• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Лидер группы «Пикник»: что можно узнать интересного об Эдмунде Шклярском?

Ко Дню рождения Э. Шклярского.

Эдмунд Мечиславович Шклярский родился в Ленинграде 26 сентября 1955 года. Отец — поляк, мать — русская. В результате Эдмунд с детства свободно общался на двух языках. Известны даже записи, где он исполняет песни «Мы как трепетные птицы» и «Настоящие дни» на польском.

На заре музыкальной карьеры Шклярский пробовался на роль гитариста в малоизвестной тогда группе «Аквариум», но продержался там недолго, так как мечтал писать свои песни.

Э. Шклярский:
«Для меня, если вернуться к детским годам, это была не столько музыка, сколько какое-то даже биологическое воздействие. Когда организму не хватает, например, кальция, ребенок ест мел. То, что было услышано, было нечто подобное. Не то чтобы там красивая мелодия, а какой-то химический продукт, которого не хватало в природе. И вот он появился — и ты им насыщаешься. Это что-то такое, облеченное в музыкальную форму. Сейчас если это дает какое-то химическое воздействие, значит, что-то есть. А просто мелодия как красивая мелодия — да грош цена всей музыке, если она не производит еще чего-то».

У самой группы «Пикник» можно назвать как минимум три «дня рождения». Первый — в 1978 г. — когда она собственно и возникла. Второй — в 1981 г. — когда туда пришел Шклярский, и она вступила в Ленинградский рок-клуб. И третий (который выделяет сам лидер «Пикника») — в 1982 г. — когда на студии А. Тропилло был записан первый магнитоальбом «Дым». К слову, на нем присутствуют два автора и вокалиста — Шклярский и Добычин (песня последнего — «Деньги» — пользовалась тогда чуть ли не большей популярностью, чем песни Шклярского).

Одной из самых первых, любимых и известных песен, написанных Шклярским (игралась еще на дискотеках в конце 1970-х), безусловно, является «Ночь». В ней впервые проявилась и излюбленная впоследствии автором «вампирская тематика». Правда, в те времена руководство Ленинградского рок-клуба больше смущала строчка про «козырный туз», которая вызывала ассоциации с запрещенными тогда азартными играми.
«Ночь» до сих пор в обязательном порядке исполняется на концертах. Известно, как минимум, пять (только студийных) ее аранжировок.

Текст одной из редких в творчестве «Пикника» песни о любви — «Великан» — был написан и того раньше, когда Эдмунд учился в 7-м классе. Забавно, что в 1983 г., когда власти боролись с самодеятельными коллективами, и «Пикник» был занесен в «черный список», песня неожиданно попала на 10-е место в хит-параде ленинградской газеты «Смена».

Несмотря на то, что «Пикник» был одним из основателей рок-клуба (один из участников группы Н. Михайлов даже стал его президентом), в 1986 г. группа свершила «святотатство» — перешла в «официозный» Ленконцерт, ибо хотела гастролировать, а не сидеть в подполье. Выход на «Мелодии» в 1988 г. первой виниловой пластинки «Иероглиф» принес «Пикнику» долгожданную массовую известность.

Несмотря на то, что в перестройку группу «Пикник» СМИ подавали чуть ли не как «дискотечную», сам Шклярский признавался, что не очень любит свои «быстрые» песни. Что не мешало ему иногда писать песни «танцевального» характера (как говорил сам автор «по заказу самих себя и в духе „Пикника“»). Так, например, знаменитый хит «Праздник» был написан в 1985 г. специально для новогодней программы «Кружатся диски» на Ленинградском Т В (впоследствии клип к «Празднику» крутился в «Утренней почте»). Электронно-танцевальное звучание однажды ввело заблуждение даже меня — услышанную по радио, песню «Телефон» я приписал модной тогда группе «Форум».

Шклярский постоянно сетовал по поводу того, что радио выбирает для ротации далеко не лучшие песни (в своё время они отказались от «Иероглифа» и «Египтянина»).

После успеха в конце 1980-х «Пикник» несколько раз впадал в «спящее состояние», связанное, в первую очередь, с кризисами в стране и крахом звукозаписывающей индустрии. «Из пепла» группа возрождалась в середине 1990-х и в начале 2000-х.

