Екатерина Полякова Профессионал

Как снималась «Бриллиантовая рука»? Малоизвестные факты. Часть 1

Все мы любим этот прекрасный фильм, добрая половина фраз из которого перешла в разряд «народных». Искрометный юмор, тонкая ирония режиссера — фильм прочно завоевал место в сердце каждого, кто хоть раз посмотрел его. Но знаете ли вы, что фильм мог быть совсем другим?

Как снималась «Бриллиантовая рука»? Фото: buruhtan, Shutterstock.com

Идея этого сценария пришла в голову авторам после прочтения серии статей журналиста А. Сахнина в газете «Правда», посвященных борьбе с контрабандистами. В одной из заметок упоминался оригинальный способ провоза ценностей — в гипсе.

Согласно сценарию, сюжет фильма должен был быть таким: простой советский человек Семен Семенович Павлик (потом он станет Тимошкиным и только к выходу фильма — Горбунковым), отправившись в заграничное турне, оказался в центре контрабандистской махинации. В целом сценарий был одобрен, но высказывались и замечания: было рекомендовано сократить сцены с участием управдомши Плющ, сделать более «выпуклой» роль милиции (пропаганда), сократить троицу контрабандистов до двух человек, убрав Малыша.

Договор со сценаристами был подписан в конце марта, а разногласия по сценарию удалось разрешить только в конце декабря.

Кадр из к/ф «Бриллиантовая рука»
Кадр из к/ф «Бриллиантовая рука»
Фото: Источник

Главная роль Горбункова писалась исключительно под Никулина. В «Союзцирке» ему дали отпуск на полгода, чего ранее никогда не делалось. На роль Козодоева пробовался Вицин, на Лёлика — Пуговкин, на роль жены Горбункова — Ия Саввина, на управдомшу Плющ — Клара Лучко и Татьяна Гаврилова.

«Заграничная» часть снималась в Баку, а «город Горбункова» — в Сочи, Адлере и окрестностях Туапсе.

Изначально фильм должен был называться «Контрабандисты», и финал фильма предполагался иным — более лиричным. А именно:

Из подъезда выходит вся семья Горбунковых в обновках, Семен Семенович теперь с двумя загипсованными руками, но вид имеет счастливый. Дети проходят вперед, а Надежда берет мужа под руку и, краснея, тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребенок!»

Также были убраны реплики: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «Партию и правительство оставили на второй год». Причина — политическая.

В монологе управдомши Плющ «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» предполагалось слово «синагога».

В режиссерском сценарии не жена будит пьяного Семена будильником, а на него падает и повисает на шее картина. Идея воспользоваться будильником возникла после серии неудачных дублей — картина не вешалась на шею Никулина «красиво».

«Песня про зайцев» в первых кинопробах исполняется на пароходе. Только перед выходом фильма ее заменили на «Остров невезения», а «Песня про зайцев» перекочевала в ресторан «разбавить пафос».

Помните сцену, где Миронов дает пинка идущему по воде мальчику, который нагнулся за удочкой? Эту роль исполнял сын Никулина. Эта сцена долго не получалась — мальчик падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой, поэтому Гайдай уверил мальчишку, что Миронов просто пройдет мимо. Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а коварный режиссер шепнул Миронову: «Приложись хорошенько!» Дубль получился, а никулинский отпрыск и нынешний гендиректор и худрук цирка на Цветном бульваре кровно обиделся на «дядю Андрея». Оба отыграли эту сцену так натурально, что на Гешино «Спасите! Помогите! Мамочка-а-а!» примчался настоящий катер со спасателями! Эпизод попал в фильм, а звук — вырезан.

Песню «Вулкан страстей» исполнила не Светлана Светличная, а Аида Ведищева, которая пела также в «Кавказской пленнице». Светличная была очень обижена на Гайдая за то, что он не дал ей спеть. Она интересовалась у Нины Гребешковой: «Почему Гайдай не дал спеть своим голосом?» Меж тем в фильме Светличная и говорит не своим голосом, а голосом Зои Толбузиной. Единственная фраза, которую Светличная произнесла сама: «Не виноватая я!»

В съемках «Бриллиантовой руки» принимала участие вся семья Никулина, его жена играла гида в Стамбуле.

Практически все песни к фильмам Гайдая придумал композитор Александр Зацепин. «Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его подумывали выбросить в корзину, но на пробах песню так блестяще спел Миронов, что Гайдай настоял, чтобы ее обязательно включили в фильм.

Сцена падения у аптеки у Миронова получилась с первого дубля, а вот Никулин никак не мог упасть как надо. Изначально предполагалась банановая кожура, потом ее заменили на арбузную корку. Замена не помогла, и в результате вместо Никулина падал Леонид Каневский.

Страшная абракадабра, которой ругается контрабандист — герой Каневского, есть не что иное, как зашифрованное послание тогдашней его возлюбленной, которая стала впоследствии его женой. Если вслушаться, то можно разобрать, как он несколько раз повторяет: «Березина куманит». Березина — фамилия супруги Каневского.

Из всех актрис, пробовавшихся на роль управдомши Плющ, менее всего Гайдаю понравилась… Нонна Мордюкова. К тому же она была не дружна с Андреем Мироновым, считая его «маменькиным сынком». Миронов отвечал ей взаимностью. Если Нонна на съемке неверно произносила фразу, Миронов тут же поправлял ее.

Продолжение следует…

Обновлено 9.03.2017
Статья размещена на сайте 10.11.2011

Комментарии (31):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 25 ноября 2011 в 16:45

    Спасибо, исправили города. читать дальше →

  • александр кошкин Читатель 25 ноября 2011 в 14:28 отредактирован 26 мая 2018 в 13:41

    Екатерина Полякова, добрый день ЕЛЕНА!у вас в статье опечатка,«Заграничная» часть снималась в Узбекистане, а «город Горбункова» – в Крыму.фильм снимался в БАКУ,а не в УЗБЕкистане!

  • Кстати,вариант с "синагогой" есть на пленке,оставили для истории.

  • Андрей Владимиров Читатель 23 ноября 2011 в 11:14 отредактирован 24 ноября 2011 в 13:16

    А вообще Гайдай это просто ГЕНИЙ.

    Оценка статьи: 5

  • Если не ошибаюсь в оригинале сценария брюлики надо было вывозить в одну африканскую страну (так как сам факт ввоза в СССР камней уже смахивал фарсом достойным комедии) для организации там революции. Но с вывозом получилась заминка и СС Горбунковым занялись сотрудники КГБ (Папанов и Миронов) по ходу им так и не удалось снять гипс а в конце они попали все дружно в милицию и были вынуждены рассекретится и слёзно попросить ССГ отдать гипс. Но Гайдая пригласили компетентные органы и мягко намекнули что такой фильм никогда не выйдет в прокат да и вообще в психушках место ещё много для плохо понимающих режисёров и сценарий очень быстро и резко переписали.
    Кстати про "синагогу", если считать артикуляцию с губ Мордюковой она и произносит "синанногу", а озвучка и идёт как "любовницУ".

    Оценка статьи: 5

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 23 ноября 2011 в 07:53 отредактирован 23 ноября 2011 в 07:55

    Статья раскрывает известные трудности "пробивания" хороших идей.Сейчас такой трогательной опёки режиссёров кино не стало, но не стало и идей. Сколько лет назад А.Райкин выдал "программную" реплику ?: "Когда стало можно говорить обо всём, оказалось, что говорить не о чем." Почему при таком разгуле свободы, ничего не создано близкого к этому фильму?
    Я многим предлагал свой "замечательный",густо населённый яркими персонажами сценарий "Дворник", так никто не купился, не повёлся. Кроме того, у меня есть не менее замечательное название фильма "Тревожный сон контрабандиста". Правда,содержания нет, но разве так трудно его накрапать тому,кто в теме? Название взято из "Тамани" М.Лермонтова, также как "Белеет парус одинокий" позаимствовал Катаев(?)

    • Сергей Дмитриев, По поводу названия -одного названия мало, должен быть написанный специальным образом сценарий, синопсис. А кроме того -коммерческое обоснование. Это -минимум.

      • Екатерина Полякова, cколько провалилось в прокате и забылось в памяти в новейшее время фильмов по "специальным образом написанным сценариям, синопсисам и коммерческим обоснованиям"! "Главное, чтоб воля была к победе !",т.е., идея, как у Гайдая. Если её нет, если она вымучена,лёжа на диване под девизом "чего бы мне ещё теперь придумать, о чём ещё теперь мне написать"?, никакие синопсисы не помогут.
        У того же Гайдая много примеров, когда одна строчка, случайная деталь,один эпизод озаряли его на "большие дела".

        • Сергей Дмитриев, есть общие правила подачи сценариев, без их соблюдения никто ваш сценарий даже не рассмотрит, не глядя на вашу волю к победе)))

          А подавать идеи в духе гайдая, надо стать гайдаем для начала.

