• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валерий Сатокин Мастер

Искажение цитат: кому это нужно? В. И. Ленин

«Для того чтобы понять, что из себя представляет настоящее явление, нужно посмотреть, когда, где, в каких условиях оно зародилось, какие этапы проходило в ходе исторического развития и только после этого смотреть (судить), чем оно стало теперь».

Прошу извинения за возможные неточности, цитирую по памяти. Куда девалась моя записная книжка с текстом, ума не приложу. Но больно уж точное определение. И к настоящему случаю очень уж к месту.

22 апреля сего года исполняется 140 лет со дня рождения Владимира Ильича Ульянова (Ленина). К его личности можно относиться по-разному, но не признавать его как одного из гениев нельзя. Точно так же очевидно, что возглавляемая им революция 1917 года в России (если угодно, переворот, он сам так называет это событие, скажем, в работе «Очередные задачи Советской власти») кардинально повлияла на общественно-историческое развитие всего мира.

У Ленина была поразительная способность очень быстро оценивать изменяющиеся события действительности, тут же совершенно точно расставляя акценты. Именно поэтому его высказывания и рекомендации имели существенное значение именно в конкретный исторический момент. Использовать ленинские слова в качестве лозунгов и призывов в другом месте и в другое время следовало бы в высшей степени осмотрительно.

Когда я начинал работу над статьей, я намеревался просто сравнить плакатные тексты с текстами первоисточника. Получилось несколько по-иному. В итоге я как бы вернулся в прошлое, к сомнениям на школьной скамье.

И все же по порядку. Не могу обойти молчанием знаменитую «кухарку». Видимо, значительную роль в этом искажении сыграла фраза Льва Троцкого: «Важнейшую задачу диктатуры Ленин видел в демократизации управления: «каждая кухарка должна научиться управлять государством».

Вслед за ним именно так истолковывался ленинский призыв дать возможность бедноте обучаться управлению государством, высказанный в статье «Удержат ли большевики государственную власть». Отсюда и был сделан вывод: пока не может — потом научится. Далее закрепилось известное всем выражение: «Любая кухарка может управлять государством».

Знаменитая фраза «Есть такая партия!», будто бы произнесённая В. И. Лениным на I Всероссийском съезде советов, — всего лишь художественный образ из фильмов о революции, как и часто муссируемая фраза: «Мы пойдем другим путем».

По некоторым приписываемым ему афоризмам можно найти соответствующие ссылки у самого автора. Так в работе «Шаг вперед, два шага назад» Ленин сам указывает на первоисточник: «Основное положение диалектики: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна… не следует смешивать эту великую гегелевскую диалектику…» (выделено мной).

Да и словосочетания «политическая проститутка» не было в ленинском лексиконе. Многие уважаемые телеведущие довольно часто так «по-ленински» характеризуют Троцкого. А вот и нет! Иудушкой (Головлевым) — называл, было, а проституткой, тем более политической, — никогда.

Можно еще проанализировать «Лучше меньше да лучше», «Искусство принадлежит народу», «Из всех искусств для нас важнейшим является кино…», «Насилие необходимо и полезно», знаменитую «сублимацию»: «Учиться, учиться и еще раз учиться!», посудачить о «продажах капиталистами веревок для повешения» и других, менее известных, но имеющих место быть плакатных фразах. Еще раз подчеркну, многие ставшие «крылатыми» ленинские фразы имели смысл и значение именно в конкретном месте, в конкретное время, в конкретном контексте или не принадлежали ему вовсе.

Но я хотел бы обратить ваше внимание на одну, пожалуй, самую известную и, наверное, самую пагубную фальсификацию. Я говорю о том, что было сделано с работой «О кооперации» и смежными с ней статьями в этом смысле. Здесь искажена была не отдельная цитата, а целое направление авторской мысли. Под знаменем «Культурной революции» в угоду личным амбициям и выгодам, во славу сиюминутных побед была опошлена сама идея социалистического кооперирования населения. В жертву скоропалительному эксперименту было принесено крестьянство на всей территории огромной страны и в конечном счете попытка практического воплощения социалистической идеи в целом.

Я еще в школьные годы никак не мог взять в толк, как из ленинских работ можно было сделать те выводы, которые звучали на партийных съездах и конференциях. Но вокруг (во всяком случае, внешне) процветали колхозы и совхозы, формировался «новый человек». После школы пошли «История партии», «Диамат», «Истмат», комсомольская, партийная общественная работа, и ранние сомнения отошли на второй план… Значит, всё правильно? Нет! Неправильно! Ответило Время через пару десятков лет.

Случайно или намеренно у всех «последователей» говорится о какой-то абстрактной поддержке кооперации в послереволюционной деревне, вся основная работа сваливается на некую эфемерную творческую инициативу крестьянских масс. Хотя Ленин прямо и неоднократно указывал именно на финансовые вложения в развитие кооперации.

«Надо поставить кооперацию политически так, чтобы не только кооперация вообще и всегда имела известную льготу, но чтобы эта льгота была чисто имущественной льготой (высота банковского процента и т. п.). Надо ссужать кооперацию такими государственными средствами, которые хотя бы на немного, но превышали те средства, которые мы ссужаем частным предприятиям…» И далее: «…ряд привилегий экономических, финансовых и банковских — кооперации; в этом должна состоять поддержка нашим социалистическим государством нового принципа организации населения».

А что было на самом деле? Был быстренько сооружен некий план «культурной революции» (для престижу снабженный эпитетом «ленинский»), тут же было заявлено о том, что при советском строе кооперативное движение идет по-новому, опираясь на поддержку и сочувствие народных масс. А откуда это они должны были взяться (поддержка и сочувствие)? Именно появление требуемой для такой поддержки «сознательности» невозможно без «целой культурной революции».

Выполнение этой задачи требовало определенной исторической эпохи. «Мы можем пройти на хороший конец эту эпоху в одно-два десятилетия. Но все-таки это будет особая историческая эпоха, и без этой исторической эпохи, без поголовной грамотности, без достаточной степени толковости, без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками, и без материальной основы этого, без известной обеспеченности, скажем, от неурожая, от голода и т. д., — без этого нам своей цели не достигнуть» (выделено мной).

Вот здесь минуточку внимания. В дальнейшем везде будет говориться примерно так: Ленин указал, что мы этот путь должны пройти за одно-два десятилетия. Разница, по-моему, весьма существенная!

Кстати, в «Википедии» приводится такая цитата: «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы». А в действительности у Ленина такой фразы не существует. Это своего рода «сборная солянка», не вполне точно передающая суть вопроса.

В БСЭ, в статье «Культурная революция», автор в поддержку своих выкладок использует фразу из «Наброска резолюции о пролетарской культуре» (выделено мной), датированного октябрем 1920 года (статья «О кооперации» написана в 1923 году). Плюс весьма некачественный, как сказали бы сейчас, рерайт 10 пункта чернового варианта «Проекта Программы РКП (б)» к VIII съезду (февраль 1919 года).

Вот так, понемножку поправили, дополнили, додумали. Потом на основании уже собственного теоретического измышления сделали выводы.

И… вперед, за орденами! А как же! Всё по ленинским заветам!

Статья опубликована в выпуске 25.03.2010
Обновлено 9.05.2021

Комментарии (39):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Оценка статьи: 5

  • Оценка статьи: 5

  • Валерий, а фраза "искусство должно быть понято народом" принадлежит Ленину? Помню подмену понятий: "Искусство должно быть понятно народу".

    Оценка статьи: 5

    • Олег Стражников, насколько я помню Ленинская фраза звучит так: "Искусство принадлежит народу". Там дальше по проникновение искусства в массы и пробуждение художников в народе. Навскидку точно не помню. А это слова Розы Люксембург, которые потом, как Вы точно сказали, исказили.

  • Хорошая статья. 5
    Вы правы, неоднократно приходилось встречать искаженные цитаты и обрывки цитат, вырванных из контекста.

