• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Белый Дебютант

Чудо Рождества: сказка начинается?

Традиции празднования Рождества уходят в незапамятные времена дохристианской эпохи. К тем далёким временам, когда и сам Христос ещё не родился. О праздновании этого торжества до нашей эры, — то есть до Р.Х. — имеются многочисленные свидетельства практически у всех народов во всех частях cвета…

Subbotina Anna Shutterstock.com

Языческое происхождение Рождества прослеживается во всех его атрибутах: празднично украшенные жилища и наряженная ёлка, которая символизирует в христианстве вечнозелёное Райское Древо; свечи — «символ Христова Учения» и конечно же, подарки — в подражание волхвам, которые принесли дары Богомладенцу… На протяжении многих веков и тысячелетий именно в эти дни свершались определённые ритуалы, которые сегодня принято соотносить с рождением Иисуса Христа, «Света Истины».

Но даже если полностью отбросить внешние проявления этого праздника, всё равно в нашей душе этот непродолжительный период времени, около двух недель от 25 декабря до 7 января, воспринимается как-то по-особенному. Всё равно интуитивно чувствуется какое-то необъяснимое волшебство, оно как бы пробивается изнутри. А всеобщее ликование, связанное с рождением Спасителя, и повсеместно сопутствующие этому событию карнавалы, маскарады, ряженья наполняют нашу жизнь феерией волшебства и магией перевоплощения…

Кто же родился в этот день?

Христос, Гор, Ра, Озирис, Митра, Гелиос, Аполлон, Бальдр, Кетцалькоатль, Коляда, Святовит… Кто он, наш сегодняшний виновник торжества? Чей День Рожденья мы отмечаем? И кого нам предстоит поздравить?..

Чтобы верно ответить на эти вопросы, нам необходимо сначала оглянуться назад, в историческое прошлое, затем посмотреть вверх, на звёзды, а потом пристально обратить свой взор вглубь себя — в свой собственный внутренний мир.

Рождество Христово, традиционно отмечаемое 25 декабря, выпадает на третий день после точки зимнего солнцестояния, когда язычники отмечали рождение непобедимого Бога-Солнца. Этот день является концом старого и началом нового цикла. По представлениям наших предков-славян, в это время нарождается Коляда-Сварожич, поворачивающий Коло Сварожье на весну. Коло — это круг. Календарь — это годовой круг, «Коляды дар».

Рождается новый свет. Новые планы, новые надежды…

Между днём рождения Солнца, днём рождения человека и встречей Нового года существует важная аналогия: наш обычай желать имениннику в его день рождения всего самого наилучшего, произносить тосты за праздничным столом и обычай загадывать желания в новогоднюю ночь — не что иное, как закладка новой программы. Народная мудрость: «Как новый год начнёшь, так его и проведёшь».

Важно отметить, что Новый год не является вымышленной календарной датой — это на самом деле реальное астрономическое событие. У времени, не имеющего ни начала ни конца, всё же есть особенность периодически обновляться. И обнуление времени, обнуление «отработанных» циклов происходит не 1 января, а в полночь даты зимнего солнцестояния.

Всё в нужный момент!

Таким образом, Рождество — это не далёкое событие 2000-летней давности. Это со-Бытие, переживаемое всеми нами прямо сейчас. И от того, как мы отнесёмся к нему, зависит предстоящий год.

В эти часы рождается наш Внутренний Свет. Но пока что наш духовный «младенец» слишком слаб и уязвим. В это время он нуждается в нашей «родительской» поддержке — радении. Вот почему особенно важными для духовного роста наши древние предки считали первые 12 дней со дня его рождения. В это время, как никогда в другое, мы вправе рассчитывать на Чудо.

Неслучайно ведь во многих сказках чудеса перевоплощения случаются в полночь. Это мистическое время. На космических часах полночи соответствует момент зимнего солнцестояния. Это дата является точкой отсчёта нового астрономического года. Все древнейшие языческие культы отмечали эту дату как день рождения бога-Солнца и отсчитывали от неё первые 12 дней. Считалось, что это особые дни, каждый из которых символизирует 12 месяцев наступающего астрономического года. Это дни, преисполненные какого-то важного сакрального смысла. В народе они называются «святочными».

