София Варган Грандмастер

Почему Змей Горыныч – Горыныч?

Змей Горыныч — фигурант многих русских сказок. Представить себе русский фольклор без этого персонажа просто невозможно. Это — один из главных «плохишей», наравне с Соловьем-разбойником и Кощеем Бессмертным, собирательный образ врага, которого необходимо победить, чтобы на земле, наконец-то, воцарились мир, покой и счастье. И все же, почему он — Горыныч?

По поводу прозвища Змея однозначного мнения не существует. Наиболее распространенная версия: Горыныч он был потому, что жил в подгорных пещерах. Но такой вариант представляется не совсем верным, во многих сказках Змей Горыныч и близко к пещерам не подходил по причине отсутствия оных, равно как и гор, в данной местности. Например, в сказке про Ивана, коровьего сына, Змей благополучно жил в белокаменных палатах. Множество сказок, где местожительством Змея называется самое глухое место в лесу. И тем не менее он оставался Горынычем, вне зависимости от наличия пещеры под горой.

Еще один вариант — Змей является выходцем из высшего, «горнего» мира. Потому и Горыныч. Но как-то он слишком злобен для заоблачных сфер.

Есть и другие мнения, которые автору статьи представляются более интересными и правдоподобными.

Змея прозвали Горынычем потому, что во всех сказках он непременно плюется огнем. Вот такой огнедышащий. Между прочим, вовсе не такая уж невероятная и фантастическая история. Природа знает подобные феномены. Жук-бомбардир выстреливает горючую жидкость, спасаясь от врагов. Причем состав этой жидкости близок к современному ракетному топливу, но создается не в лаборатории, а прямо в теле жука.

Любопытно, что в ископаемых черепах некоторых видов динозавров обнаружены полости, подобные используемым жуком-бомбардиром для выработки химического оружия. То есть можно предположить, что эти динозавры обладали аналогичными свойствами. Попросту говоря, могли быть огнедышащими.

Теперь добавим к этому маленький факт: в фольклоре практически всех народов присутствуют драконы. Конечно, можно говорить, что для сказок нет границ, и история, рассказанная на одном конце земного шара, постепенно перекочевала на другой. Но это представляется натяжкой.

Гораздо проще поверить в то, что не все динозавры вымерли к моменту начала человеческой цивилизации. Могли сохраниться и «огнедышащие» разновидности. Или водоплавающие (как Кецалькоатль или библейский Левиафан, который, кстати, кроме того, что был водоплавающим, еще и благополучно изрыгал пламя:

«…из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя» (Иов, 40).

Ну, а так как Красной Книги в те времена не существовало, а поголовье динозавров было невелико, их благополучно уничтожили, как уничтожили многие другие виды животных.

Так что возможно, что Змей Горыныч — это отголосок встречи с огнедышащим динозавром. Отнюдь не сказочным персонажем, а вполне реальным животным.

Но существуют и другие версии прозвища трехглавого Змея русских народных сказок. И они не имеют ни малейшего отношения к вопросу, существовали ли динозавры на Земле одновременно с человеком или нет. Более того, о настоящих животных и речи нет.

В полесских деревнях до сих пор рассказывают о том, как в стародавние времена, когда русские города приглашали варяжских воинов на княжеские столы, один из северных рыцарей явился в глухую деревушку, что расположилась на маленьком болотном островке между реками Припять и Горынь. Дружина у него была небольшая, но в поселище народу было мало, так что захватил рыцарь-разбойник островок без особых проблем.

А дальше случилось необычное: вместо того, чтобы сесть князем на захваченном островке, как другие такие же северные воины, рыцарь выбил всех местных жителей поголовно. Поселище обнесли дубовым частоколом (дубовые бревна, заточенные, как карандаши — комар не проскочит), и начались разбойничьи набеги.

Место для разбойничьего лагеря было очень удобное — рыцарь сел как раз на пути «из варяг в греки»: по Припяти и по Горыни в те времена бегали челны торговых людей, везли диковинные и дорогие товары. Рыцарь был жаден, подати с купцов за свободный проезд не собирал, всегда отбирал все. Людей же убивал. За такой характер прозвали его Змеем, ну, а по расположению — Змеем с Горыни, или попросту — Змеем Горынычем.

Кстати, среди болот между Припятью и Горынью есть маленький островок, который до сих пор называют Змеиным Поселищем. На том островке давно уже никто не селился, кроме очень злобных гадюк. Говорят, что именно там и располагался Змей Горыныч со своей дружиной, пока его хитростью не заманили в ловушку, а поселище не сожгли дотла.

Рассказывают эту историю и немного иначе. Говорят, что Горынь тогда была безымянной рекой. А вот когда жгли поселище Змеиное (утверждают, что греческим огнем — монах какой-то помог, составил смесь для благого дела), и злое пламя взметывалось до самого неба, получила река имя — Горынь. И рыцарь, который до той поры был просто Змеем, вошел в предания уже как Змей Горыныч.

Но если с Горынычем более или менее ясно, можно выбрать любую версию — как биологическую, так и историческую, то с его многоглавостью сложнее. Тут биология упирается: если некоторые археологические находки позволяют сделать вывод о существовании в доисторические времена огнедышащих динозавров, то вот трехглавых, а уж тем более шести-, девяти- или двенадцатиглавых, не обнаружено. Все динозавры скромно бегали на четырех лапах (разумеется, сухопутные) и имели по одной голове на единицу туловища.