    Оценка статьи: 5

  • Не поклонница, но статья хороша. И совершенно правильно отражает ту тотальную фальсификацию, которой подвергается в угоду сиюминутным интересам наследие любого исторического деятеля.

    Оценка статьи: 5

    • Галя Константинова, благодарю за отклик и солидарное мнение.

      • Вячеслав Мартин Вячеслав Мартин Мастер 12 апреля 2010 в 14:58 отредактирован 12 апреля 2010 в 15:01 Сообщить модератору
        О истории России и господине Ульянове

        Валерий Сатокин и другие коллеги и читатели!
        1Приглашаю в моем блоге
        https://www.shkolazhizni.ru/authors/favikmartin/?view=blog
        обсуждать вопросы, связанные с историей нашей страны и на любые животрепещущие темы.
        2.по теме обсуждения: Я уже писал, что у меня крайне негативное отношение к коммунистическому учению, большевизму и лично В.И.Ульянову.Объясню: в 1914-18 Европа по-сути совершила массовое самоубийство, руководители государств вели себя крайне безответственно, как неразумные дети и обрекли на смерть сотно тысяч людей из-за не понятно каких целей. Честолюбие самого гнусного рода кайзера Вильгельма II столкнула Цивилизацию Запада в пропасть. Именно он несет всю ответственность, как писал 40 лет назад немецкий историк Фриц Фишер.
        Но по крайней мере социалисты воюющих держав приняли линию защиты своего Отечества и не скатывались к измене Родине.Единственная партия Европы каторая поражение своего государства поставила как программный лозунг была не запрещенная в либерально-свободной после р-ции 1905 г.России - партия ро.соц.демократов-Большевиков. Более того Ленин выдвинул человеконенавистнический лозунг превращения обычной войны в Гражданскую!!!
        Величайшим обманом большевиков стали два Главных декрета - Декрет и мире и Декрет о земле.Лишь зпключив позорный и бесчестный Брест-Литовский мир они начали готовиться к новой войне, войне за за право проводить свою политику. Не менее человеконенавистнической была и политика военного коммунизма, в частности было по сути обречено на голодную смерть население таких крупных городов как Петроград. Советский историк Н.А.Корнатовский писал, например, что в 1918-1919 годах а г.Петрограде был ПОСТАВЛЕН МИРОВОЙ РЕКОРД ПО СМЕРТНОСТИ - на 1000 жит прих.65 умерших.ТАКОГО В МИРОВОЙ ИСТОРИИ НИКОГДА НЕ БЫЛО!!!!
        Преступной и человеконенавистнической направленной против русских крестьян была и политика продразверстки, вызвавшая бешенное сопротивление , сотни крупных вооруженных бунтов по всей стране и едва не приведшая в падению Советской воасти в 1921 году.

        • Вячеслав Мартин, в рамках комментария такой вопрос не раскрыть, конечно. Приглашение, в принципе, принимается. Вот только со временем напряженка. У меня по этой причине материалов на пару десятков статей лежит-дожидается доводки.
          "руководители государств вели себя крайне безответственно" А так уж ли много от них зависит, от формальных руководителей? Причина-то любой войны, в конечном счете, обусловлена перепроизводством оружия, да перераспределением экономических приоритетов.

  • Валерий, спасибо!
    Интересно было читать.
    В очередной раз убеждаешься: хочешь знать истину - читай первоисточники.

    Оценка статьи: 5

  • Валерий Сатокин, здравствуйте!
    Учитывая происхождение господина В.Ульянова и то, как мало он видел лично и мало общался с представителеми тех людей, для которых обобщающим термином стало классическое "кухарка", как можно серьезно относится к данному вопросу!
    Он долгое время был теоретиком, к тому же проживающим за границей, маргинальныи экстримистом.Воля истории привела его в власти и очень долгое время ему приходилосб доказывать самым бесчеловечным образом, что это не случайность, а какая-то закономерность.Вся ставка делалась на скорую мировую коммунистическую революцию и когда стало в 1921-22 гг. ясно, что ее не случится, все было обессмыслено, это был полный политический крах.

