• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Берсенев Грандмастер

Фильм «Механик». Кто способен стрелять в инвалидов?

Что отличает фильмы с участием Джейсона Стэтхэма? Да стремительность, вот что!

Он в чем-то подобен черной пантере, что на бешеной скорости преследует жертву. Правда, пантеры все же волосатые, а наш герой, прямо скажем, обширными зарослями на макушке не отличается. Но это не мешает ему быть пантерой в душе! Не под струей воды в ванной комнате с красоткой, а именно в действии.

В картине же «Механик» ткань фильма видится несколько иная: здесь более спокойный вариант повествования, но что не отнять у фильма — так это динамичной напряженности, как бы эффекта натянутой струны. Зритель ждет следующей сцены с нетерпением и желанием, а это уже признак крепко сбитого сюжета.

Провокационный вопрос звучит в фильме: «Кем надо быть, чтобы выстрелить в человека в инвалидном кресле?» Ну, наверное, таким вот крутым парнем в кожанке, каким предстает в картине Артур Бишоп (актер Джейсон Стэтхэм).

На сей раз он играет киллера, которому поручили убрать лучшего друга. Собственно, режиссер Саймон Уэст сразу, с места в карьер, погружает персонаж Стэтхэма в условия жесткого выбора. И этика киллера, если такая существует (типа не убивать старушек или собачек богатых нуворишей), на сей раз не сработала. Убить инвалида, да еще того, кто передвигается на инвалидном кресле… Это — край.

Понятно, если нужно прикончить злодея с палочкой или тросточкой, в которой тот прячет острый и тонкий кинжал. Можно даже как-то понять, если пришел заказ убрать клиента на костылях. Некоторые даже на костылях способны улепетывать от киллера быстрее лани. Но на инвалидном кресле далеко не уедешь: любой бордюр — и жертва в западне! Рука не поднимется обидеть колясочника.

Сей образ немощного телом участника сообщества киллеров был создан актером Дональдом Сазерлендом (Гарри Маккена в фильме). По поводу работы Дональда можно заметить одно: жаль, что так постарел сам Дональд, хотя хитроватая улыбка его все еще осталась запоминающейся. Ему недолго выдалось участвовать в проекте «Механик», ибо Артур Бишоп не дремелет. Что ж, убить человека с ограниченными двигательными способностями… Ух! Как выяснилось, есть киллеры, что не гнушаются такими заказами. К числу их и принадлежит персонаж Джейсона Стэтхэма.

Не буду скрывать, но авторам картины «Механик» удалось создать в мозгу и воображении зрителя интерес к жестокому, кровавому, но в то же время таинственному и даже где-то притягательному миру умных наемных убийц. Одним из самых ярких персонажей сего мира в картине стала, по моему мнению, как раз фигура второстепенная. А именно выживший киллер, которого вроде как убили, а на самом деле вовсе нет, и с которым у Артура Бишопа/Стэтхэма состоялся ближний бой в условиях замкнутого пространства автобуса. Считаю эту сцену в стиле Джейсона Стэтхэма наиболее восхитительной.

Главный герой фильма в исполнении Стетхэма — киллер, но, черт возьми, это не отморозок 90-х годов прошлого века российского розлива! Этот парень реально умен, более того, он — психолог! Вот почему Бишоп не пошел работать в психотерапевты? Думаю, дело бы пошло: у него есть качество копателя — найти слабость в человеке и использовать ее. С таким талантом лечил бы души Бишоп, а не губил их. Да, согласен, психотерапевту платят много меньше, да и клиенты все сплошь со странностями. Тут и самому недолго «съехать с катушек». Но и у киллера с клиентурой дела обстоят не лучше! Торговцы оружием, наркодилеры, религиозные фанатики, жадюги — все сплошь не совсем нормальные ребята.

По сюжету напрашивается очевидная аналогия с «Леоном» Люка Бессона. «Леон» стал классикой жанра, непревзойденным творением и притчей о жизни киллера. Но там бывалый наемник учил своему ремеслу молоденькую красотку-подростка в исполнении Натали Портман убивать плохих дядек, в «Механике» же девчушку заменил мальчонка. Правда, мальчонка Стив (актер Бен Фостер) здесь бородат, угрюм и пыхтит сигаретами как самовар.

И вообще, Стив больше похож на пьяного портового грузчика, но кому только не приходится становиться убийцей за деньги! Жизнь заставит — и грузчик переквалифицируется в душегуба. Что ж, мальчик так мальчик. Актер Бен Фостер, что сыграл «мальчика для растирки красок» в услужении у киллера, в «Механике» меня удивил именно внешней трансформацией. Эта кепочка «а-ля Лужков» и подчеркнутая брутальность образа повысила мнение о нем как о мастере перевоплощений на экране.

Определенный сюрприз, конечно же, заложен в визитной карточке картины: в названии. «Механик». Джейсон Стэтхэм. Ага, думается зрителю, значится, в фильме герой Стэтхэма пашет в автосервисе, и плохие дядьки вставляют ему куда-то выхлопную трубу. Сердце у него, наверное, работает на бензине, как в картине «Адреналин». И парень носится повсюду, убивая направо и налево, в поисках бензина для своего мотора в груди.

Ан нет! «Механик» — это киллер. Новый подход к понятийному аппарату. «Механик», как шахматист, просчитывает все возможные ситуации наперед. «Механик» талантлив, как своеобразный Кулибин: может не использовать стетоскоп для прослушивания легких пациента с целью установления шумов, а напрочь лишить человека возможности издавать какие-либо шумы вообще.

Как бы хотелось отнести фильм «Механик» к разряду драмы, но сделать этого я не могу. Дело в том, что ни один персонаж картины не вызывает симпатии, и то, что кто-то кого-то там предает да «пускает на лоскуты», нисколечко меня не заботит. Возможно, это детектив-боевик? Уже теплее. Триллер? Не без этого.

Режиссер Саймон Уэст радовал меня ранее именно искрометно закрученным, но достаточно бестолковым экшеном, вроде «Воздушной тюрьмы». Здесь же, в «Механике», Саймон попытался окунуться в некие психологические дебри, однако не думаю, что этот аспект оказался выигрышным. Наоборот, тут больше провала.

А вот сама картина, ее саймоновский градус, ее крепость, если хотите, плюс последняя «рюмка» — изящная концовка — вызывают уважение.

8 из 10.

Статья опубликована в выпуске 27.03.2011

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мне вообще нравится как на Западе уже можно просто, без оглядки на мораль, снимать фильмы про убийц. "Леон", "Механик", про "Американец" вообще молчу, главная героиня проститутка, главный герой убийца. "Отличные" ролевые образы для становления подрастающей личности, есть на кого ровняться. Ладно в США, у них это норма, можно сослаться на то что у них сравнительно маленькая история, не было достойных исторических персонажей про которые можно фильмы снимать, вообще у них процесс становления государственности сопровождался насилием и искоренением одним народом другого. Но такая тенденция характерна в последнее время и для нас. Есть у нас такое глупое стремление перенять все плохое, что есть за бугром. То же слово киллер. Звучит достойно, вполне можно податься. На Руси у представителей этой профессии было другое, отражающее всю сущность их работы название "душегубы".

    Оценка статьи: 4

  • Михаил,

    Заголовок никудышный. Не стоит искать то, чего в фильме нет. Это просто хороший, крепкий боевик. Между прочим, ремейк. Драмой там и не пахло.

  • Марат Хуснияров Читатель 27 марта 2011 в 04:46 отредактирован 25 мая 2018 в 10:36 Сообщить модератору

    ересь...

    Оценка статьи: 1