12-дневный период от Рождества до Крещения, или Святки, это период, когда вновь рождённый солнцемладенец готовится к обряду инициации — посвящения себя Всеединому Богу. И наши древние предки брали пример с Солнца, чтобы также обрести милость Бога.

Что делать?

(Классика духовного жанра)

В течение всех этих 12 дней по Рождеству нужно взращивать в себе лучшие духовные качества, культивировать абсолютную безусловную любовь и чувство личной ответственности. Проявлять сострадание к окружающим. Не обижать и не обижаться, ни с кем не ссориться. Быть сочувственным и щедрым. Простить своих близких и, прежде всего, себя. Простые истины…

Святки считались лучшим временем для того, чтобы наладить контакт с собой и Богом. Но прежде всего, это время специально было создано для того, чтобы человек смог решиться полюбить себя. Даже сама погода и весь тогдашний образ жизни полностью способствовали такому решению.

Зимой внешняя жизнь замирает. На улице трещит мороз, идёт снег, и человек, которому не нужно было бежать (по тем временам) на работу, естественно углублялся в свой внутренний мир, чтобы добыть в нём искру живого огня. Человек мог пообщаться с Богом наедине и войти в естественный ритм Природы, начав жизнь в гармонии со Вселенной.

***

Солнце, подобно Христу с 12 апостолами, проходит годовой цикл по 12 зодиакальным созвездиям. Годовой круг, состоящий из 12 месяцев, — это символические часы с циферблатом из 12 чисел.

Давайте же поскорее, не теряя ни секунды нашего драгоценного времени, сверим наши часы. Смотрите! На символическом годовом циферблате — космическая полночь. Быстрее загадывайте свои сокровенные желания — и пусть они непременно сбудутся в наступающем новом году!.. С Новым годом и Рождеством… И пусть это Рождество станет вашим личным праздником!

Статья опубликована в выпуске 7.01.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (53):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Cпасибо Владимир !

    Научные знания светского характера не раскрывают к сожалению всё величие и безграничность Иисуса Христа.
    Это чудным образом раскрывает Святое Писание и только Святое Писание, Богодухновенное ! Аллилуия !

    Святой апостол Павел чётко написал о Нём как о Боге и человеке: Отцом " ... возлюбленного Сына Своего,в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, --все Им и для Него создано;и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
    И Он есть глава тела Церкви; Он--начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ...".(Кол.1:13:18).

    См.Святого апостола и пророка Иоанна."В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...."(Ин.1:1-3). Это превосходит всякие сказания и легенды. Они лишь умоляют Бога-Сына. Но говорят о человеке Иисусе Христе (родившегося от девы Марии). Читаем у великого пророка Исайя,сказанное им Духом Святым за семь с половиной веков до рождения Иисуса Христа(плотского) как человека."... се, Дева во чреве приимет и родит Сына,..." (Ис.7:14).
    Да это чудо рождение Христа в облике человека. Но Он Бог изначально, а потом только человек,искупитель всего человечества ,грехов (на Голгофе) и Спаситель всех, которые примут Его в сердце своё и родятся свыше (одухотворятся и станут подобны Ему, (духовно) Его удел и святое наследие - церковь Христа, тело Его),которым уготовано Царство небесное, куда восхищён Иисус воскресший в теле,но "сущий" - вечно!
    С рождеством Христовым всех-всех, возлюбленные Богом. Аллилуия !!! Слава Богу !!!

  • Ольга Логинова Читатель 8 января 2012 в 22:30 отредактирован 26 мая 2018 в 14:16 Сообщить модератору

    Спасибо.Вы правы, пришло время думать о душе,меняться,а не спорить кто из нас лучше и достойней.В этот период энергетика вселенной этому благоприятствует.

