Зато возле картины «Даная» остановился невысокий и явно немолодой мужчина. Вначале он осмотрелся и радостно потер руки: рядом с ним не было абсолютно никого. Потом расстегнул пуговицы пиджака, извлек откуда-то из подмышки литровую банку, наполненную бесцветной жидкостью, поставил ее у ног. После этого он достал нож и полоснул картину два раза. По бедру и животу Данаи. Затем трижды плеснул на нее серной кислотой.
Месть самому себе?
…Спустя несколько лет, когда в СССР забурлило сразу несколько национальных революций, кто-то напишет, что вандал, а им оказался 48-летний безработный из Каунаса Бронюс Майгис, при этом закричал громко: «Свободу Литве!». Но сами литовцы отрицают этот факт — надругательство над великим полотном и дорога к независимости — все-таки лежат в разных плоскостях. С другой стороны злоумышленник меньше всего хотел привлекать к себе внимание — его цель была одна: выместить все разочарование в жизни в какой-то протест. Закричи он, сбежавшиеся посетители могли бы помешать ему осуществить свой зловещий план.
То, что цель была именно эта — косвенно подтверждает и тот факт, что Бронюс не оказал никакого сопротивления при задержании. Главную свою задачу он к тому времени уже выполнил, а что будет после этого, его уже мало интересовало…
Саския — лучшее, что знал Рембрандт в жизни?
Нам эта картина известна, как «Даная». Между тем на родине художника при виде этого шедевра чаще всего произносят другое слово — Саския. Именно так звали 21-летнюю красавицу, которую в 1634 году, молодой 27-летний начинающий портретист Рембрандт привел в одну из Амстердамских церквей, чтобы поставить роспись в книге актов. Она — дочь бургомистра города Лаувардена, он — сын мельника из Лейдена. Ее очень не хотели отдавать за него, еще бедного и незнаменитого.
Сколько им отмерит Бог счастья? Тогда они еще не подозревали, что ужасно мало. Спустя восемь лет, в июне 1642 года, неутешный вдовец войдет в церковь Аудекерк вслед за гробом любимой женщины. Чахотка. Восемь лет безбрежного счастья. Четыре беременности, роды. Только один ребенок, последний, выживет, вытянув из матери во время ее беременности последние соки жизни. Карандашный набросок портрета жены художника, сделанный им самим на третий день после свадьбы. И эта картина — «Даная», которую гений кисти закончил спустя два года после свадьбы, в 1636 году.
Но не спешите вглядываться в лицо Данаи, пытаясь разглядеть в нем Саскию. Это и она, и одновременно не она. После смерти любимой жены Рембрандт по-прежнему нуждался в Музе, которой бы он посвящал свое творчество. Он нашел ее не сразу, и ее имя не столь известно, хотя бы потому, что у нее не было такой трагической судьбы, как у Саскии. Однажды Гертье Диркс, с которой мастер сошелся после смерти жены, увидела картину и устроила художнику большой скандал: «Кого ты любишь? Меня или давно ушедшую из жизни женщину?»
Не показывайте картин любовницам…
Рембрандт начал оправдываться, но слова мало ее трогали. Она пригрозила, что уйдет. Тогда он взял в руки кисть и начал снова работать над лицом Саскии. Где-то что-то изменил, добавил. Гертье осталась довольна работой — на портрете во второй редакции стало гораздо больше ее черт, чем Саскии. Но неуемная женщина на этом останавливаться не собиралась. Она потребовала, чтобы муж обязательно изменил позу лежащей женщины. «Что это за безобразие? Левая грудь сдавлена, отчего кажется неестественной. Посмотри внимательно на меня? Разве ты видишь во мне хоть один изъян?»
Художник понял, что так будет продолжаться бесконечно. Ни слова ни говоря, он снял картину со стены и отнес ее в кладовую, чтобы Гертье больше не цеплялась. И потом — таких женщин, как Гертье, у него будет, возможно, много, а вот шедевров, подобных «Данае», возможно, вообще не будет. А вскоре сожительница потребовала слишком настойчиво, чтобы Рембрандт женился на ней. Решила привлечь к этому делу власти — Рембрандта вызвали в «Камеру семейных ссор», где судьи распорядились, чтобы художник выплачивал Гертье щедрые отступные. Впрочем, недолго музыка играла — уже через год она оказалась в тюрьме…
12 лет каторжных работ
Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. 15 июня 1985 года «Даная» казалась навечно утраченной. Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой. Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда…
Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет. Уже до конца 1985 года им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, был подведен новый дублировочный холст. Еще два года боролись с натеками, появившимися 15 июня 1985 года, когда перемешанные с кислотой и водой частички краски, стекавшие с верхней, темной части полотна, облепили тело Данаи, проникли в поры. Хотя до сих пор в среде реставраторов нет единства, некоторые из них призывали не «измываться» над картиной, а оставить все, как есть…
В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже. На этот раз под бронированным стеклом…
И никаких угрызений совести…
Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного (вялотекущая шизофрения). Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством. Однажды журналистам одной из республиканских газет удалось разыскать вандала. Он жил в одном из пансионатов и очень любил играть на аккордеоне. Жалел ли о своем поступке Майгис? Судя по всему, нет. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».
Почему он выбрал именно эту картину? Поговаривают, что однажды он спросил у смотрительницы Эрмитажа: «А сколько стоит это картина? Миллион рублей? Больше?» На что смотрительница ответила: «Даная» бесценна! У нее нет цены. Это — мировой шедевр!"
Ах, бедная, бедная Саския. Ей не суждено было узнать, что ее единственный выживший сыночек проживет чуть более 20 лет. Он женится и умрет, когда его супруга будет беременна. Она, в свою очередь, родит дочь и тоже скончается после родов. Рембрандт окончит жизнь в полной нищете, его дом будет конфискован, а в него въедет хамоватый сапожник. А надгробная плита с могилы Саскии будет продана Рембрандтом могильщикам для того, чтобы похоронить свою последнюю любовь — Хендрикье…
Обо всем этом Майгис не имел представления. Он с трудом окончил четыре класса школы…
Данаю порвать.Да на такие картины даже руку поднимать нельзя.Я бы его навеки вечно в психушку посадил.
0 Ответить
Магис уничтожил порнопредмет, а значит, поступил правильно. И вообще. всю эту мазню надо уничтожить. Она не соответствует православным канонам, и по Стоглавому собору, решения которого никто не отменял, показ этих произведений запрещен.
0 Ответить
Юрий Москаленко, интересная история. Послушала с удовольствием. Честно сказать, первая мысль по поводу вандала была такая - не понравилась мужику барышня.
А про Грозного, заинтриговали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья, я тоже прослушал статью - вроде бы "слушается".
А по Грозному, мне кажется, веросия тоже интересная...
0 Ответить
Я с пятеркой... А про Иоанна Грозного будет история, в смысле, про картину?..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валентина, так ить не убивал он сына вообще, это художнику не хватало полфунту славы, вот и решил у Грозного позаимствовать...
0 Ответить
Юрий, как не убивал!? ()
Это надо осветить! и почему полфунту только славы не хватало?... Столько вопросов безответных, а вы норовите манкировать?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оно же еще не надо забывать, что Рембрандт оставил в Хен много загадочного, сделал ее почти что дамой полусвета. Кто его знает, как мы будем выглядеть в таком ракурсе...
0 Ответить
на вкус и цвет...как по мне Хендрикье оч даже ничего..особенно по сравнению с Саскией
0 Ответить
Марина Дутти, вкусы меняются, люди меняются, взгляды тоже) мы ж живые, на месте не стоим
0 Ответить
Специально ходил посмотреть результат реставрации. С близкого расстояния очень заметно, хотя сделано хорошо. 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5! Ничего не знала об этой истории.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Да ну, я бы картину с такой жирной волосатой тёткой сам бы искромсал в ленточки, если бы не культурное воспитание.
0 Ответить
Денис Леонтьев, очень смешно... про культурное воспитание.
Там, где "культурные" люди видят волосатых теток, другие видят живопись...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне она тоже не нравится, Денис! Просто уж делаешь скидку на тогдашние "параметры" красоты... (если ещё учесть, что она вообще-то молодая должна была быть, судя по описанию, хронологии) Не могу не согласиться!
а "Хендрикье у окна" видел? Тоже любовь Рембрандта...
"Хендрикье Стоффельс у окна"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий, спасибо за статью! Да, как хорошо, что картину удалось спасти! В каждый свой поход в Эрмитаж я хоть ненадолго подхожу к картине, радуюсь, что она есть!
0 Ответить
Нет, ну это ж надо! Если он шизофреник, то его освободили от уголовной ответственности!
Да на рудники пожизненно надо таких. Всё равно же ведь он как-то где-то работает, так пусть бы отрабатывал нанесённый ущерб!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
...почему вандал выбрал именно эту картину?
Такой вопрос можно задать по поводу любой жертвы вандала. На то он и есть - вандал.
В то время я находился на искусствоведческой практике, и произошедшее знаю не понаслышке. Какие молодцы музейные работники! Как оперативно спасали картину...
Оценивать, осуждать действия вандала? Да ну, его... пошел он...!!!
Какова реакция других людей, как со слезами и дрожью в голосе сокрушались работники музея о случившемся... - вот что для меня важно. Важно, что МИР хранят хорошие люди.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Разделяю вашу точку зрения, Серегй и Вячеслав! Поэтому в статье я и постарался избежать всей этой истерии по поводу того, что это был акт за свободу Литвы или против существующего в СССР строя.
Неважно какой строй! Если обливаются кислотой мировые шедевры - это всеобщая беда.
0 Ответить
Юрий Москаленко, преступление того же ряда, когда псих приходит в школу, в университет, да и просто на площадь и начинает палить по людям. Протест выражает! Преступление этого шизофреника - не против картины, а против человечности.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Майгис не имел представления. Он с трудом окончил четыре класса школы…
Кодлы вполне образованных начальной школой французиков жгут машины и бьют витрины, в нашей многострадальной пачкают памятники и стены, и швыряют окурки мимо урны.
Элементарное неуважение чужого труда.
зы
нещадно сечь на коншне розгами и возить мордой по асфальту, и здоровых и душевнобольных. Если нет понимания и уважения, следует прививать правильный рефлекс.
Оценка статьи: 5
0 Ответить