Галя Константинова Грандмастер

Расчлененка Ню или Эмпиреи? Маленькая утопия о диалоге внутренних культур на примере одного клипа

Невозможно всерьез и со всей полнотой ответить на вопрос: что же такое Культура. Это тема многочисленных и очень неглупых трудов — пусть там эта тема и остается. Да и само понятие существует и в широком, и в узком смысле слова. Это и материальные следы: от костяных орудий и колес, это и результат высшей духовной деятельности, которую уже нельзя рассматривать вне этноса и религий.

Есть культура земледелия, есть культура питания… И трудно поверить — даже существует понятие «культура винопития» (или ее нет — у нас, по крайней мере, но понятие-то есть…).

Можно посмотреть на культуру как на большой слоеный пирог. Огромный и набитый всеми пластами-плодами человеческой гуманитарной (и не только) деятельности. Даже иной раз и ядовитыми плодами. То есть именно весь осуществленный результат человеческой деятельности.

И тогда в понятие культура смело можно внести и поп-культуру, и даже (страшно сказать) контр-культуру (андеграунд). Это все условности.

Культурный слой — это то, что осталось от определенной эпохи, начиная от памятников архитектуры и заканчивая битыми черепками. Это и есть нижний, самый важный слой пирога. И самое важное здесь — сохранение традиций. И дальше идут разные слои вплоть до верхнего, сегодняшнего.

На протяжении тысячелетий культура имела тенденцию к усложнению — до 20 века этот процесс продолжался. И вдруг — общая тенденция к упрощению при усложнении в отдельных элитарных точках. Так и живем. Иногда перестаем понимать друг друга вообще.

В культуру часто врываются требования с улиц, подвалов, бараков, пригородов. Эти требования почти всегда оказываются выполненными, причем, в масштабе, перекрывающем все мыслимые пределы.

А ведь в своих высших проявлениях элитарная культура (не в смысле — для элиты, а в смысле — высокопрофессиональная), массовая культура и контр-культура сливаются. И тогда это называется, скажем, произведением искусства.

Должна ли быть академическая культура — наверное, все же даже не предмет обсуждения. Так же. как должна быть академическая наука и прочие высокопрофессиональные вещи.

Вы к кому пойдете в случае срочной хирургической помощи — к хирургу или местному Джеку Потрошителю? Последний ведь тоже умеет ножичком в подъезде шуровать, то есть инструментом вполне владеет. Или поиграть бритвой во рту — тоже ведь высший пилотаж, поди, попробуй. Но все же человек с тяжелым вздохом пойдет на хирургический стол, да еще выяснит по сарафанному радио профессиональный уровень своего хирурга. И за катарсисом (прошу ни с чем другим не путать) мы ходим в театры, концертные залы, библиотеки (даже иногда — в Интернет).

Элитарная культура не может быть «вещью в себе», она создается для людей. Она и не должна быть повсеместной, но она должна быть! Но высоким материям трудно без жизни, кипучей и часто непредсказуемой.

На эту тему (хотя и не только на эту) есть замечательный роман Германа Гессе «Игра в бисер».

Так вот, элитарная культура не может без подпитки масс-культурой. Должно было бы быть и наоборот, но почему-то так не происходит. Хотелось бы равновесия, но его нет. И весь верхний слой пирога (то есть сегодняшних наших культурных проявлений) — в пене. Эта пена — попса в ее самом на данный момент воинствующем проявлении.

Навязчивость ее — вот главный принцип. Масс-культура стала носить фабрично-конвейерный характер и сейчас просто является отраслью индустрии. Остается Ню, Расчлененка, все то, что считается кассовым. Почему продается одно и якобы не продается другое — это тема еще более сложных исследований. Но суть остается.

Про фанеру уже навязло в зубах. Задумывался ли кто-нибудь о том, почему нет балета под фанеру («фанерный балет»), фигурного катания под фанеру («катание-фанера»)? То есть не под записанную музыку, а сам факт танца и катания — фанера? Все смотрят клип, потом выходит балерина или спортсмен и раскланиваются. Посмотрели смонтированное кино со спецэффектами, сделали книксен — и это считается свежим продуктом, за который нужно еще и денежку выложить.