На Полесье утверждают, что у Змея Горыныча было два сына, которые вместе с отцом командовали дружиной. И были они такими же жестокими и жадными, как и сам Змей. За что их называли Змеенышами, а то и Змейскими Головами. Вот и получился в сказаниях Змей не только Горыныч, но еще и Трехглавый.

Правда, в некоторых сказках Змей Горыныч изумительно многоглав. Некоторые разновидности обладали той же способностью, что и знаменитая Лернейская гидра — на месте отрубленной головы тут же вырастала новая. Правда, если у гидры голова (точнее, головы — вместо одной срубленной две новеньких) вырастала вполне самостоятельно, то Змею Горынычу нужно было чиркнуть по отрубленной голове огненным пальцем.

Полесские рассказчики объясняют это тем, что у Змея с Горыни были не только сыновья — основные Головы, вместе с рыцарской, но и военачальники. Так сказать, ротные командиры. И сладить с ними иногда было куда как сложнее, чем с самим Змеем.

Между прочим, если Змей Горыныч был таким, как рассказывают в полесских деревнях, то понятно, почему он собирал дань молодыми девушками. Если же он был огнедышащим динозавром, возникает закономерный вопрос: для чего динозавру девицы, да еще и красивые? Или, может, это такой гастрономический изыск? Ответа на этот вопрос археология и биология пока не нашли.

Обновлено 20.03.2018
Статья размещена на сайте 27.07.2010

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • София Варган, замечательная статья. Поздравляю!

    Оценка статьи: 5

  • София, в сказке про Ивана Быковича - не Змей Горыныч, а чудо-юдо, и нет никаких упоминаний, что злодей жил под Калиновым мостом.

    • Валентина Пономарева, вариаций сказок с участием Ивана Быковича множество. Мне попадались и те, где было чудо-юдо, и те, где был Змей Горыныч. Характерно, что у Ивана Быковича Змей Горыныч был не трехглавый, а минимум шестиглавый. И обязательно с восстанавливающимися головами и магическим пальцем. И калиновый мост был и как место жительства, и как место встречи/сражения.

      • София Варган, очень любопытно было бы взглянуть, для меня это новость. Подскажите, где посмотреть?

        В тех вариантах, что смотрела-чиала, чуд-юд было три: трехлавый, шестиглавый и девятиглавый. Прошлой зимой даже тренинг делали по этой сказке и рыли всевозможные варианты, конечно же

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 28 августа 2010 в 14:27 отредактирован 28 августа 2010 в 14:28

          Валентина Пономарева, а вот Афанасьев: "Иван Быкович на него не понадеялся; как пошло время за полночь - он тотчас готов был, взял с собой щит и меч, вышел и стал под калиновый мост. Вдруг на реке воды взволновалися, на дубах орлы закричали - выезжает чудо-юдо шестиглавое..." Про змея тут ничего нет.

          • Марианна. раз выезжает к Иванушке, что под Калиновым мостом, вряд ли чудо-юдо там, под мостом жило. Кстати, в афанасьевской версии (самой распространенной) эти чуды-юды были сыновьями Старого старика, который жил совсем в другом месте.

        • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 28 августа 2010 в 14:23 отредактирован 28 августа 2010 в 14:24

          Валентина Пономарева, а это в обработке А.Н. Толстого:
          "Иван-царевич обулся, оделся и пошел в дозор на реку Смородину, на калиновый мост. Походил, походил да и заснул. А Ивану — коровьему сыну в избушке не спится, в головах подушечка вертится. Встал он, обулся, оделся, взял палицу и пошел на мост. А там Иван-царевич спит. Взял его Иван — коровий сын под плечи и снес под мост, а сам стал караулить.
          Вдруг на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались, мост загудел — выезжает чудо-юдо змей шестиглавый..." А потом девяти-, а потом 12-главый...

        • Валентина Пономарева, увы, не могу назвать выходные данные сказочных сборников Это были книги еще моей мамы, а сейчас их догрызает младший племянник. Очень старые издания. 1948-1957 гг. - вот в этом диапазоне.
          А вот интересно, мне чудо-юдо попадалось только в одном виде - одноглавом! Змеи же у Быковича - о шести и двенадцати головах, и никогда с тремя.
          А вы польские народные сказки не пробовали смотреть на эту тему?

  • Очень интересно, с удовольствием читала. Спасибо.

    Я голосую за речку Горынь, я с ней лично знакома! Могу сфоткать при случае, если хотите!

    А вот фото, не мое, увы...

    Оценка статьи: 4

  • Не знаю, кому как, а мне полесская версия происхождения Горыныча - так очень даже!

    Оценка статьи: 5

  • София Варган, с интересом прочитал Ваши рассуждения. Вопрос за давностию лет, конечно, мраком тайн покрыт. Хочу заметить, что не всегда и не везде данный персонаж был отрицательным героем. На Урале, например, он был сушеством положительным, помагающим людям. Еще у скандинавов, кажется. Видимо поэтому произвище его несет уважительный оттенок. Прослеживается аналогия: Иванович - Иваныч, Степанович - Степаныч, Семенович - Семеныч и т. д.

    Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, мрак все же не совсем беспросветный Река Горынь в наличии имеется. Змеиное поселище - тоже. Но, конечно, с уверенностью утверждать, что именно так, а не этак, невозможно - документальных подтверждений не сохранилось. Как вы верно заметили - за давностью лет
      А вот что до того, что на Урале Змей положительный... знаете, я думаю, что это были разные Змеи