          • Екатерина Полякова, меня вот и заедает, что"общие правила подачи сценариев" как раз и не дают ожидаемых результатов.
            Треба индивидуальность даже подачи. В чём проблема? "Если хочешь быть Гайдаем, будь им"

            • Сергей Дмитриев,
              "общие правила подачи сценариев" как раз и не дают ожидаемых результатов.
              -нет причинно-следственной связи.

              Треба индивидуальность даже подачи. В чём проблема?
              -если вы принесете сценарий, написанный в блокноте от руки, с вами даже разговаривать не станут. и даже гайдай представлял свои сценарии по требуемой схеме. то как подать заявление в ЗАГС, примерно))

              "Если хочешь быть Гайдаем, будь им"
              -чего ж вы не гайдай? ))))

              • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 23 ноября 2011 в 18:53 отредактирован 23 ноября 2011 в 18:57

                Екатерина Полякова, отвечу Ножкиным: " Старики! Я Шекспир по призванию//Мне ГамлЕтов писать бы, друзья// Но от критиков нету признания//От милиции нету житья". Или
                "Мы метим все в Наполеоны". Вон некоторые "уже в годах" проявляют свои таланты. И Вы, как "жрец искусства",можете привести кучу тому примеров.
                Насчёт причинно-следственных связей не согласен: многое делается именно во-пре-ки(!) общим синопсисам.

                • Сергей Дмитриев, дерзайте, потом расскажете, как у вас приняли сценарий целого фильма без синопсиса))) Я каждый день вижк страждущих, которые под флагом "Вопреки!" штурмуют продюсеров. Увы, пробиваются те, кто принимает правила игры действует в их рамках.

                  • Екатерина Полякова, можете привести примеры шумных успехов фильмов, "сработанных" по всем правилам синопсиса? Чтоб они покорили Канны и др. крепости. Я слышал про режиссёра на З
                    ( Завенягин или что-то близко), он кое-где засветился.
                    Дайте мне наводку, кого бы поштурмовать или займите очередь среди страждущих под транспорантом "Вопреки". ... Из чисто спортивного интереса.

                    • Сергей Дмитриев, давайте разберемся с определениями. Что вы понимаете под "правилами синопсиса"? Для справки: синопсис – это краткое описание содержания сценария.

                      Пожалейте тех, кто будет принимать ваш сценарий, который, возможно, будет весьма объемен. Читать от и до им совсем не надо, если их заинтересует синопсис -они ознакомятся со сценарием. Читать сценарий без синопсиса никто не будет.

                      Все, абсолютно все голливудские сценарии, которые были приняты в производство, подаются с синопсисами, даже от известных сценаристов. Это азбучная истина, как чистить зубы каждый день, как обращаться к врачу, если заболел.

                      Не забывайте так же, что если ваш сценарий будет принят, то будет принят литературный сценарий, потом он будет многократно правиться, пока не получится сценарий режиссерский, поскольку по литературному сценарию снимать практически невозможно. В литературном сценарии как правило много описаний, в киносценарии тщательнее прописываются диалоги, выстраивается четкая пропорция звукоряда и визуального ряда, что невозможно в сценарии кинематографическом. Я вам даже больше скажу: если вы сразу подадите киносценарий (режиссерский), у вас его с вероятностью 99% не примут, поскольку киносценарий не подразумевает полную передачу настроения (что возможно в литературном сценарии), передать атмосферу вашей истории -задача режиссера, вот здесь он основывается на том, что написали вы, но КАК и С ПОМОЩЬЮ ЧЕГО -это задача его и команды операторов.В режиссерском сценарии драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведется по объектам съемки.

                      Кроме того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины фильма, количества объектов съемки, павильонных декораций, количества актёров, организации экспедиций и многого другого. Без этого невозможно рассчитать финансовые затраты на кинопроизводство.
                      Поэтому вам нужно будет еще и убедить производителей, что ваш сценарий, если можно так сказать, экономически сбалансирован.

                      Я вам открою секрет: если внимательно, с точки зрения кинопроизводителя рассматривать сценарий, то "зацепить" могут яркие детали, которые вы вводите в сценарий таким образом, что режиссер не сможет от них отказаться. они же должны быть в синопсисе, который рассматривается в первую очередь. Синопсис должен быть качественно написан, поскольку, повторюсь, читать громадный сценарий без синопсиса никто не будет. Фильм хрономеражем примерно в 1-1,20 час. в только в режиссерском сценарии -это 80-90 страниц. Фильм от 1,5 до 2 часов -это уже 120 страниц.

                      наводку я вам могу дать, но не буду, как минимум по 2 причинам:
                      -если я кого-то рекомендую, то это должен быть профессионал или очень талантливый человек, крайне редко -дилетант, в противном случае страдает моя репутация
                      -я могу помочь контактами (и даже редактированием сценария) дилетанту, но только в том случае, если этот человек принимает все правила и следует им неукоснительно. потому, что он "пришел с улицы" и не знает очень многих тонкостей и подводных камней. иногда его "незамутненность" срабатывает ему в плюс, но это случаи практически хрестоматийные, их единицы. Чаще -это просто легенды и байки.

                      займите очередь среди страждущих под транспорантом "Вопреки". ... Из чисто спортивного интереса.
                      -мои интересы, даже спортивные, всегда лежат в плоскостях, где проигрыш минимизирован, хотя и не исключен. по крайней мере я всегда имею профит в виде опыта, а не противостояния. тем более, я несколько лет работала в кино, еще бОльшее количество времени я правила сценарии. гениальных ни на мой взгляд, ни на взгляд редколлегии замечено не было. они все однообразны, перегружены штампами и написаны по классическим схемам. На сценаристов учатся, если что.

                      Может, пойдете поучитесь, а потом новым взглядом взглянете на свой сценарий, тогда и охота играть не по правилам отпадет.

                      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 24 ноября 2011 в 15:58 отредактирован 24 ноября 2011 в 16:05

                        Екатерина Полякова, Вау ! Куда бы заложить Ваш текст на сохранение? Я уразумел как-будто, что синопсис - это фабула, шпаргалка, реферат, краткий пересказ идеи. Я считаю, что для наживки достаточно синопсиса, его и нацарапать быстрее и пробежать по диагонали. Конечно, в кармане, как фигу, не лишне иметь и б/м внятный текст подробностей.
                        Меня вот и достаёт удручающее безрыбье на экранах и ТВ при всей вооружённости кинознаниями их создателей. Я думаю, Вам будет не трудно привести два-три примера фильмов, которые Вам НЕ понравились как профессионалу.
                        Я очень уповаю на дешевизну производства фильмов по своим синопсисам. Сейчас мода на дорогие спецэффекты и ужастики от нищеты синопсисов.
                        Более того, надА запустить серию фильмов как раз под транспарантом "Вопреки". Съёмки стали вседоступны с появлением видеокамер и сотовых телефонов.
                        И всё-таки мне не ймётся поприставать к кому-нибудь по Вашей наводке, без ссылок на Вас.

                        • Сергей Дмитриев, синопсис пишется по сценарию. Можно сначала написать синопсис с ясным описанием ключевых, на ваш взгляд, моментов.

                          Потом по нему пишете сценарий, сто раз его проверяете и правите самостоятельно (можно привлечь специалистов))), потом правите синопсис. Я написала 2 сценария и поправила неисчислимое количество))), могу сказать, что от первоначального синопсиса остается крайне мало)))

                          важно понимать, что при производстве фильма учитывается тот факт, что сценарий не должен предполагать пустых трат, они и так будут, и могут составлять до 25-30% бюджета (банальные нестыковки, перенос съемок, изменения по ходу съемок, погода, наконец, не та, какая нужна режиссеру). Сценарий по своим изначальным позициям не должен содержать подобных моментов. Для этого так же пишется коммерческое обоснование, поскольку кинопроизводство это не только кино, но и производство, т.е. окупание затрат. Например, вам кажется, что ваш сценарий -это что-то идеальное для интеллигентной аудитории. Это и будет целевой аудиторией. при ринятии решения о производстве по вашему сценарию будет работать толпа маркетологов, которая определит потенциальные прокатные риски: как и каким образом фильм выйдет в прокат (телеэкраны или кинотеатры), в какое время будет трансляция, если это телеэкранизация? неверно подобранное (или единственно свободное) время трансляции способно убить ваш фильм, его попросту не будет смотреть ЦА.
                          Количество съемочных дней -это очень тяжкий момент, потому, что помешать съенмке может все что угодно, даже неожиданно ощенившаяся сука в кустах, где снимается романтическая сцена. 5 минут назад ее не было, а тут она прибежала и... срыв смены, это влет на дневную з/п всей съемочной группы как минимум, включая гонорары артистам и массовке. Поэтому предварительно рассчитывается производственный тайминг на съемки каждой сцены (время подготовки (гримеры, костюмеры, установка декораций, камер и света, ожидание готовности локации), количество сцен в 1 съемочный день (смена -12 часов), к нему плюсуется 5-20% времени "на форс-мажор". При этом общий рабочий тайминг не должен быть запредельным. то, что вы сильно страхуетесь говорить о коммерческой ненадежности вашего сценария. Это серьезный минус. общее время перестраховок не должно превышать 15% от общего тайминга...
                          количество и формат монтажных смен (по 8-12 часов, по-разному бывает). оптимально -нелинейный (цифровой) монтаж. Монтажные программы, тоже, кстати, разные бывают.))
                          Добавьте сюда вопросы драматургии, озвучку (возможно придется привлекать людей), музыкальную редакутуру...

                          Я пожалуй статью напишу, если у вас еще не пропало желание писать сценарии)))

                          Что касается фильмов отечественного производства, мне проще назвать, что именно мне нравится, их немного, увы(((

                          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 24 ноября 2011 в 21:59 отредактирован 24 ноября 2011 в 22:04

                            Екатерина Полякова, спасибо за развёрнутый "синопсис" (который меня очаровал) ответа. Всё это я представлял понаслышке, особенно тягомотные дубли. Меня же удручают своей низкопробностью постсоветские фильмы, "Просто бЯда" - сказал бы И.С. Козловский.
                            Ещё был такой рисовальщик Н.Жуков. Про него я читал, что его рисунки (он ещё В.Ленина много рисовал) одинаково нравятся профессионалам и простолюдинам.Так же и фильмы есть "всеядные". Мой просто "канный" сценарий предполагает вторжения со стороны, я не упёртый в свою нетленку,можно растянуть на 2 серии, добавить персонажей.
                            Пора бы уж проводить фестивали самодеятельных художественных фильмов или с претензиями на то.

                          • Екатерина Полякова, из вашего описания - если съемку назвать проектом и исключить специфические термины ("съемка", "массовка" и т.д.) - то, действительно, обычный производственный процесс с сетевыми графиками, финансовыми/временными/человеческими ресурсами и т.д.

                            Напишите - конечно, интересно узнать кухню изнутри. Мультик был, который мне очень нравился - "Фильм, фильм, фильм".

                            Оценка статьи: 5

                      • Екатерина Полякова, вы так здорово расписали - может и у меня получится . Идея->план сочинения-> сочинение_на_пару_страниц под названием СИнопсис (красивое слово), которое отдается на просмотр. Если положительно - срочно наращивать на скелет синопсиса мясо сценария - и вперед!!!
                        А еще лучше - познакомиться с тем, что там крутился(-лась), чтоб на каждом этапе давал(-а) полезные советы .

                        Оценка статьи: 5

                        • Юрий Лях, спасибо, но несколько не так.

                          идея-план сочинения-литературный сценарий-правка сценария, подгон под киносценарий-синопсис.

                          Синопсис подается ВМЕСТЕ со сценарием. Синопсис должен быть написан так, чтобы захотелось прочитать сценарий.

                          Вообще, советую пойти поучиться -это вернее.

  • Все наверное помнят заключительный аккорд в фильме - ядерный взрыв.
    Автор вроде не объяснил причину его появления.
    Все дело в том, что в картине было много эпизодов, которые цензура бы не пропустила. И тогда Гайдай придумал гениальный ход - вмонтировал этот взрыв. Внимание комиссии сосредоточилось на последнем эпизоде и все остальные моменты были забыты. По всей видимости он знал Штирлица "Запоминается последняя фраза".

  • Очень интересно

    Оценка статьи: 5

  • Обожаю фильм, обожаю всех актеров, Нового ничего не узнала, но все равно с нетерпением буду ждать продолжения !

    Оценка статьи: 5

  • Одна только фраза: "Руссо туристо - облико морален.."- любимая для русских за рубежом.
    Большое спасибо за публикацию.

  • Михайленко Элла Читатель 21 ноября 2011 в 07:24 отредактирован 26 мая 2018 в 13:57

    "город Горбункова" - Сочи.

  • "Заграничная" часть снималась в Баку, а не в Узбекистане.

    • Елена Кузьмина, ""Заграничная" часть снималась в Баку, а не в Узбекистане." - в статье написано:"Сцена снималась в Баку." Правда, и об Узбекистане выше упоминается.

      Оценка статьи: 5

  • Не представляю себе управдомшу -- не Нонну!
    И Пуговкина Лёликом!

    Оценка статьи: 5

  • Сколько новой и неожиданно интересной информации я узнала о любимом фильме. Спасибо. Буду ждать продолжения.

    Оценка статьи: 5