А поужинать под фанеру в ресторане кто-нибудь желает? Не под музыку-фанеру, а самому фанерно поесть? Придти в ресторан, сделать заказ и посмотреть клип о том, как вы уже поели. Сглотнуть голодную слюну, заплатить по немалому счету и уйти с полным сознанием того, что ты то ли ел, то ли тебя крепко обжулили. А почему на сцене можно? До какой степени можно себя не уважать, в том числе и тем, кто беззастенчиво открывает шикарно отделанные рты, стараясь попасть в запись.

Но «Пипл хавает», и это суть основной принцип сегодняшней масс-культуры. Но на эту тему уже тоже много сказано. Что же остается? Все же, наверное, некий идеал, который, как мне кажется, можно увидеть в этом клипе.

Почему именно на этот клип можно посмотреть как на мини-утопию? И вот стоят на сцене два красивых человека. Два очень красивых и очень разных человека — один «рыжая бестия» (хочется так назвать — любя, конечно), второй — как благородный ассирийский царь (очень похож). И поют они совсем по-разному, да и ведут себя по-разному.

Но поют они оба о Красоте (женщины или мира — какая разница). Поют, все при этом понимая. Поют через улыбку, слезы и гримасы. Но они поют вместе. И о красоте. Гениальная песня, гениальные исполнители. И до конца не понимаешь, которому из них ближе твое Я.

Послушайте — это невероятное удовольствие. Сам клип — в комментариях. Джо Кокер и Лучано Паваротти исполняют песню «You are so beautiful»…

Обновлено 26.12.2009
Статья размещена на сайте 19.11.2009

Комментарии (62):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • О чём всё же речь - о культуре или об искусстве?

    Удивительное дело - и статья, и комментарии посвящены искусству, только его почему-то именуют культурой. "Элитарная культура" - это дикость какая-то. Ну,есть такое понятие - элитарное искусство, понятие ложное, но широко обсуждаемое.

    Понятие "культура" намного шире. Отсюда и правильное замечание о "культурном слое".

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 3 января 2010 в 22:13 отредактирован 4 января 2010 в 20:06

      Богдан, верно. Это и не расходится с позицией, изложенной в тексте. Просто искусство более на виду, как «витрина» всего массива культуры. Понятно, что культура гораздо (просто несравнимо шире)....
      При этом многие из нас считают себя не чуждыми именно искусству. )). Поэтому и пишем.

    • Богдан С. Петров, "культура антропологическая — со стороны деятельности — есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества"; "В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека". Для одного социального слоя продукты духовного творчества - одни, для другого - другие. У представителя аристократии духовный мир отличен от духовного мира крестьянина (это, конечно, совсем не значит, что один лучше другого, просто исходя из образа жизни, образования, быта и.д. они разные). Отсюда и понятие - элитарная, народная, буржуазная культура.

      • Евгения,
        Можно и так. Хотя все подобные определения грешат формализмом и некоторой условностью. Так же как в наше время – все прочие разделения и определения.

        Спасибо.

  • Галя, замечательно!

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Валя.

      • Галя, как раз вчера обсуждали "проблему элитарности" культуры - и решила откомментить статью. Тут еще же фактор времени, куда ж его деть. Не были, скажем, набивные ивановские ситцы предметом элитарным в 19 веке - но вот прошло время - и из этих старинных ситцев создаются элитарнейшие дизайнерские наряды. Или коллекции шарманок - ну более "неэлитарного" предмета культуры не придумаешь. А теперь?
        Да и Бах, полагаю, создавая "Страсти", не думал об элитарности - в церкви ведь будет исполняться, любому доступно должно быть... А сейчас? Мне кажется, единственный критерий - время. Время создает благородную настоящую патину даже на самых распопсовых вещицах - и они предстают перед потомками во всей "элитарности".