Лично меня поражал тот факт, что, в отличие от многих старых рок-групп, творчество «Пикника» с годами становилось всё лучше и, по моему мнению, достигло совершенства с выходом в 2003 г. альбома «Говорит и Показывает».

Кроме рок-музыки (среди которой Шклярский всегда выделяет LED ZEPPELIN, BEATLES и JETHRO TULL), лидеру «Пикника» не чужды и русские песни — особенно военных времен. Так, под влиянием песен гражданской войны были созданы такие композиции, как «Мы как трепетные птицы» и «В развороченном раю». Русские напевы слышны даже в таких «экзотических» песнях, как «Иероглиф» и «Египтянин». Возможно, когда-нибудь Шклярский решится записать и кавер-версии своих любимых песен (кстати, на концертах он уже успешно исполнял такую ретро-вещь, как «Давно мы дома не были»).

Из книг, которые произвели на лидера «Пикника» особое впечатление, он постоянно выделяет две. Первая — философский трактат Лао-цзы «Дао дэ цзин», под впечатлением которой была написана песня «Иероглиф», сопровождавшая в конце 1980-х программы о модном тогда у-шу.

Э.Шклярский:
«Все наши песни написаны похищенным у Лао-Цзы методом. По крайней мере, желание заложить некоторую парадоксальность в слова и как можно короче все излагать уходит корнями именно туда. Главное — оставить место для додумывания. Личное ощущение тревоги ли, радости всегда больше характеризует реальность, чем слова.
В песне не главное — конкретика, а главное — создать мир. Важнее — не объяснения-пояснения, а ощущения, которые невозможно ничем описать, как запах…».

Вторая книга — «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше, влияние которой проявилось на одном из самих жестких и суровых альбомов «Харакири». Позже Шклярский посвятит герою книги целую песню («Заратустра» из альбома «Мракобесие и Джаз»).

Сам по себе Шклярский никогда не был шоумэном (как тот же Кинчев) и предпочитал держаться на концертах в стороне, скрывшись за черными очками. Проблему зрелищности он удачно решает, привлекая к выступлениям разнообразных актеров, акробатов и танцоров, а также задействуя оригинальное оформление сцены и разнообразные технические хитрости (например, «указующий перст», «говорящий рот», пиротехническая гитара в форме символа «Пикника», женщина с мигающей грудью и многое другое). Особенно хотелось бы выделить знаменитую «живую виолончель» — девушку с натянутой вдоль тела струной — на которой Эдмунд реально играл в песне «Глаза очерчены углем». Ну и конечно, завывающий «новоегипетский инструмент», изготовленный специально к песне «Египтянин». Видимо, политехническое образование Шклярского не пропало даром.

Среди других — побочных — талантов Шклярского стоит выделить живопись, которую сам автор считает любительской и использует, прежде всего, для оформления альбомов.
Кстати, песня «Фиолетово-черный» родилась из нереализованной задумки написать картину в подобных тонах. Подобный цвет у индусов считается оттенком кожи божества. Не славящийся ли своей любвеобильностью Кришна кружит над «жертвой» в тексте песни?

Из хобби Шклярского известна страсть к коллекционированию всяческой продукции, имеющей отношение к «Пикнику» (так, он долгое время собирал значки). Зная это, поклонники часто передают ему подарки, самым смешным из которых были фабричные (!) трусы (!!!) с надписью «Иероглиф» (тем же шрифтом, что и на диске).

С большим удивлением Шклярский узнал, что его «Пикник» и «Агата Кристи» являются излюбленными группами… садо-мазохистов. Забавно и то, что «Пикник», взращенный на традициях арт-рока, ныне стал плотно ассоциироваться с готик-культурой.

Дети Шклярского тоже поучаствовали в творчестве «Пикника». Впервые маленькие Алина и Стас подпели папе на песне «Два великана». Позже дочка проявилась более серьезно — как автор нескольких текстов («Сердце бьется на три четверти», «Ветер Лилипутов», «Все вокруг боятся радости паяца»).

Статья опубликована в выпуске 26.09.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: