Катерина Богданова Грандмастер

Кто такие кашубы? Добро пожаловать в Шимбарк!

До чего же удивительный этот маленький славянский народ — кашубы. Этот тихий народец долгое время жил на южном побережье Балтийского моря — в районе современного Гданьска. Мирно жил, зарабатывал рыбным промыслом. И довольно часто становился жертвой чужих имперских интересов — столетиями кашубские земли не могли поделить Польша и Германия. Шансов растерять свою культуру было хоть отбавляй. Официальные запреты на польский (кашубский) язык, изгнания с родных земель — все это могло стереть народ с лица земли, ассимилировав его с теми же поляками или немцами. Но нет, теперь это стало модной фишкой — посетить кашубский край.

Между поляками и немцами

Им удалось сохранить свой язык (при том, что в повседневной жизни пользоваться сподручней все равно другим — польским) и культуру. Впрочем, языки у кашубов и поляков схожи настолько, что поляки долгое время признавали его за свой диалект. Лишь небольшое количество слов заимствовано у немцев и пруссов. Ну, как это легко объясняется географическим положением и историей, некоторое время кашубская территория принадлежала Западной Пруссии.

Кашубы (фото с официального сайта www.cepr-szymbark.pl) К сожалению, от мощного племени поморян, откуда ведут свое начало кашубы, мало чего осталось. Наибольшее их количество живет в промышленном городе Гдыне. По последней переписи населения, в Польше кашубами себя назвали чуть больше 5 тысяч человек, хотя языком владеют в десять раз больше человек. В то же время, по мнению исследователей, потомками кашубов являются гораздо больше человек — до 170 тысяч. Подчас гонений десятки тысяч представители этой народности эмигрировали в Латинскую Америку и Канаду. В последней, кстати, им удалось создать свое поселение и сохранить культуру.

После войны поляки, которым достался лакомый кусочек поморья, насильно изгнали народность со своей территории. Но теперь к ним совсем иное отношение — вы без труда найдете в приморских польских городах лавку с кашубскими сувенирами, а многочисленные туристические проспекты будут активно зазывать вас на экскурсию в центр культуры этого народа. Да и сами поляки внешне очень похожи на людей одной с ними этнической группы — западнославянские. Загорелая кожа и белые пепельные волосы. Вот они, этнические кашубы с польским гражданством.

Экотуризм по-кашубски

Сегодня рыбный промысел для кашубов утратил свою актуальность. Теперь они предпочитают зарабатывать… на самих себе. Так, несколько лет назад в 50 километрах от Гданьска появился центр кашубской культуры в Шимбарке, куда без труда можно добраться от Гданьска рейсовым автобусом — ходят примерно раз в 1−1,5 часа. Не уверена, но рискну предположить, что этот музей под открытым небом создал владелец «лесопилки», расположенной здесь же, рядом с центром. Место выбрано не случайно: поселок находится в нескольких метрах от самой высокой точки этих земель — холма Вежица. На нем установлена высокая смотровая башня, с которой открывается дивный вид на эти бескрайние лесисто-озерные места — своеобразная польская Швейцария.

Кашубский домик Любопытно, но почти все в Шимбарке — новодел, то есть создатели музея не стали утруждать себя и перевозить старые кашубские дома с других мест. Правда, это не упрек — центр в любом случае выглядит очень эффектно. Экскурсии проводят молодые люди в рубашках с удивительной цветочной вышивкой. Не такую, но похожую можно купить в кашубских сувенирных лавках, которых здесь несколько, за очень немалые деньги. Книги об этом народе ценятся еще дороже. Гурманы могут отведать настоящий местный хлеб, который выпекается в печке тут же, в «булочной».

Бонусы Шимбарка

Но этого было бы мало для того, чтобы привлечь массового туриста. И тогда появился зал с самой длинной в мире доской-столом, пруд, где за умеренную плату можно наловить рыбы, а рядышком ее же и поджарить, уголок, посвященный угнанным в Сибирь полякам, памятник тайной военной организации «Гриф Поморский», дом «до горы ногами» и прочее, прочее. При этом получилась совсем не сборная солянка, а вполне изысканное «блюдо», которое с удовольствием вкушают и поляки, и иностранцы (в Шимбарке мы повстречали туристическую группу из Молдовы). Каждый объект сопровождается подробным описанием с фотографиями: как и откуда он был привезен и сделан. Для того чтобы показать быт заключенных сталинских лагерей, в Шимбарке реконструировали землянку и перевезли из-под Иркутска домик сибиряка.

Но большинство людей приезжают в Шимбарк для того, чтобы побывать в перевернутом домике — своеобразном памятнике советской эпохе. Внутри этого дома стулья прибиты к потолку. У входа (через чердачное окно) выстраивается длиннющая очередь, как некогда в мавзолей к Ленину, несмотря на то, что войти туда можно за дополнительную плату — примерно 2,5 евро. Столько же стоит вход в сам комплекс.

Кстати, а вы знаете, что венчает поворот на Шимбарк? Посмотрите основную фотографию и догадайтесь…

Обновлено 2.12.2009
Статья размещена на сайте 1.09.2009

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Недавно прочитала "Жестяной барабан" Гюнтера Грасса,там много о кашубах, поляках и немцах, их сложных отношениях.

    Оценка статьи: 5

    • Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 14 октября 2009 в 21:11 отредактирован 14 октября 2009 в 21:14

      Лилия Хлебникова, ну вот, опередили меня с "Жестяным барабаном" Только хотела о нем сказать... А книга какая чудесная, а? И статья хорошая. Кашубы и лужицкие собры (или сорбы) - точно, между немцами и славянами, земли эти такие колоритные.

      Оценка статьи: 5

      • Mаша Романофф, книга замечательная, мне вообще нравится Гюнтер Грасс, его"Луковица памяти" вообще на одном дыхании прочлась. А вот фильм Фолкера Шлёндорфа "Жестяной барабан" мне совсем не понравился, вышла какая-то пошлость.

        Оценка статьи: 5

      • Mаша Романофф, самое интересное, что по одной из последних переписей довольно много людей указали, что кашубский - их родной язык. Я сейчас учу польский, и преподаватель говорила, что языки очень разные.