        Оценка статьи: 5

        • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 31 декабря 2009 в 16:35 отредактирован 31 декабря 2009 в 16:43

          Mаша,

          Ну конечно. Поэтому я люблю слово – высокопрофессиональный. И Бах просто работал (ох, и много работал, и часто под заказ), и все просто работали.
          Нет, ну конечно, очень легко себе представить человека, который решил создать бессмертную нетленку на все века, такую, что благодарное человечество падет в осознании того, какой гений еще не угас и т.д. Случается, и вообще с кем не бывает. ))
          Но, в целом, люди просто работают. Значительная часть – с мыслью и чувством.

          А какие у меня пироги сейчас! Просто нетленки, однако….))

  • Вот ещё пример связи высокого с народным
    Китайский свиток 11-12 веков - искусство элитарное. А клип в интернете - очень народный , даже с мультфильмом (кликните на картинки в белой "рамочке" по ходу этого путешествия по реке).
    Всё вместе - замечательный проект, мне кажется даже образовательный, видела я наших, да и ненаших туристов (и их детей) в музеях . А тут - доступно, красиво, даже зачаровывает...

    Оценка статьи: 5

    • С ума сойти - какой длинный свиток! Я все еще по нему гуляю.)). Замечательный проект - не то слово. Меня точно зачаровало. Это по нашему река Цинь Минь? И фестиваль, как я понимаю?

      Таня, ну такое удовольствие. А можно я тоже скажу, что you are so beautiful, то есть tambien hermosа, если еще что-то помню. )). Слушай, ну какие молодцы, так здорово придумали.

      И ведь забыла поздравить тебя с католическим Рождеством. Как там - отметили уже в Испании?

      • Галя, спасибо! Я прилетела 25-го, в Москве не отмечают, а здесь - уже прошло. Теперь - 7-го будем праздновать. По-человечески)))
        Насколько я поняла, это сайт тайваньский. Они этот проект и сделали. Свиток в 5,28 метра и шириной в 25 см хранится в Шанхае и выставлялся в Гонгонге. Вот кто бы так вдумчиво шёл вдоль него и смотрел? А тут - плывёшь, смотришь, наслаждаешься. Короче, культура - массам!

        Оценка статьи: 5

        • Тань, еще раз с приездом (отъездом?).
          Я вот подумала: если бы у нас сделали такие бесплатные образовательные штучки, скажем, по русскому оборонительному зодчеству, крепостям, да еще и с историей в анимации - было бы здорово. Да по чему угодно можно сделать.
          Мне очень понравилась прогулка. Но там можно каждую картинку часами рассматривать - столько всего.

  • "Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты..."
    Н.К.Рерих

  • Галя Константинова, культурный слой - понятие из археологии и, как мне кажется, не совсем уместно в данной статье. Потому что если в копать глубоко - то нужно копать в другом направлении - вспомнить об истории культуры. К примеру, массовая культура была всегда. "Выросла" она из народной культуры. А элитарная культура сформировалась в веке 18, когда появились профессиональные певцы, танцоры и т.д, которые выступали для аритократических слоев наеления.
    Как я выше и говорила, массовая, развлекательная культура была всегда.
    В Древней Руси - скоморохи, Петрушка в России - выражали народные чаяния, то что волновало людей. В советское время масскультура трансформировалась в навязываемую "сверху" культуру: песни, стихи, музыка, танцы, подвергались серьезной цензуре, создавалась так называемая культура "Советского государства" для советского человека. В то же время происходило заимствование народных элементов, но эта культура, утратив самое главное - созидательный элемент самого народа, стала псевдонародной. Вот на этой почве и появился масскульт сегодняшний. 90-е, сексуальная революция, свободное проникновение западной культуры а - и вот масскульт уже вижоизменился до неузнаваемости. А кап.рынок сделал его насквозь коммерческим. Если успех артиста масскульта - главное, чтобы был он коммерческий.

    • Евгения Говорова, "массовая культура была всегда. "Выросла" она из народной культуры. А элитарная культура сформировалась в веке 18, когда появились профессиональные певцы, танцоры и т.д, которые выступали для аритократических слоев наеления.
      От этой точки помедленнее...Давайте мухи отдельно, а мясо отдельно. Не когда появились профессиональные скоморохи, поэты, писатели, а когда общество вырастило в себе элиту, не утруждаемую сеянием и жатьем, тасканием камней на пирамиду, копанием канав и лесоповалом. Элитарность культуры появилась с появлением элиты общества, т.е. с возникновения рынка спроса и потребления чего-то более элитарного, чем частушка под гармошку, пляску под бубен и т.п. Это только у Маяковского бывает, что "землю попашет - попишет стихи". Тогда это будут стихи Твардовского, а музыка Исаковского или музыка - Веревки, слова - Бычка. Для рынка элитарного искусства нужна особая надстройка, если по диамату - общество элитарное, т.е. высоко образованное и нравственное в плане брезгливости к дурному вкусу и народности типа в кулак сморкаться. Пример: почему Чонкин - для элиты. Потому, что неподготовленная изба-читальня половину перлов вообще не поймет, а вторую - неправильно поймет. очень скользкий термин это - народ! С ним уже столько манипулировали. А основатель всей точной и изящной науки российской в виде Академии наук граф Иван Шувалов, что, не народ? Лев Николаевич (был грех, и землю попашет, чтобы Софочку пореже истеричную видеть перед очами), что, не народ? Просто под народностью мне очень проканывает ласковый май нашей культуры и ее острая грибная форма отравления - пугачевщина 20 века с распутиновщиной, плюс с примкнувшмей к ним киркоровщиной. А вот кибировщина - элитарна, хотя там над фабрикой Лепсе всходит неприличная луна... Сорри.

      Оценка статьи: 5

      • Как вариант - эстетизация кича, тоже "элитарное" развлечение))

        • Люба, как вариант - можно и так рассмотреть.))

          Прошел, например, профессиональный композитор мимо таверны, где цыган публику развлекал, вот и появляются, скажем, "Венгерские танцы" Брамса, или много-много чего Листа...А Бетховен, записывающий то, что на улице слышал, когда гулял.

          Про литературу вообще молчу.

          Да и понятие "кич" - тоже можно по-разному разглядывать это явление. Кто-то и на народные промыслы скажет - кич.

          Кич - это очень непростое явление само по себе.

          • Галя Константинова,
            "Кич - это очень непростое явление само по себе" - да не накручивайте там, где сложности нет и в помине. Изначально нет.

            • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 30 декабря 2009 в 12:24 отредактирован 30 декабря 2009 в 12:26

              andry andry, да это не я накручиваю, это реальнсть.

              Китч (кич) – это ведь сравнительно недавнее понятие. Если определять его как воинствующую безвкусицу, значит, должна быть точка отсчета – вкус. Чей? Если строго свой – то это можно определить и вкусовщиной. ))). Общепринятый, общественный вкус – нет такого. Сейчас – точно нет. А если есть – то, кажется, с ним большая беда…

              Помнится, для Адорно (которого мы с Вами уважаем, если я правильно помню), и Стравинский был сильно нехорош.

              То, что на Арбате иностранцам предлагается купить а-ля рюсс, – все эти матрешки, картины «с золотыми куполами» и тут же офицерская фуражка – это китч? Конечно. Но вот (где-то у Маши я упоминала об этом) приехавший канадец в 1-ый же день купил балалайку. Я ему: это же кич! А он – почему? А действительно, сама балалайка – явно не кич. Везти ее в Канаду – кич. Он опять спрашивает: почему? Запутались тогда.

              Нет, явление как раз сложное, и пишут, и пишут и все спорят. Столетие толком не могут определиться, то, что в концу 19 века считалось кичем, сейчас уже рассматривается по-другому, оспаривается, ушло в область философствований.

              Сейчас убегать нужно, я потом допишу..

              • Галя Константинова, конечно, точное и исчерпывающее определение дать не получится. Но это не страшно. Так чей вкус возьмем? Нет такого мерила. С другой стороны, все же различия есть, хотя и здесь бывают казусы - относительно Стравинского, Чайковского, вот и Чехов тоже под вопросом оказался... Кич - культура, сформированная общими предпочтениями "массового человека", той самой одномерной личности Маркузе. Вот этот товарищ вкупе с товарно-коммерческой цивилизацией диктует текущий гламур. Кста - гламур - дальнейшее развитие кича, которое зовется деградацией культуры. Вы же не будуте спорить, что глянцевые журналы с парой-тройкой бесконечно обсуждаемых тем, относящихся исключительно к повседневно-обиходной жизни, имитируют духовность, от которой давно остался суррогат.

                • andry andry, нету в глянцевых журналах никакой духовности. имитация - возможно - но ужасно слабая: не за что зацепиться вообще. а гламур - это не деградация культуры, это скорее некая тень культуры, быть может, даже ее неудавшийся пасынок - большой, настоящей культуры, которая все равно существует сегодня несмотря на некоторое засилье гламура. та тень, которая нужна для того, чтобы подчеркнуть свет. та тень, которая со временем растает.

                • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 30 декабря 2009 в 15:50 отредактирован 30 декабря 2009 в 15:50

                  andry, ну конечно, спорить не буду, Вы сами понимаете. Просто я немного легче и терпимее отношусь к тому, что существует. Но вот оно (то, что существует) не всегда терпимо относится к тому, что находится в моем ценностном ряду. Да и по поводу глянца – если он не пытается агрессивно внушить мне, что только выдаваемая им картинка мира является истиной и целью жизни – ну пусть будет.

                  Вот сейчас праздник наступает. Людям нужно «хлеба и зрелищ» - это абсолютно нормально. Но все можно заранее предсказать, верно? Вот и фильм «про «ласковый май» собираются показывать завтра днем. …Никто не задумывался, наверное: почему «их» поп-исполнители (как бы к ним не относиться) востребованы во всем мире – залы переполнены и прочее. Наши – никому не нужны, кроме русскоязычных диаспор в Америке, Израиле, Европе. То есть замки-фазенды они могут себе покупать, где угодно. Но на концерты местное население не придет. Потому что даже в попсе – уровень имеет значение.

                  Для меня главный вопрос стоит только в плоскости пропорции и соотношения одного и другого, понимаете? Да, ненормальное соотношение. Поэтому и написала, что утопия.

                  А тема – возможно, одна из самых важных. Жаль, что далеко не все видят самую прямую связь со всем остальным в собственной жизни.

                  Опять убегаю.

          • Галя, Люба - мы все под своим углом правы Эстетизация кича явление временнОе, быстротекущее, мобильное. Пример: Чехова читать просто не могу уже лет 20 - прям вот курицей и пахнет такой...А ведь был роман с ним по недозрелости зеленой. Это, видать, что слаще морковки в школе ничего не ела в детстве, а он был наименее похабен. Есенина полуподпольного - сейчас разбуди и весь четырехтомник наизусть. А на хрена? Просто тогда ни Черного, ни Белого, ни Бальмонта, ни Брюсова в помине слыхать не было, а Пастернака...? Потом начинаешь кичевать Есенина и томами среди ночи разбуди всех прочих... туда же. А теперь и всех прочих делитнуть бы хотелось и тянет на простого Тютчева. Иногда на простого Губермана. (Ничего, что я при всех?). Это вот с поэзией так сложилось. А с музыкой боженька поберег от попсы и уже с детства - Нибелунгов, а не Дунаевского с Бернесом. Покрова, фильтры, что-ли, богородица обережные накинула? "С Райкина", как бы в родной Одессе сказанули, даже ребенком не смеялась. И тем не менее, хотя эстетствуем мы строго индивидуально, все же какие-то общие тенденции и предпосылки для восприяния смака элитарности искусства общечеловечны как мычание: если кормить человека одной картошкой с вариациями льняного или сливочного маслица, то и преференции свои он будет делать только в подливке, но внутри токмо самой картошки. Понятно, о чем я? Если дать одну черную акварельку, то оттенки художник различит только в внутри серо-черного. А ежель дать хорошую информационно-эстетическую базу (а совок так подстегивал ее иметь!), то человек повернется носом к свежайшей, а не просто свежей осетрине, и, тем более, не к осетрятине второй свежатины. И как крайность этого явления - отборный матросский мат высшей пробы среди тонких девушек-филологинь из хороших семей и распевание под орган вечно "нашенской": сняла решительно спинжак наброшеный...А раз в год можно и Мизерере попробовать с хорошими девками. Кто слова знает, а не по бумажке и по нотам. И перед всеми чихами не наздравствуешься, что мне правда наплевать куда Стенька побросал свою телку персидску, а от "Не вечерней" (хотя ни о чем пирожок спечен) - мурашит и колбасит. Хотя стоит гармонически разложить два музыкальных произведения, чтобы понять, что уровень музыкальной сложности - небо и земля. И вот попробуйте объяснить это профану шершавым языком кича? А у меня внизу маячит цитатка из Рериха. И мне просто бубугачится и ржунемагется. Колян понЯл - Колян сказал. И ша. Хотя должон был бы знать, Восток - дело тонкое.

            Оценка статьи: 5

            • Лаура Ли,
              ...Респект.Полный и категоричный.
              /...ничего, что в духе и-нета? Исходя из 5 последних предложений Вашего поста - Вы понимаете и такой слог /
              Могу подписаться под каждым Вашим предложением.
              /по каким-то деталям можно, конечно,подискутировать, но это несущественно - "мелочи на фоне", я про "в целом" /
              Спасибо!

            • Лаура Ли, насчет Чехова... Понятно, что себя, дюбимую, мы ставим впереди планеты всей, но! А ну как это не в Чехове дело, а в самой субъектше, так сказать. Что-то подкрутить надо, нет? Самокритика отсутствует изначально?

            • Лаура, хихи, а я туточки на вечере памяти Рыкунина (Шуров и Рыкунин) была))) Недавно умер. Эти куплетики, дымкой подернувшись, отстоя во времени, - так занятно воспринимались)))

              • Шнуров и Рыкунин? Шутка. Хихи. Да, Люба, забавно бывает, когда в соусах акромя картошки ...Мы со старым иногда Вертинского как врубим. И вечер прошел как на ура. А че? А как раз сегодня полная луна, и я тут сидю, а у меня 5 окон и свет толкьо от экрана, и так на рифму ложиться - в последнем ресноранА.

                Оценка статьи: 5

      • Лаура Ли, Не когда появились профессиональные скоморохи, поэты, писатели...
        а я говорю именно об этом. то есть сформировался тот особый класс людей, которые были готовы удовлетворять потребности элиты в искусстве и формировать культуру элитарную. и это про Россию. про Запад молчу. так как не знаю.

        • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 29 декабря 2009 в 14:06 отредактирован 29 декабря 2009 в 14:41

          Евгения, "про Запад" - там это всегда было.

          Но и в Россиии. И до 18 века люди не в шкурах ходили, не у костра плясали (кстати, если плясали - тоже явление культуры...), не в землянках жили (и не все в монастырях - гражданское зодчество всегда было - а что - просто камнями ляпали, здесь положу, там кину?).

          Белорусский изразцовых дел мастер Степан Полубес на пол-Москвы красоту навел, да еще какую! И не только на Москву.

          В России просто намного позже стали интересоваться именами и личностями тех, кто делал высокопрофессиональную культуру. Это по-нашему, так уж у нас принято.

    • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 27 декабря 2009 в 10:58 отредактирован 27 декабря 2009 в 11:02

      Евгения, а я где-то сказала, что народной культуры не сущетвовало? Вы просто это пропустили, наверное. Масс-культура - это и была народная культура. Но здесь все немного сложнее.
      "Элитарная" или профессиональная культура была тоже всегда. Именно при дворах властителей, и это намного раньше, чем 18 век.

      И Вы еще забыли огромную составляющуу культуры - та, что рождалась в недрах церкви (любой). И народная культура была с ней связана тоже, и светская. .

      А кап.рынок сделал его насквозь коммерческим
      Абсолютно верно. Или можно сказать, что идеологическое обратилось в коммерческое. Или еще как-нибудь.

      • Галя Константинова, хотя корень у них один - у массовой и народной культуры - стоит различать. Масскульт появился в советские годы, и был преобразован из народной культуры товарищами "сверху". Это у нас, в России. Элитарная культура? Хм. Да, в Европе возможно и была. Я глубоко не занималась этим вопросом))) А к нам перекочевала эта в веке 18. Ну, без церкви никуда. Все - не только культура, но и наука, и повседневная жизнь в определенное время находились под ее сильнейшим влиянием))) И это очень интересный вопрос.

        • Евгения, это ведь чисто технический вопрос - то есть вопрос терминологии.

          Я глубоко не занималась этим вопросом
          А мне вот пришлось.

          Элитарная культура? Хм. Да, в Европе возможно и была.

          Да везде была. И в Европе, и в России. И была, и есть.

          И это очень интересный вопрос.

          Еще какой, Евгения.

          Спасибо Вам.

  • Галя Константинова, как у вас дождь, уже прошел? А у нас с утра солнце! И так приятно было прочитать вашу статью. Чувствуется ваша личность в ней, ваше настроение. Как всегда в ваших статьях. Да, когда культуру начинают штамповать в массовом порядке - ради денег, это ее обесценивает. Штамповка - дешевка. Поэтому мне нравится шансон. Не весь, конечно. Бизнес и сюда добрался.

    Оценка статьи: 5

  • Как раз и возможно ответить на начальный вопрос - вот это все и есть культура. Когда есть потребность задуматься над определениями, первым делом выгоднее всего прибегнуть в высочайшему достижению культуры - словарям)) Там все расчленено - как надо.
    Впрочем, как понимаю, словарные смыслы были намеренно смешаны, взболтаны )

  • Галя Константинова, "благородный ассирийский царь" - это оксюморон. Ассирийцы прославились страшной жестокостью по отношению к завоеванным. Потому и простояла их империя относительно недолго, восемьдесят лет. Кстати, были они в основном "рыженькие бестии"

    Оценка статьи: 5

    • Марк, правда? А у меня в памяти (визуальной, но от всяких картинок виденных) остался такой образ ассирийского царя...Проверю сейчас. Но ведь все-равно хорош!

      Ассирийцы прославились страшной жестокостью

      Мне кажется, список здесь ох большой будет....

  • Галя Константинова, "фанерное" фигурное катание имеется. Это "Ледниковый период" российского телевидения.

    Оценка статьи: 5

  • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 27 декабря 2009 в 06:13 отредактирован 27 декабря 2009 в 06:15

    Пожалуй, Галя, Паваротти тут похож на Саддама Хусейна перед казнью. И это тронуло еще больше: сразу стихи казненного зашевелились в голове болезненно. А тут еще под эту тоску черную и вот такой подарок и на Крисмас, и на Хануку, и на Кванзу. Галя, you are so beautiful...Thanks.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура, I am.

      Спасибо.

      А что, сильно уже Кванзу у вас празднуют?

      • Галя Константинова, а як же ж! Город чернует, хай йому грець - пусть в этих рамках и раз в год. Два - уже много будет. Чего мы в этом году дождались - белого Крисмаса: снег в Чикаго лежит. Какой лежит! - прет еще такими крупными пачками! И в этом есть такое что-то...Мы - на широте Ташкента, а иногда выпадет под метр. И мы как идиотики снежок кушаем варежкой. Тут главное как посмотреть, Галь - мне завтра выезжать на могилки надо, а кладбище занесено и дорожки не почищены. Прости, подруга, прервусь и разбужу червей начальственных чтобы куда бы мне проехать бы - пущей падлы чистят!

        Оценка статьи: 5