    • Вячеслав Мартин, теоретиком был Плеханов, Ленин же дополнял всю теоретичность самым прямым практическим действием.
      ----------------------
      долгое время ему приходилосб доказывать самым бесчеловечным образом, что это не случайность
      ----------------------
      Т.е. все действия Ленина - это доказательство собственной состоятельности как практика? Самоутверждение? Вы его с кем-то путаете.
      Ставка на мировую революцию делалась, но как только стало понятно, что ее не будет, стали строить социализм своими силами. И это не было бессмысленно, как хотелось бы считать некоторым товарищам. Также не было и краха. Крах, к примеру, случился у фашистской Германии.

  • Валерий Сатокин, вот взял актуальное к нашему моменту
    ------------------
    ...без поголовной грамотности, без достаточной степени толковости, без достаточной степени приучения населения к тому, чтобы пользоваться книжками...
    -------------------
    Что имеем? Книжками не пользуемся, грамоте разучились, толковость только в объегоривании государства. Культурная деградация. Это я об Украине.

  • Валерий Сатокин, а если озадачиться проверкой библейских цитат, выдранных из контекста и прилаженных на нужный лад)) Собственно, с Ильичом то же произошло, требовалось его наследие помянуть и свою выгоду получить, вот и...Прием давний, любили люди во все временами в заблуждения вводить)

    Оценка статьи: 5

  • Валерий Сатокин, Замечательно!! В последнее время ловлю себя на мысли, что хочется кое-что перечитать из его трудов.

    Оценка статьи: 5

  • Да, работами Ленина можно обосновать всё, особенно если "цитировать" как нужно. Так и делали, всё "под знаменем Ленина"...

    Оценка статьи: 5

  • Валерий Сатокин,
    Отличная и нужная статья!
    Иду читать про Пушкина.

    Оценка статьи: 5

  • Валерий Сатокин, прекрасная статья! Насчёт расхожих "ленинских" фраз вы абсолютно правы.

  • Удачный опыт исследования. А о библейских цитатах в трудах вождей не исполните ли?

    Оценка статьи: 5

  • Валерий Сатокин, о кухарке
    "…Поскольку редактор не был большим знатоком ПСС, зато знал телефон одного из сотрудников Института марксизма-ленинизма, то предпочел обратиться за помощью туда. Там заявку приняли и... надолго замолчали. Когда несчастный позвонил и язвительно поинтересовался, неужели такие специалисты не могут найти в ленинских работах такую расхожую цитату, Институт ответил, что для него оригиналом является не собрание сочинений - которое, кстати, они сами и готовили к изданию - а исключительно оригинал архивного документа. Это были серьезные люди. Закругляюсь. Когда, наконец, в редакцию из Института марксизма-ленинизма позвонили, мы все поголовно впали в ступор: ленинский оригинал гласил: "НЕ каждая кухарка может управлять государством". С тех пор я, кажется, впервые всерьез задумался над тем, насколько мифологизирована наша жизнь. Наше прошлое, и наше настоящее."

    http://promanov.livejournal.com/9487.html

    • Игорь Абрамов, Виктор Губерниев, да-да про эту штуку я знаю, этой инфы много я и не стал приводить в статье. Если быть совсем точным, в окончательном варианте фраза такая: "Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством". Далее развивается мысль о необходимости предоставить возможность обучения делу управления всем слоям населения на равных условиях и о сопутствующих сложностях (в других работах).
      Спасибо.

  • Я читал, что Ленин сказал про кухарку наоборот: кухарка НЕ может управлять государством.

  • Каролина Динкелакер Каролина Динкелакер Читатель 25 марта 2010 в 08:50 отредактирован 26 марта 2010 в 07:25 Сообщить модератору

    Валерий, очень познавательно и интересно. Ещё раз убеждаюсь в том, что цитировать кого-либо надо учитывая контекст. И переврать и подстроить фразу под свою сиюминутную надобность - в этом всегда преуспеют те, кому это выгодно.

    Оценка статьи: 5