И вот обещанное интервью с цыганкой готово, и я с удовольствием представляю его на ваш суд, но вначале — вот кусочки той информации, которую я зачерпнула по пути в цыганский дом в интернете:
— В России цыгане являются самым угнетаемым нацменьшинством!
— Всего на Земле их 8−10 млн.
— Исповедуют обычно религию того народа, среди которого живут.
— В разных странах зовут из по-разному: египтяне, богемцы, чехи, фараоново племя, черные и, наконец, рома.
А уважаемый В. Даль иначе, чем «Обманщик, плут, барышник, перекупщик» о цыгане не говорит в своем толковом словаре.
И именно такие слова приходят на ум почти каждому из нас при упоминании этих людей, черноволосых, шумных, веселых, непонятных нам. Очень странное у нас отношение к цыганам: то мы песни цыганские слушаем и плачем чувственно от такого волнующего душу вокала, то мы ругаем их зло, едва завидев в вокзальной толпе цветастые юбки и грязные мордашки маленьких цыганят.
Кто из нас, женщин, не завидовал страстной любви Будулая к обычной деревенской женщине? А кто не замирал от проникновенного голоса цыганской певицы Валентины Пономаренко, когда она пела: «А напоследок я скажу…»?
Откуда в нас эти прямо противоположные эмоции к ним, цыганам? Откуда такой интерес? А они совсем недавно у нас поселились, всего лишь в 18-м веке появилось первое официальное упоминание о них (1733 г.). Мы их просто не знаем еще. И хотя большую часть российской истории жили неплохо, в последнее время вдруг стали изгоями. Да, да, по мнению членов Европейской комиссии по борьбе с расизмом и нетерпимостью, в России самым угнетаемым нацменьшинством являются цыгане.
И как их только не называют, этих непонятно как заблудившихся выходцев из Индии! И живут эти десять миллионов человек на нашей планете как инопланетяне, по своим законам, законам выживания. (В Беларуси, кстати, их всего лишь семнадцать тысяч!).
Я знаю цыган не понаслышке, я жила и живу с ними по соседству. Я, пожалуй, не знаю таких людей, которые бы не отзывались о них чаще всего с пренебрежением и даже ненавистью.
Но оказалось, они все же есть: «Мне всё интересно, особенно, история народа. Где-то читала, что цыгане — выходцы из Индии. Правда ли это? А ещё, у меня такой вопрос, может, наивный, но это — по незнанию. Как быть женщине, когда всё время кочуешь с табором? Ведь нужны какие-то элементарные условия чисто гигиенические. И можно ли верить цыганскому гаданию? Я бы хотела узнать побольше о них. Отношусь с огромным уважением и сочувствием. Этим людям много незаслуженных обид приходится терпеть. А о цыганских баронах — это правда? А можно я ещё вопросы придумаю? Очень хочется пообщаться.»
Когда люди на сайтах стали писать мне вопросы для интервью с цыганами, я даже растерялась. Ну, как можно ТАКОЕ спросить у человека, даже у какого-то абстрактного человека, без признаков нации и национальности?
Некоторые вопросы, заданные пользователями двух сайтов, я приведу здесь. Но сразу же оговорюсь, что не все я смогла произнести. Листок с вопросами, скопированными из интернета, я закрывала ладонью, когда мы сидели и беседовали за столом в цыганском доме. Ники пользователей, понятно, убираю, многие просто-таки неприличные вопросы игнорирую.
— Как часто вы моетесь?
