы низких истин нам дороже…».
Георгий Адамович
Комментарии
0 Ответить
Валерий Хачатуров, никакие комментарии никаких Адамовичей и Пастарнаков не могут навести тень и порчу на простые, доступные мысли и чувства в произведениях ВМ. Почему до сих пор "растаскивают на цитаты" где только НЕ этот "плоский, нищенский текст"?
"Простим угрюмость, - ведь не это //сокрытый движитель его..." (АБ)- более чем к кому-либо относится к ВМ.
Я удивляюсь, что не переводятся злобные истолкователи творчества ВМ.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, позиция противника «Адамовичей и Пастарнаков» ничем не отличается от позиции противников Маяковского, Есенина, Ахматовой и Зощенко. Бело-черное восприятие истории, не лучше черно-белого - необходимо различать и оттенки.
Маяковский погиб потому, что слишком высоко возвышался над измельченной революцией, с ее новой бюрократией – эту голову обязательно срубили бы. Маяковский – это гениальное, но изувеченное дитя советской эпохи, в которой много противоречивого.
Георгий Шенгели, оппонент Маяковского в 20-х годах, напишет в 50-х годах:
Мне хорошо, что будущего нет,
И прошлое забыто на вокзале...
Себе гербом избрал бы якорь я
С обломанными навсегда клыками!..
0 Ответить
Валерий Хачатуров, по возвышению согласен, но он не был одинок на возвышении. "...чтоб не обмелели наши души, // чтоб мы не возвели в коммунистический сан //плоскость раёшников и ерунду частушек."
Ничего "изувеченного" в его произведениях нет. А что касаемо самого, то "Где, когда, какой великий выбирал // путь, чтобы протоптанней и легше?"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Как ценен и любИм поэт
Когда его уж с нами нет...
2 Ответить
О ВВМ писано, перечитано много, много и всё будет мало.
Хотелось бы почитать о Э.Межелайтисе и Л.Мартынове.
Почему хитрован ИВС опасался и избегал встречи с ВВМ? А ведь вроде земляки и могли пару слов сказать по-грузински.
ВММ сделал для пропаганды "пламенных идей" больше, чем все идеологическиет отделы скопом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, живой Маяковский был "хитровану ИВС" не нужен. А вот мертвый, покрытый толстым слоем глянца, Маяковский потребовался ИВС для усиления личной власти.
0 Ответить
Валерий Хачатуров, Мейерхольду тоже не повезло постановкой пьесы с Победоносцевым, в котором можно было вычислить ИВС.
Но сэ ля ви, "как говорили древние греки", что было, то было. С Горьким ИВС вынужден был поякшаться, а ВВМ заслуживал больше того, "Но...не судьба"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, Вспоминая «сэ ля ви», необходимо отметить две даты.
Год 1925 год, год трагической смерти Есенина, был самым эффективным, в экономическом плане, годом НЭПа. Но это был и год, когда Царицын стал Сталинградом – набирала силу власть «кремлевского горца». Через пару лет Сталин пошлет НЭП к черту и начнет насильственную коллективизацию, которая будет оплачена жизнями миллионов людей. А потом последует смерть Маяковского.
Поэт-бунтарь, восставший против Бога и Ангелов, воспевший Маузер и Лубянку, понял, что к власти пришло новое божество. Этой трагедии он пережить не смог.
0 Ответить
Валерий Хачатуров, мы не можем отменить цунами,вкл. политическое. У ИВС был большой выбор кадров. Личная неустроенность ВМ тоже сказалась. Альтернативой "насильственной коллективизации" мог стать "блицкриг по-французски". До коллективизации была ещё община, которую тоже насильственно раскурочили.
"База данных" истории РИ богатая, вся проблема, как их использовать во благо. Сейчас я почитываю книгу "Почему Россия не Америка" Автор Паршев. (Род.падеж не получился)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, "Почему Россия не Америка" – это вопрос другой темы.
Меня интересует другие вопросы. Почему погибли Есенин и Маяковский, и что произошло в период между двумя трагедиями? Люди редко кончают с собой по одной причине: одна причина, может быть, и была главной, но сплелась с другими, и все вместе они привели к самоубийству.
Вот что писал Борис Пастернак: «В последние годы жизни Маяковского, когда не стало поэзии ничьей, ни его собственной, ни кого бы то ни было другого, когда повесился Есенин, когда, скажем проще, прекратилась литература, потому что ведь и начало "Тихого Дона" было поэзией, и начало деятельности Пильняка и Бабеля, Федина и Всеволода Иванова...»
Вспоминая же "блицкриг по-французски", не стоит забывать, что в этот период Сталин взял на себя обязанности интенданта гитлеровской армии. Память должна быть честной.
0 Ответить
Валерий Хачатуров, 1. Для себя Вы уже решили,"почему погибли Е и М". В "период между" произошло немало подобных трагедий.
У М было больше "мотивации" к суициду. А Е был достаточно просоветским "беспечным парнем". М/б горячка подкосила? Прокушев дотошно докапывался до причин смерти Е.
2. БП поэтически подзагнул о смерти поэзии: она "существует, и ни в зуб ногой" и сам БП тому подтверждение.
3. Интендант тоже получал кое-что на склад из Германии, но этот момент не афишируется. У интенданта хватило соображения не встречаться лично с Г.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, поэт Георгий Шенгели в своей книге «Маяковский во весь рост» отмечал, что Маяковский, талантливый поэт в 1914 году, бессилен дать что-то новое и способен лишь выполнять моссельпромовские заказы на рекламные стишки. Эту трагедию Маяковского отмечал и Сергей Есенин: «Мне мил стихов российский жар. / Есть Маяковский, есть и кроме, / Но он, их главный штабс-маляр, / Поет о пробках в Моссельпроме». Поэты не могли заранее знать, что именно Маяковского Сталин выберет на должность лучшего поэта советской эпохи.
0 Ответить
Валерий Хачатуров, рЭзко нЭ согласен. Невозможно по заказу, как копирайтеру статью "за фубол", написать стихи о паспорте, о Нетте, о литейщике, стихи детям, Бруклинский мост,Юбилейное, Сергею Есенину и мн. др.
Шенгели это не тот, который учил молотобойщиков стихам?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кариночка, 5!!! Замечательная статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить