Книжный бизнес, как и любой другой, крутится вокруг Госпожи Выгоды.
Дистанционная торговля книгами на сегодняшний день на пике популярности, относительно еще недавнего времени (2004−2006 года), когда отмечался «бум» создания книжных интернет-магазинов. Основные игроки хорошо усвоили правила игры в книжном бизнесе и предлагают, кроме широчайшего выбора изданий, доставку курьером, скидки оптовикам, накопительную систему частным лицам, подарочное оформление, периодику, канцтовары и даже детские игрушки. Поэтому для многих интернет-магазин, прежде всего, удобен, оперативен, необходим.
Интернет-книготорговля — взгляд читателя
Я несколько раз наступал на те же «грабли», покупая ненужную, некачественную литературу, пустоцвет. Масс-культура в большой степени формируется СМИ, в частности, телевизором и Интернетом, а то, что там предлагается… надо смотреть через лупу. Наличие доступного интернета, а также массы книг сомнительного содержания, которой потчуется народ, несмотря на то, что все это рекламируется и об этом «говорят», вовсе не обязательно должно нравиться и удовлетворять. Я, например, не в восторге; на мой взгляд, пора вспомнить поговорку «лучше меньше, да лучше».
Представьте, вам, как потенциальному покупателю, зашедшему «на огонек» сайта, предлагается малоизвестная книга, с минимальной аннотацией, небольшим по формату изображением обложки (или вовсе без таковой), но с броским названием. Читатель не может знать содержание книги, а интернет-магазин на подобные вопросы ответов не дает. Предлагается или купить, или пойти погулять дальше. Что же делать?
Итак, вы зарегистрировались и сделали заказ на сайте интернет-магазина. Через какое-то время (обычно 3−10 дней — в зависимости от наличия книг у издателя, других книжных магазинов, удаленности и даже выходных дней) вам поступит сообщение, что книгу можно получить. Вы, в свою очередь, можете приехать за ней или получить через курьера. Время, затрачиваемое на комплектацию заказа, объясняется отсутствием собственных складов интернет-магазина. Часто это просто вывеска, офис, реже (у крупных) торговая площадь или сеть таковых и небольшой штат сотрудников, деловито позиционирующих себя как «менеджер по продажам» или «начальник отдела продаж». Такие отделы нередко состоят из одного только начальника. Некоторые интернет-магазины прекрасно работают «под крышей» самих издательств, как дочерние структуры.
Интернет-магазин практически свободен от всех рисков, связанных с нереализованной продукцией; он посредник, специализирующийся на информационных услугах и их продаже.
Наверное, многие сталкивались с ситуацией, когда заказ, уже принятый к производству, не может быть выполнен. Вам звонят или приходит электронное письмо примерно такого содержания: «У поставщика книг возникли непреодолимые трудности, мы сообщим вам дополнительно, когда товар появится в продаже». Если перевести на язык обывателя, получается, что на складе издательства или у поставщика в цепи посредников закончился запас запрашиваемых книг. Еще одна «фишка», позволяющая демократично работать с покупателями — форма заказа «временно отсутствующих книг». Бывает, на сайте представлена книга, рядом надпись «временно нет в продаже», без указания цены, предполагающая, что вы можете оставить на нее заказ, и впоследствии, когда она появится, вам сообщат. Неприятность здесь в том, что «когда она появится», вам могут продать книгу с худшим внутренним (и внешним) содержанием, чем вы ожидали, я уже не говорю о цене…
Многие из нас понимают: покупать надо те книги, которые легко «пощупать», изучить в магазине, оценив оглавление, содержание, предметный указатель, библиографический список и другие параметры. Или, как вариант, покупать произведения того автора, которого уже «проверили на вшивость» (рекомендуют знакомые). Но что такое понимание у русского человека, когда мы «как рыба в воде» в области чувств и интуиции? За примерами далеко ходить не надо. Недавно выпущена интереснейшая книга воспоминаний Б. Савинкова «Во Франции во время войны. Сентябрь 1914 — июнь 1915. — Государственная публичная историческая библиотека России, 2008 г. — 400 с. — ISBN 5−85209−200−2, 978−5-85209−200−7»; это одиозная фигура и талантливейший журналист. Как заинтригованному названием читателю узнать, что внутри? Поверить по выходным данным и применить интуицию?
Потрогать книгу в момент заказа через интернет-магазин в деревенских условиях вообще невозможно, ведь она придет только по почте. В городе, убедившись в том, что заказанный товар «не совсем то, что вам нужно», можно отказаться от покупки. Но это уже вопрос, скорее, частный, да и время, затраченное на пустую поездку с неизменными пробками, мне лично жалко.
Старайтесь перед покупкой узнать об интересующей книге заранее как можно больше. И бойтесь еще одних «граблей». Книга с одним и тем же названием может быть издана разными издательствами (парадокс) — то, что пишут в выходных данных и рекламируют на сайте интернет-магазина, и иметь, соответственно, не только разные обложки, но и разные цены. Очень много продается под этим «соусом» классической литературы (да и других жанров довольно). К примеру, книгу М. Монтеня «Опыты» можно купить в разных вариантах в одном и том же интернет-магазине. Отличие друг от друга обложкой, ценой и поразительно несоответствующим внутренним содержанием. Как правило, современные издания данной книги выходят с сокращенным материалом, где не указаны в постраничных сносках оригинальные высказывания автора на своем языке (дается только перевод). Такое издание совершенно бесполезно для эстета, профессионала-лингвиста или коллекционера цитат великих людей.
Качество или количество?
По сути, читателю все равно, как называется издательство, лишь бы материал в книге был познавательный и полезный. А вот здесь и начинаются проблемы, относящиеся к квалитологии (измерению качества). Заботясь о внешней стороне дела, о «сиюминутном» заработке, о «перфомансе», к сожалению, читателю навязывают ненужные ему книги, а мы сделать ничего не можем. Единственным цензором является редакционный совет издательства. Директора издательств сетуют: ситуация со сбытом примерно равна у всех сопоставимых по размеру книжников — средней степени плачевности. При этом на вопрос «Как сделать успешную книгу?» до сих пор отвечают, что основное внимание — эффективному продвижению.
С другой стороны, если чересчур увлечься маркетингом, можно не заметить скрытые потребности читателя, не укладывающиеся в итоги массовых (а значит, усредненных) опросов и исследования интересов читательской аудитории. Издатель (как ни странно) недостаточно задумывается о квалитологии своей продукции. Популярна экономическая модель поведения, когда издатель, прежде всего, думает: продастся книга или нет (от этого устанавливает тираж, выплачивает роялти и гонорары автору, а львиную долю тратит на производство).
В этой ситуации ответственность автора перед теми, кому он дает знания, консультирует, учит, неимоверно возрастает. Эта моральная ответственность лежит на совести каждого моего собрата по перу. Проблема соответствия качества в познавательном материале напрямую связана с аттестацией, авторитетом автора и его творческими перспективами. Но пока ликбез читателя — «дело рук самого читателя», ему предстоит идти по минному полю, заложенному тут и там издателями и интернет-магазинами, одному. Я все же полагал бы предложить миноискатель.
хороша...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Кашкаров,
не совсем понимаю, о чем Вы говорите. Я довольно часто (каждые полтора-два месяца) покупаю книги в интернет-магазинах (и на "Озоне", и в "Болеро", и в "Мистрале", и в "Лабиринте", в "Колибри", на Books.Ru, и, кажется, еще в нескольких других), и за полтора десятка лет что-то ни разу не сталкивалась ни с одной из тех проблем, о которых Вы говорите. Доставляют именно заказанную книгу, а не какую-то другую с тем же названием. Если оставляешь заявку на книгу, которой в данный момент в магазине нет в продаже (точнее, подписываешься на сообщение о ее появлении), то потом приходит по электронной уведомление о том, что появилась именно та книга, этого издательства, этого года издания и с заявленным количеством страниц. Кстати, если вам сообщили о появлении книги в продаже, вы вовсе не обязаны ее заказывать, покупать. Так что и тут нет никакого обмана. Более того: во многих случаях я, например, охотно купила бы вместо отсутствующей в продаже книги "то же самое, но в другом издании". Но - нет! Уведомление приходит только при появлении именно той книги (того же издательства, года издания, содержания, исполнения и т.д.), на которую вы "подписались".
О ценах: с учетом доставки (в Нижний Новгород) получается примерно столько же или несколько дешевле, чем в обычных книжных магазинах. А если выбирать в качестве способа доставки самовывоз из пункта заказов - то и ощутимо дешевле. Другое дело, что в интернет-магазине покупаешь обычно те книги и диски, которые в реальных магазинах либо отсутствуют, либо стоят существенно больше, чем при заказе через Интернет.
При покупке книг и дисков в интернет-магазине риски, конечно, есть, но совсем другие. Во-первых, может достаться бракованный экземпляр. В таких случаях "Озон" и "Болеро", например, у меня принимали его обратно без разговоров. Более того: пожаловалась в "Озон". что на купленном диске один из 19 треков слегка "заикается" при проигрывании через компьютер (если проигрывать в музыкальном центре, то всё в порядке). Описала всё это честно, попросила по возможности поменять. Диск был дорогой и редкий, и мне написали: поменять не можем, нет другого; оставьте диск себе, нам не отсылайте, деньги возвращаем на Ваш пользовательский счет.
Другая неприятность -- недовложения в заказ. Такое было пару раз в "Болеро" и разок в "Колибри". Но я же проверяю заказ при получении, так что то, что какой-то книги или диска не хватает, мы сразу видим, и магазин этот товар досылает, только немного позже.
Наконец, есть и по-настоящему серьезная проблема. Особенно обидно, что мне так и не удалось убедить сотрудников интернет-магазина в том, что это таки проблема.) Сталкивалась с этим дважды, оба раза - в "Болеро" (но очень давно, лет шесть назад). Делаешь большой заказ (большой -- чтобы сэкономить на доставке, естественно). В процессе комплектации в магазине выясняют, что половины (или больше) книг нет в наличии. Заказ разбивают (иногда даже без твоего согласия) на части и доставляют то, что есть. Что касается остального, то оно по большей части так и не появляется в магазине. Соответственно, за это всё заказанное, но не доставленное денег не берут, а если была предоплата -- возвращают. Казалось бы, ну и что? Вроде бы покупатель ничего не теряет? Теряет, теряет: если бы все товары "на складе" нашлись, то пришлось бы заплатить, скажем, 160 рублей за доставку 12 книг (то есть цена каждой увеличилась бы рублей на 12-13). Но, поскольку доставлено в итоге всего 4-5 книг, а стоимость доставки эта же или чуть меньше, то цена каждой книги доставкой увеличивается рублей на 35-40, что у меня уже не вызывает восторга. Однако магазин почему-то считает, что всё в порядке, нет проблем.
0 Ответить
typo: "несмотря на но" -> "несмотря на то"
0 Ответить
Андрей Десятников, спасибо, поправили.
0 Ответить
Интересная информация, в комментариях тоже, пригодится.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Когда только появились книжные интернет-магазин - это было как глоток свежего воздуха для жителей глубинки. Можно было купить интересующую тебя специфическую литературу, которая Бог знает когда появится в твоем захолустье. А если уж и появится, то будет не актуальной. Я тогда сам подсел на озон. Что-то покупал и если книга нравилась, рекомендовал ее другим . Но потом... Потом книготорговля в городе все-таки расшевелилась и ассортимент стал приблизительно одинаковым. Приблизительно в это же время стал наблюдаться упадок в ассортименте интересующих меня книг. К тому же, покупать книжку в обычном магазине оказалось ГОРАЗДО дешевле, чем он-лайн. Тогда, в чем же смысл существования последних? Наверное, все-таки прицел на обычную деревню, либо на тех, кому абсолютно се равно, сколько это стоит. Тем, кому все равно, сколько книга стоит, наверное, и не важно какого она качества. Обманут или не обманут. Ну, а тем, кто пользуется услугами интернет-магазинов, наверное, имеет смысл перед оформлением заказа прогуляться по тематическим сайтам и сообществам и поинтересоваться, что за кота он собирается покупать в мешке.
0 Ответить
Сергей Инкогнито,
недавний пример (это я о ценах)
Купил на Озоне "Справочник шеф-повара" и "Италия. Гастрономия". Цена в рублях - чуть больше 5000. И доставка в районе 4 тысяч. Скажете - дорого?
Рассмотрим альтернативы. В Донецке (Украина) справочник "прозевал", но стоил он (видимо, еще старая поставка) 861 грн. = примерно 3550 рублей. Сейчас самый дешевый украинский вариант - 1700 грн. = 6300 рублей.
Даже если радикально классный и огромный фолиант "Италия. Гастрономия" стоит всего 2500 рублей (675 грн.), что нереально - то моя покупка выгодна. Но последняя книга в Харьковском проверенном интернет-магазине стоит далеко за тысячу гривен - порядка 4000 рублей. В Донецке этой книги тупо нет - специализированные гастрономические книги (а не рецепты "бабы Нади") по такой цене тут не возят - нет спроса, наверное
Это я к слову о ценах.
А о кидках - думать надо, где покупать. У нас в Украине есть пословица "Дэшэва рыбка - пагана юшка" (переводить нужно? Сравнивая варианты и выбирая поставщика - включайте комплект требований, а не только цену. Цена - важно, но только в сравнении с тем, Что можете получить гарантированно. А когда сравниваете варианты "без гарантии" - давайте поправку на вероятность кидка - так цена на Озоне, не самая лояльная местами, станет значительно привлекательнее. Согласитесь, книга через 2 недели за 8 тысяч - это лучше, чем вероятное ничего за 5000 рублей
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Андрей Кашкаров, написано много, но как-то сыро и рыхло. В этом плане реплика Павла Ткаченко справедлива и полезна.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Через интернет обычно ищу частных продавцов. У них действительно можно любую книгу найти. А в крупных магазинах покупаю только редкие книги. И то заказываю чаще не для себя. Цены там высокие, но на том же Озоне товар с гарантией. Кста, на Озоне часто очень невысокие цены на популярные новинки, к тому же это и удобнее, чем по магазинам мотаться.
0 Ответить
У Озона и по Москве доставка дорогая. Как раз недавно сетовали на это при визите в одно издательство.
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Марианна Власова, согласна. Я в Беларусь плачу минимум 250 рублей обыкновенной почтой. Если вес больше, соответственно и плачу больше. Но! Покупаю только у них и только то, что не могу найти в Беларуси. Кроме того, ни разу не было проблем с доставкой. Каждый заказ упакован в пленку, приложен чек, коробка. Если возникают проблемы, пишу запрос, и ответ получаю в тот же день. С другими магазинами (в т.ч. и белорусским) возникали какие-то неприятности. Так что делать следующий заказ у них не хотелось.
0 Ответить
Марианна Власова, поэтому я рекомендую частных продавцов. Они за пересылку берут недорого, а часто передают товар с оказией через знакомых.
0 Ответить
Марианна Власова, а за счет чего?
Оценка статьи: 3
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить
Андрей, спасибо за статью. Поезная информация. Сама часто пользуюсь услугами интернет магазинов, правда приобретаю книги уже знакомых и любимых авторов. Пока разочарований не было.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я ответа не увидела - как купить книгу через интернет? Я лично покупаю только то, что не доступно в моем городе - в виду экзотичного вкуса или по цене издания (дорогое к нам почему-то не завозят). И я лично всегда знаю, что примерно получу. Разочарований не было. Цена с доставкой получается шоколадной (в смысле дорогой), поэтому здесь я преимуществ не вижу.
А где ответ, как платить, как различить мошенников, насколько все безопасно? Я всегда покупаю в одном и том же магазине, попытки сделать это в другом мне не понравилось - уж очень хорошее было обслуживание в первом магазине. А это, на мой взгляд, важно.
0 Ответить
Поскольку часто приобретаю книги в интернет-магазинах, поделюсь своим опытом:
- интернет - это когда или радикально дешевле,или радикально быстрее, или лучше ассортимент,чем в локальном магазине. Иначе никак (кроме как есть еще фанаты всего интернетного )
Потому что покупка книги - это тоже ритуал, и лишить себя его - это стать беднее духовно (при том,что денег станет меньше на все ту же сумму).
Итак, почему покупать - выяснили.
Теперь как не "встрять"?
Я стараюсь покупать в магазинах,где есть возможность просмотреть несколько страниц и иллюстраций (первое). Если в таком магазине цена ОЧЕНЬ нелояльна - то просто захожу посмотреть на книгу,а покупаю там, где цена в рамках моих представлений о нормальном.
Затем - рецензии коллег (есть специализированные сообщества в ЖЖ - chto_chitat, например - где вам с удовольствием помогут узнать о книге больше,а часто - и просто дадут ссылку на подробные рецензии).
Ну и последнее - часто ведь получается, что вроде и смотрел,и даже почитал в магазине, а потом читаешь - и не то. Это - риски любого "Реального"читателя (в отличие от виртуального,скачавшего нахаляву книгу где-нибудь в сети).
С ними я еще не придумал,что делать
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Создавайте и продавайте ЭЛЕКТРОННЫЕ книги, коль уж Вы собаку съели на издании собственных печатных книг, а услуги посредников Вас по каким то причинам не устраивают...
Кто Вам мешает?
Свой сайт - своя книга - моментальная оплата - моментальная доставка в любую точку мира через этот ненавистный интернет.... + возможность почитать наиболее интересные с Вашей точки зрения "выдержки из издания" для пользы и удобства читателя....
Одно решение - против кучи описанных проблем...
0 Ответить