Все изменилось, как всегда, неожиданно. Кажется, что сам дух Рубенса, который творил в Антверпене и домом-музеем которого гордится каждый житель, вдохновил и благословил юных дизайнеров этого города. Шестеро студентов из Антверпенской королевской художественной академии наняли грузовик и поехали со своими коллекциями на Лондонскую неделю моды в середине 80-х. И после показа их коллекций весь модный мир просто ахнул и заговорил о «бельгийском феномене».
Поначалу журналистам было сложно запомнить длинные и непонятные бельгийские имена Walter van Beirendonck, Ann Demeulemeester, Dries Van Noten, Dirk Van Saene, Marina Yee и Dirk Bikkembergs, которые сейчас каждый модник может произнести внятно и без запинки. Поэтому их окрестили «антверпенской шестеркой». С тех пор и началось победное шествие бельгийского дизайна по миру моды, а Антверпен с населением 400 тыс. человек стал новой столицей моды.
Почему же так произошло? Наверное, дело в самих дизайнерах. Бельгийская шестерка — это, прежде всего, Личности с большой буквы, которым нравится делать одежду для личностей. Делать вещи со смыслом и историей, вещи, которые заставляют задуматься. Итак, кто же эти люди, которым поклоняются все, кому надоела мода в ее уже практически массовом исполнении, интеллектуалы и хипстеры, которые переросли поколение?
…Его первая коллекция называлась Sado — так, кстати, зовут и бультерьера дизайнера. Речь идет о Walter van Beirendonck, который делает самые оптимистичные и яркие коллекции из этой своеобразной группировки. Его вещи сделаны с толикой юмора — качество, которое нечасто встретишь в индустрии моды. Парочку Walter van Beirendonck и Dirk Van Saene все чаще называют семьей. Они владеют магазином в Антверпене с непретенцозным названием Walter (Sint-Antonisstraat 12). Этот бунтарский бутик, переделанный из старого гаража, где вместо традиционных вешалок или полок коллекции демонстрируются в металлических кубах и в швейцарском летнем домике из стекла и дерева.
Бутик Walter представляет вещи не только от двух дизайнеров-совладельцев, но и от их собратьев по цеху — таких, как Bernhard Willhelm, Play, Bruno Pieters, Christian Wijnants и японского культового бренда Comme des Garcons. Walter Van Beirendonck, кроме дизайна одежды, делает эскизы костюмов для групп U2 и Avalanches, к фильмам и компьютерным играм и подрабатывает арт-директором бренда демократичной одежды Scapa Sports. Dirk Van Saene занимается разработкой собственных коллекций и помогает товарищу и партнеру по бизнесу.
Что касается другой их подруги по курсу, Ann Demeulemeester, то она не продалась ни одному модному конгломерату и предпочитает не брать денег от крупных корпораций. Ее первую коллекцию полностью купил владелец местного мультибрендового бутика Louis, выставил её на продажу и не прогадал. Теперь у Ann собственный бутик на Verlastraat 38, который не похож на магазин, а скорее всего напоминает арт-салон. Здесь на фоне простых белых стен и деревянных полок выставлены ее черно-белые вещи, о которых сама дизайнер говорит, что это интравертная одежда для интеллигентных личностей. Чтобы разобраться в сплетениях драпировок, застежек, ремешков и прочих атрибутах и деталях ее многоуровневой одежды, явно надо было не прогуливать занятия по сопромату. Раньше ее одежды даже сопровождались инструкцией по эксплуатации, теперь вроде бы поклонники бренда привыкли и сами разбираются. Ее вещи напоминают средневековые коллекции с готическо-гранжевым уклоном.
Дизайнер Dries Van Noten происходит из семьи потомственных портных. Его отец был первым в Антверпене, кто зарегистрировал свою марку — тогда она называлась просто Van Noten. Во флагманском магазине Dries Van Noten под названием Het Modepaleis (Nationalestraat 16) все так же, как было в этом магазине более ста лет тому назад (он был открыт в 1881 году) — ценный паркет, мрамор, мозаика, стеклянный купол. Разумеется, тогда он был просто магазином мужского платья.
Сегодня этот бутик входит в десятку самых модных магазинов планеты по версии британской газеты Telegraph. Мужские и женские коллекции дизайнера занимают тут целых пять этажей. В Париже дизайнер открыл свой бутик только в 2007-году. А вообще, его коллекции отличаются неброской подлинностью — эти вещи, пропитанные тонкой интеллектуальной игрой как бы говорят: «Мы не для того, чтобы вы кого-то поразили, — мы для того, чтобы вам самим было приятно жить». Сам дизайнер называет себя деконструктивистом, при этом именно им был открыт новый тренд в моде — этника, которая теперь шествует по подиумам в течение многих лет.
Имя следующего представителя шестерки, Dirk Bikkembergs, знает каждый, кто хоть раз был в ночном клубе: футболки с огромными круглыми логотипами дизайнера предпочитает золотая молодежь всего мира. Несмотря на длинное бельгийское имя, этому дизайнеру присуще поистине средиземноморское стремление к роскоши: огромные золотые надписи, кристаллы и бархат даже в спортивной одежде привычнее в творениях итальянских дизайнеров. Dirk Bikkembergs даже одевает итальянскую футбольную команду Inter Milan — футболисты принимали участие в его рекламной кампании и показах новой коллекции спортивной одежды и белья. Его мужская одежда — предмет культа для всех спортивных мужчин и просто предпочитающих спортивный стиль в одежде.
Что касается Marina Yee, то в последние годы про нее особо ничего не слышно, кроме того, что она принимала участие в оформлении фешн-номеров в знаменитом бельгийском отеле Royal Windsor Hotel Grand Place. Кроме знаменитой шестерки, из Антверпена и Martin Margiela, самый талантливый и загадочный из современных дизайнеров, и «новая кровь» Veronique Branquinho, и президент Нью-йоркской академии моды Diane von Furstenberg.
Кстати, полезная информация всем, кто является поклонником бельгийской моды. Антверпенская шестерка устраивает распродажи своих коллекций дважды в год. Желаем успеха в поиске вещей, в которых можно выглядеть дорого и при этом интеллигентно!
Ох, Тюфелеву рощу пока можно вычеркивать...