Вопрос такой я задать не могла, потому что от Жанны-домохозяйки пахнет той туалетной водичкой, которую может себе позволить только женщина, ну, по крайней мере, со вкусом. А в ванной комнате у них порядок, не так часто встречаемый в квартирах нецыган…
Я этот вопрос перефразировала так: «Жанна, а когда цыгане были кочевыми, как они гигиену поддерживали, как мылись
— Старые цыганки и до сих пор знают, и нам, молодым, рассказывают о травах и разных снадобьях. На костер ставился большой чан, в котором готовилась настойка, заменяющая шампунь и что-то вроде мыла или антисептика. Я уже практически ничего не знаю и не умею — нет необходимости. Если ты имеешь в виду вшей, то ведь лет пятьдесят назад эта зараза была знакома не только цыганам, но и всем другим. Каждый боролся по-своему. Конечно, у кочевых людей не было таких условий, как у оседлых. Но одна бричка всегда была наполнена всякой утварью. На стоянке табора в палатках цыгане старались какой-никакой комфорт организовать для себя. В общественные бани ходили в больших поселках и деревнях, платили за это хорошо, потому что пускать-то никто не хотел.
— Считают ли необходимым давать своим детям образование? В нашем городке есть школа для цыган, обучаются по своей азбуке, как же весело и вместе с тем трудно, их обучать. Имею к этому непосредственное отношение.
— Конечно! Саша наш хочет на юрфак поступать, но мы агитируем получить какую-нибудь техническую, чисто мужскую профессию. Может, строителя… А цыганских детей образованных наши очень все уважают и ценят. Гордятся такими. В Витебске у нас, знаю, есть цыганская школа. Но мы ж своей письменности не знаем. Ты не видела, как, интересно, алфавит цыганский выглядит?
— Не-а. Посмотрю в интернете, самой интересно. Покажу тогда, Жан.
— Как проходит их старость? Заботятся ли о них их дети?
— Старость проходит так, как ты ее заложил. Забота о родителях, о их благополучии — первое дело. Причем, разделения на то, кто дороже — родители жены или мужа — нет. Теперь это общие родители. Дети даже на втором плане. Зато потом мы будем у наших детей на первом. Не знаю такого случая, чтобы цыган не слушался или оставил родителей-стариков. Ему придется плохо от старейшин, от совета. Изгонят, накажут.
— А что такое совет старейшин? Он и сейчас существует?
— Конечно. Это известные всеми уважаемые пожилые люди. Справедливые, честные. Как судьи. Если возникает какой-то спорный вопрос среди цыган, идем к кому-то из них, приглашаем рассудить. Они приходят к нам в дом, вызывают на совет спорщиков, выносят решение. Ослушаться нельзя. Кричать, доказывать — тоже. Просто каждая сторона и свидетели все рассказывают, а старейшины решают. Если вопрос чисто женский (такое бывает), вызывается женский совет старейшин. Мужчины не допускаются.
— В каком возрасте её выдали замуж и как это происходило? Кто в её семье «голова»?
— Меня выдали замуж в восемнадцать лет. За цыгана. По любви. Такой же молодой был. На свадьбе было 150 человек. Разошлись, потому что работать не хотел, о ребенке не заботился. На совете цыганском разводили, потом и в ЗАГСе. На алименты не подавала, просто ушла и все. Никаких проблем и пересудов не было для меня, для бывшего мужа это плохо, у него испорчена репутация. До сих пор не женился. Сейчас сын заканчивает школу уже. Второй муж Миша стал ему отцом. С братом и сестрой у него отличные отношения, естественно. Ему же о них заботиться придется потом.
— А что дарят на свадьбу?
— Ну, кто что может и хочет. Золото в банку трехлитровую не собирают, как в кино показывают. Близким минимум положенный $ 500, дальним — хотя бы $ 200. Родные, как и у всех, могут и квартиру и машину дарить. Зависит от благосостояния.
— Как она сама думает, по какой причине в обществе столь сильны негативные настроения по отношению к цыганам? Почему они так не любят работать?
— Ну, понятное дело, по какой! Воруют, обманывают… Так уже исторически сложилось: если цыган, то что-то уже нечисто, верить нельзя. Когда цыгане кочевали, как они могли учиться, работать? Где еще было брать деньги, чтобы прокормить детей. Они и воровали ровно столько…
Я думала, что на интервью с Жанной мне максимум часа хватит. Но цыгане есть цыгане — мы постоянно прерывались и все пили и пили чай.
Вот и сейчас у нас чайная пауза… Но мы непременно продолжим!
Наталья Корнилова, уж не знаю, повторю ли я что из комментариев (их не читал), лишь выражу свое мнение:
мне замечательным образом понятно Ваше стремление скорее понять и принять представителя любой национальности или этнической группы, нежели поторопиться их осудить за что бы то ни было. Это похвально. Я и сам стараюсь делать также. Однако то, что Вы пишите - а мне Ваш рассказ напомнил то же стремление к крайности, пускай и в другом направлении, в отличие от тех, кто стремится в привычном направлении, к осуждению и порицанию - исключение из правил.
Вы, похоже, из Беларуси? У нас в Гродно я то и дело наблюдаю стайки цыганок и цыганчат. Грязные - о какой гигиене можно рассуждать, когда видно, что дети не мыты месяцами? Попрошайничают - плюхнутся на сырой асфальт и канючат копеечку. Взрослые, как правило, не работают. И не стремятся.
Это здорово, когда свободен, когда ветер в волосах, а каждое утро - новый город. Но это хорошо для кино и книжек. А в жизни, все же все иначе.
Я противник стереотипов, тем более, по национальному признаку. Пускай каждый живет, как умеет и как хочет. Но лично я бы предпочел видеть цыгана не гадающего или попрошайничающего, а, например, подметающего двор. Или продающего хлеб в магазине. Или пашущего на тракторе. Вы такое себе представляете? Я - да, но только в виде редчайшего исключения. О чем Вы и написали.
С уважением.
0 Ответить
Игорь Ткачев, спасибо. Я всего лишь взяла интервью о оседлых и культурных уже цыган. Мое мнение - сохранить нужно этот народ. А уж каким образом заставить их не воровать, не бродяжничать, какое предложить настойчиво занятие, обеспечившее бы их существование, не в моей компетенции. Да и ни в чьей, жизнь сама распорядится, думаю. В интервью моих выводов, кроме этого, практически и нет.
0 Ответить
Наталья Корнилова, так вот откуда это ваше неприкрытое в других статьях "позолотите ручку"! Ну да, с кем поведешься, от того и наберешься... Во всяком случае, очень полезное в материальном плане свойство характера (для детей, конечно).
0 Ответить
Дарья Гончар, ой, "вычислили"... Что делать, что делать???
0 Ответить
Наталья, спасибо за рассказ и Вам, и Вашей соседке за ее ответы
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я ту вспомнила -- во мне же осьмушка цыганской крови. Но узнала я это три года тому. Моя бабушка (мама отца) -- Дочь цыганки и русского врача. Возле госпиталя недолго стоял табор, лошадь ударила девочку 10 лет копытом в голову, цыгане её бросили и уехали. А нищенка подобрала, привела в гопиталь и помогала выходить. Девочка выжила и осталась санитарочкой при госпитале, очень красивая была. Старший врач не устоял, взял за жену. Бабушка -- их дочь. Но всегда тщательно скрывала этот факт, вот только тёте как-то проговорилась. А уже после смерти бабушки на девять дней мы сидели за столом и тётя сказала об этом мне, ещё и добавила:"Да ты на отца своего посмотри! Или вон на Стасика!" и погладила по голове своего сына, высоченного смуглокожего красавца, с гибкой фигурой, высокими скулами, чёрными вьющимися густыми волосами и такими тёмными глазами, что зениц не видно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, О, как!!! Ну, Ксения, с Вас шампанское! А я-то думаю, чего это меня так тянет по цыган написать?! Оказывается, ради Вас тут аж три главы написала!!!
0 Ответить
Наталья Корнилова, да какая из меня цыганка? ))
Но шампанское я вам и так должна (за домашнюю бухгалтерию), так что зову в гости! Возьмёте интервью у гуцулки ;)
Мама-то у меня из карпатских кровей! Прабабушка вообще ведьмакувала...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, о! Так у Вас порода еще та! Цыгане, гуцулы... Ничего себе! Обязательно приеду, только я первая тут всех к себе звала, мне с моим пионерским отрядом не дернуться никуда пока, подумают, табор приехал!
0 Ответить
Наталья Корнилова, да, бешеной крови намешано во мне ))
Но надеюсь, свидимся таки
Оценка статьи: 5
0 Ответить
читать дальше →
Наталья, хорошая статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, благодарю!
0 Ответить
Наталья Корнилова, не зак что. . Правда, очень хорошо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галя Константинова, так у нас и мужчины все красавцы, красивее женщин! Я бы не поверила, потому что бабушка такого не рассказывала, русская и всё! Но в карты играла, как дьявол Всех обыгрывала, смешливая была всю жизнь, с юмором и мудростью, сопереживательная очень. Сама маленькая, коса в руку толщиной чёрная как смоль до пояса, аж с синим отливом. Мне эту роскошь не передала, младшая сестра -- цыганёнок с толстой тяжёлой косой, с наследием бабушки, и росточка такого же Только вот обрезала волосы...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, ух, красавишны-то какие!!!
0 Ответить
Ксения Печий, повезло.
В опианнном мною случае - только женщины. НО зато Какие! Глаз не оторвать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, все может быть, у меня за год уже четверо виртуальных из разных концов мира побывали! Здорово!
0 Ответить
Комментарии с негативными оскорбительными обобщениями в адрес цыган будут удаляться.
0 Ответить
Я, конечно, понимаю, что цыгане есть разные: и цивилизованные, которые культуру народа хранят (театр Жемчужиных), и развесёлая община, которую так любит Куштурица -- жизнь-праздник в карнавале дней, а есть и те, которых мы как раз опасаемся! Ходят грязные по улицам, выкрикивают, пристают к прохожим. Ко мне раз уцепились, молодая и пожилая, молодая вроде как милостыню попросила, а пожилая стала безумную изображать, за рукав дёргать, сумку выдрала, хорошо хоть мужчина прохожий отбил меня и сумку у них! Страху я тогда натерпелась!
В селе моя мама фельдшером работала, и был вызов в цыганскую хату: на две комнаты восемьнадцать человек! Тоже пришла, разделась, стали по вещам шарить. А мама сказала, что при таких раскладах лечить самую старшую не будет! Старшая просто бровью повела: все вещи оказались обратно на местах!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ксения Печий, у меня дальняя родственница - врач и у нее на участке цыганское хозяйство. Она там - уважаемый человек.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Уважаемые, не надо путать кочевую жизнь с бродяжничеством. Кочевая жизнь неразрывно связана с таким уважаемым делом как, например, животноводство. Избитый пример - монголы. Цыгане же никаких лошадок/оленят табунами сроду не разводили. Они всегда были бродягами, перебивающимися случайными заработками и криминалом. Негативное отношение к народу на пустом месте не заработаешь. [Удалено модератором]
А цыгане оседлые, как справедливо подметили в одном комментарии, уже мало что имеют общего со своими предками. Кроме остатков традиций, самоназванием "цыгане" и специфической внешности.
Спасибо, конечно, автору за труд. Но я из статьи почти ничего о цыганах не узнала. Все то же самое можно было бы написать об обрусевших армянах, например.
0 Ответить
Ольга Леонова, я, к сожалению, должен с Вами согласиться с начала и до конца - "негативное отношение к народу на пустом месте не заработаешь" - лучше не скажешь.
У нас в латвийском интернете удивительное единодушие в поддержку французов и неприятие ЕСовских резолюций по Франции. Горячие головы предлагают и наших ромал отправить на их историческую родину - с чего бы это?
Ну,а то,что цыган строит дома, [удалено модератором], а вот - [I]продаёт - эт да!
Ничего личного.
0 Ответить
Павел Раин, у вас в латвийском интернете, и в прессе, и не по-русски, и русских на историческую родину давно требуют отправить. Потому что русские все пьяницы и работать не умеют, и язык не учат, и вообще оккупанты. Думаю, Вы горячо это поддерживаете, ведь Вы объективный такой, ничего личного.
0 Ответить
Александр Цуканов, в латвийском интернете и прессе далеко не всё на латышском языке. Навскидку, портал irc.lv - вопросы и ответы - сразу на двух языках. Новости Delfi.lv - так же на двух языках, как и многие другие. Там выпускаются газеты не только русском и латышском, но и на некоторых других языках. А угомонить латышских националистов и русских национал – шовинистов, к сожалению, пока не удается, несмотря на то, что они не составляют большинства населения Латвии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дмитрий Винтер, вы уже третий, кто не понял мой комментарий. Я всего лишь хотел показать Павлу Раину, что для некоторых латышей он, русский, такой же нежеланный сосед, как для него цыгане. Только он, может, этого и не знает, если по-латышски не читает.
0 Ответить
Александр Цуканов, Вы наверно не знаете, что в Латвии без знания латышского языка на достаточно хорошем уровне не возможно вести свой бизнес, о наличии которого Павел Раин писал. Даже при том, что он ведет в основном свой бизнес на русском языке, вся отчетная документация в Латвии должна быть на государственном - латышском.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дмитрий Винтер, заметьте, Павел Раин не ответил мне, что он регулярно читает прессу и форумы на латышском и там не встречаются злобные высказывания против русских. Вместо этого он прицепился именно к самим высказываниям, задело. А в этой ветке несколько его националистических комментариев были удалены модератором, поэтому полная картина беседы Вам не видна.
Какое отношение к теме имеет знание Вами родного языка, вообще непонятно. Здесь мы говорили не о нем, а об отношении к людям другой национальности, основанном на ложных стереотипных представлениях о целом народе.
0 Ответить
Александр Цуканов, любое знание = инструмент, знание языка = инструмент общения. У меня таких инструментов в наличии несколько. Подчеркивая это знание родного языка - было лишь способом показать, что о ситуации по отношению разногласий у народов, о которых зашла речь, знаю не понаслышке. Возвращаясь, к теме интервью, написанного Натальей Корниловой, предлагаю Вам прочесть мой комментарий к третьей части.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Цуканов, в отличии от Вас, я читаю свободно и пишу не только по русски, но и на моем родном латышском языке. Я, как и другие, не можем по Вашему комментарию понять что Вы хотели этим комментарием сказать. Мы можем лишь прочитать то, что Вы написали, и из написанного Вами делать выводы. Цитирую Вас: "Я всего лишь хотел показать Павлу Раину, что для некоторых латышей он, русский, такой же нежеланный сосед, как для него цыгане". С чего Вы взяли, что для Павла цыгане нежеланные соседи? А знаете ли Вы, что латышей, которые считают русских нежеланным соседом не больше, чем больных острой шизофренией в процентном отношении и не только среди латышей?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Цуканов,
"у вас в латвийском интернете, и в прессе, и не по-русски, и русских на историческую родину давно требуют отправить... русские... работать не умеют, и язык не учат, и вообще оккупанты ..." - Вы,часом, не из пропагандистов ли?
Я начну с конца Вашей,пардон,истерики - я,как раз,из тех самых " русских окупантов ", который ведёт свой русский бизнес в Латвии, общающийся в латвийском интернете на русском языке и которому до сих пор никто не предлагал покинуть эту страну.
Ну Вы и...
М-дя-а-а...
0 Ответить
Александр Цуканов, думается мне, государственный язык страны, где живешь, нужно знать, а не чваниться, мол, им надо, пусть и учат.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, речи не мальчика, но мужа!
+100!
0 Ответить
Павел Раин, а Вы продать пробовали? И стройку организовать? Строитель - это не только тот, кто с молотком в руках водку пьет.
0 Ответить
Наталья Корнилова, пробовал я, уважаемая, давно, а вот постоянно занимаюсь этим последние 20 лет.
Стал быть - знаю не понаслышке. За свои слова - отвечаю.
"Строитель - это не только тот, кто с молотком в руках водку пьет." - так вот, молоток этому делу токо мешает поэтому я своим с первого дня сказал:" Если водка мешает работе, бросай к такой маме эту работу!" Так что - неувязочка с этим у нас.
0 Ответить
Ольга Леонова, отличная, кстати, идея! Спасибо!
0 Ответить
Наталья Корнилова, спасибо за позитив
0 Ответить
Ольга Леонова, этого добра никогда не жалко! И Вам спасибочки!
0 Ответить
Наталья Корнилова, спасибо, очень интересно. Жду продолжения темы.
И все-таки. Описанные Вами цыгане - это осевшие семьи, перенявшие во многом образ жизни местного населения. Их жизнь в бытовом и социальном плане не очень отличается от жизни любой другой семьи, просто они пытаются придерживаться каких-то традиций своего народа, да и те потихонечку забывают, в чем и сами признаются. Вот, например, сын Вашей соседки - якобы будущий юрист или квалифицированный технарь. Вы знаете сегодня квалифицированных специалистов-цыган? Если все пойдет по плану родителей, то через 2-3 поколения эта семья будет только вспоминать, что когда-то они относились к цыганам. Таких семей нац. меньшинств очень много и у нас на юге Украины - греки, армяне, евреи в конце концов. Принимая европейский стиль жизни, они неизбежно теряют свои национальные особенности, и только в самых больших праздниках (свадьба, новый год, религиозные праздники) сохраняются отдельные традиции, да и то больше в стилизованном и формальном виде.
Все-таки кочевая жизнь - главная особенность цыган, этим они и отличались всегда. Этим и обусловлен их способ добывания денег - обман и воровство. Осев и став заниматься трудом, они уже потеряли себя. Это уже совсем не те цыгане. А не любим мы и боимся именно кочевых или тех, кто и осев, сохраняет "полевые" условия жизни. Это их дети бегают в любое время года полуголые с замурзанными мордашками и шарят у прохожих по карманам или клянчат деньги, это их молодежь устраивает поножовщины в сумерках на безлюдных улицах. Они не ходят в школы и не учатся в вузах.
А какие отношения сохраняют оседлые "окультурившиеся" цыгане с кочевым племенем? Кем предпочитают работать взрослые отцы семейств сегодня (тот же муж Жанны)? Какие источники доходов обеспечивают подарки в 200-500 долларов в среднем и далеко не бедную жизнь, ведь женщины традиционно занимаются только семьей? Вот что интересно было бы узнать.
Поэтому жду с нетерпением продолжения темы.
0 Ответить
Юлия Савицкая, да, интервью я брала у осевших, уже культурных и образованных. Но должна сказать, традиции они сохраняют, историей своей интересуются. От того, что они станут образованными они же не станут быть нецыганами, только, конечно, не такими уже яркими. Муж Жанны строит дома и продает, насколько я знаю.
0 Ответить
Ребята, у нас есть автор Лилит Мазикина. На ее сайте (журнал о цыганской жизни) можно получить ответы на все вопросы. Очень рекомендую. И работы Лилит почитать особенно приятно - слог хороший, эмоциоанльно
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Только Лилит очень редко здесь появляется. А статьи у нее действительно интересные.
0 Ответить
Наталья Корнилова, очень интересная статья! Ведь действительно очень мало знаем о цыганах! Очень близко с ними не общалась. Хотя с детства есть небольшой негативный опыт и настороженное отношение, а всё же любопытно узнать о них побольше, об их культуре, обычаях.
Спасибо, Наталья, за статью!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Корнилова, отлично, подтверждаю каждое слово - мне тоже пришлось жить рядом с цыганами - лучших соседей просто не знаю. Я когда-то уже писала статью о цыганах, добавить нечего, кроме вот разве - мои новые друзья из Питера, поющая семейка. Поет и пляшет даже маленькая Маруська - моя любимица
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Корнилова, вы такая молодец! Очень хорошо и правильно сделали, что написали
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Павликова, спасибо большое! Рада, если понравилось.
0 Ответить