  • "...Может, есть кто ещё ЖИВОЙ? Ау, смелые!"
    А все остальные, стало быть, мертвецы? Или мертвецы - все те, кто вам не рукоплещет? Ну да ладно, Бог нас рассудит.
    Меня же, христианина, (принявшего крещение в 1992 г. в советские времена) статья возмутила! Что-то господин смельчак не написали-с ни о том, с кем ассоциируются Аллах и Мухамед, пророк его!.. А почему? Да потому, что очень велик шанс, что сего борзописца братья-мусульмане так поучили бы уму-разуму, что всю оставшуюся жизнь (если бы оная осталась) "нужду справлял" бы, где-попало.
    А Православие... О Боже!
    "Кто же родился в этот день?
    Христос, Гор, Ра, Озирис, Митра, Гелиос, Аполлон, Бальдр, Кетцалькоатль, Коляда, Святовит", ну и что из этого?
    Давайте туда же Баала и Веельзевула, Астарота и Молоха...
    "И пусть это Рождество станет вашим личным праздником!"...
    Так не сочтите за труд, уточните... чьё-с???
    Поражает, сколько же ненависти у людей к Православию и православным христианам. Местами - оголтелой, местами - завуалированной, но суть-то от этого не меняется...
    Что-то другие конфессии не трогают, а на Православие уже столько помоев вылито, а всё-то угомониться не можете?!
    Ну чтож, "запредельный куратор" может гордиться "ученичками"...

    • Игорь Кулинич,да где же Вы вычитали в статье "ненависть к православию"? Похоже, что Вы узрели лишь отражение собственного неуёмного гнева и ненависти ко всем неправославным...Да и родился Христос не только для православных, но и для прочих христианских конфессий, однако Вы обиделись только за православных. "Пред лицом Господа несть ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного...", - помните ли Вы эти слова апостола Павла из его Послания к Колоссянам?
      Успокойте свой гнев и смирите гордыню - ведь это смертные грехи!

      Оценка статьи: 3

      • Игорь Кулинич Читатель 8 января 2012 в 21:32 отредактирован 26 мая 2018 в 14:16 Сообщить модератору

        Евгения Комарова, в физике есть понятие "критическая масса". Проще говоря - последняя капля, переполнившая чашу.
        Вот такой последней каплей (вкупе с оплёвыванием Православия в СМИ и восхвалением врага рода человеческого) и явилась данная статья для меня.
        Да что там СМИ - даже в нашем городе, будущей олимпмйской столице, есть целые организации просатанистического толка. Есть ковен (сиречь "молельный дом") сатанистов! Ну демократия, ну что с неё возьмёшь...
        Вы, стало быть, моё искреннее возмущение истолковали как гнев и гордыню? Что ж - каждый видит то, что хочет видеть.
        Вы напомнили мне слова Святого Евангелия? Что же - и я напомню Вам, что: "Можно удержаться на одном уровне добра. На одном уровне зла - ни-ког-да". А "заигрывание с чёртиком", всегда такое безобидное с виду (и по началу), ещё НИКОГДА добром не кончилось. Впрочем - выбор за Вами. Меня (этакого гневливца и гордеца) Вы явно слушать не будете. А вот спросить бы Вас: "Когда последний раз исповедовались и причащались?".

        • Добрый вечер, Игорь!
          Моя статья не противоречит ни догматам Православной Церкви, ни мнению батюшек - мнение о том, что Рождество Христово соотнесено с языческой традицией, воспринимается ими как исторический факт. Вы можете убедиться в этом, прочитав статьи православных учёных и исследователей. Например, статью дьякона Андрея Кураева "В каком году от Рождества Христова родился Христос?" (её легко найти в интернете). Есть на эту тему и множество книг, изданных по благословению Отцов Церкви.
          Своей статьёй мне просто хотелось напомнить себе и всем, кто отмечает Светлый Праздник Рождества, что это событие - внутреннее. В этот праздник мы как бы соприкасаемся с вечными ценностями, присущими каждому человеку. Божественная Искра, которая заложена нас Богом, нуждается в нашем внимании независимо от вероисповедания. Существуют ведь и Вечные Ценности, до которых в водовороте привычной будничной суеты у нас не всегда доходят руки...

  • спасибо, за то, что просвещаете народ) а зомбированные христиане всегда будут чем то недовольны.

  • В августе,Сентябре-ли, когда ночи становятся длиннее дня, в депрессию не впадаю,как это бывает у многих.Знаю,что 25 декабря рождение нового дня.Жду с благоговением. Интуитивно или нет, не знаю(скорее всего да). Статья соответствует моим мироощущениям!

  • Весьма банально. Так, посредственно - ради праздничка.
    Мало прописных буков, что жадничать-то было.

  • Какая сказка?.. Сказки мы создаем себе сами в меру своего воображения.

  • Жанна Горина Жанна Горина Читатель 7 января 2012 в 16:17 отредактирован 7 января 2012 в 16:19 Сообщить модератору

    > "Языческое происхождение Рождества прослеживается во всех его атрибутах..."

    Дорогой автор, а не могли бы вы свои слова подкрепить ссылками? Многое, что вы привели в качестве иллюстраций на пародию Рождества Христова до воплощения Сына Божиего, вызывает сомнения. Да, не спорю, и языческому миру давались интуиции о грядущем Спасителе мира, но все же не до такой степени. Так подтянуть к прошлому могли только задним числом, когда уже открылось настоящее. Более важный вопрос: для чего были нужны эти интуиции и пророческий образы, зачем послал их Господь народам пребывавшим во тьме язычества? Ответ очевиден, чтобы языческие народы приняли Христа, как своего Спасителя и отвергли своих идолов.

    • Владимир Белый Владимир Белый Дебютант 7 января 2012 в 16:52 отредактирован 7 января 2012 в 17:16 Сообщить модератору

      Полностью согласен с Вами, Жанна! Могу, например, порекомендовать замечательную статью Андрея Кураева об истории Рождества на его сайте azbyka. ru "В каком году от Рождества Христова родился Христос?".
      Рождество Христово - событие не столько календарное, а, скорее, духовное. И особо хочу акцентировать внимание на том факте, что под образом языческого народа в Православии часто подразумевается наше сердце, которое должно отвергнуть своих идолов и принять "Солнце Правды Божественной Любви".

      • Владимир, у меня впечатление, что статья и комментарии написаны разными людьми. Где вы настоящий?

        • Галина, смысл Рождества Христова можно выразить одним предложением: "торжество (победа) Сил Света над силами тьмы". Всё просто и ясно. А все кажущиеся противоречия различных религий видятся только при неглубоком и поверхностном их рассмотрении. Я не хочу противопоставлять язычество и христианство. Тем более что при внимательном рассмотрении может оказаться, что язычники исповедовали веру в Единого Бога Живого, а христиане продолжают церемониальную (ритуальную) практику, как это делали язычники... "Платон (Сократ) мне друг, но Истина дороже!.." В своей статье я рассуждаю и никого не учу, я не хочу обидеть ничьи религиозные чувства. Я уважаю Ваше мнение, Галина. Пожалуйста, уважайте моё. Вас это ни к чему не обязывает

          • Владимир Белый: "Я не хочу противопоставлять язычество и христианство".

            А разве язычники когда-нибудь Христу поклонялись? Они идолов чтили за богов и им до ныне служат, но до прихода в мир Спасителя им это прощалось, ибо Бога истинного не знали. Не был Он им открыт. Теперь же оставаться язычником, равносильно тому, что отвергнуть Христа и отвернувшись от истинного Света, опять обратиться во тьму. Кстати язычники отличаются от всех иных верующих тем, что у них нет единого Бога, а целый пантеон богов. Т.е. у них многобожие. Это одно уже есть мерзость перед Богом: "Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим." - гласит первая заповедь Бога. Уравнивание всех религий, это есть ничто иное, как обратиться опять к язычеству.

            • Владимир Белый Владимир Белый Дебютант 7 января 2012 в 20:23 отредактирован 7 января 2012 в 20:40 Сообщить модератору

              Жанна,
              Мы плохо знаем язычество, и это понятно: вера язычников сознательно демонизировалась. Но хуже всего, однако, то, что мы в большинстве своём именующие себя православными, не знаем истории христианства. Мы привыкли мифологизировать всё, во что мы верим, - своё хорошее и "ихнее" плохое. Традиция! ;)
              Христос дал Заповедь Любви - и она начинается с примирения в сердце своём.
              Когда люди осуждают ближнего своего за веру, в подсознании "благочестивого" появляется фраза "Убей неверного!". И невдомёк большинству из нас, что это на самом деле звучит обращение к нашему неверному уму, и не касается другого человека...

  • Евгения, согласна с вами. Забавно, что автор позиционирует себя как Журналист, писатель. Автор книг на темы духовного роста, эзотерических исследований и органического (природного) земледелия. Неприятно, что этот опус опубликован в Рождество Христово.

    • Галина Резапкина,
      Этот "опус" опубликован в Рождество для того, чтобы поздравить всех нас с действительно светлым и по-настоящему волшебным событием, призванным объединить людей в духе мира и любви. Этот материал размещён здесь не как комментарий к Евангелиям. Его цель - показать, как всё-таки мы близки, и от нашего дружеского отношения друг к другу зависит вся наша дальнейшая жизнь...
      В любом случае, мне интересно мнение размышляющих и неравнодушных людей, таких как Вы, Галина! Этим материалом я хочу пожелать всем нам, чтобы Свет Истины воссиял в наших сердцах и пробил мрак сомнений, так же как Рождество Христово рассеивает тьму невежества!
      Популярный христианский афоризм: "Христос мог хоть тысячу раз рождаться в Вифлееме, - но это бессмысленно, пока Он ни разу не родится в вашей собственной душе!.."

  • Любопытная заметка - для тех, кто настолько мало читает, что до сих пор не был "в курсе" такого достаточно общеизвестного факта, что многие большие христианские праздники, в том числе и Рождество, "приурочены" к традиционным языческим празднествам, и многие обряды, котрыми эти праздники сопровождаются, остались языческими, приобретя христианскую символику. Рождество и масленица (или западноевропейские карнавалы) - пожалуй, самые яркие примеры такого взаимопроникновения верований и обрядов.
    Всё было бы вполне мило и занимательно, если бы автор не пошёл по стопам самозваного лингвиста М.Задорнова, произведя слово "календарь" от "Коляда" и "дар". Общепринятую латинскую этимологию этого слова любой желающий может сам найти(гугль ему в помощь!), а вот автору не мешало бы знать, что в руском языке допетровской эпохи слова "календарь" не было, а было - "чисельник". Оставили бы в покое всяческие любители "сногсшибательных" открытий хотя бы великий русский язык!

    Оценка статьи: 3

    • Владимир Белый Владимир Белый Дебютант 7 января 2012 в 13:57 отредактирован 7 января 2012 в 14:04 Сообщить модератору

      Евгения Комарова,
      Спасибо за конструктивное замечание! Действительно, я "пошёл по стопам" Задорнова, написав что календарь это "Коляды дар". Но не потому что считаю, что латинское слово "календарь" произошло от этого словосочетания. Я просто привёл цитату современных неоязычников, взяв её в кавычки. Как филолог, серьёзно изучавший этимологию, я не могу настаивать на таком варианте происхождения слова "календарь". И, обратите внимание, в тексте статьи я такого не утверждаю! Тем не менее, не стоит игнорировать этимологическое родство этого слова с именем Коляда... ;)

  • Спасибо за интересную и познавательную статью!

    Оценка статьи: 5

    • Галина, благодарю за Ваш интерес к статье. Тема Рождества действительно интересная! Этот Праздник как бы специально создан для того, чтобы мы могли отвлечься от ежедневной суеты и углубиться в свой внутренний мир... Не праздное любопытство и не манипуляция фактами, а попытка понять внутренний смысл этого Праздника...

  • Статья понравилась. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Михаил Павленко Читатель 7 января 2012 в 05:55 отредактирован 26 мая 2018 в 19:54 Сообщить модератору

    Да, занимательная статья. Спасибо автору.

  • Статья хорошая.А вы знаете почему такая путаница в отношении рождества? а после никейского собора.Рождество действительно было в апреле а на соборе в знак примирения религиозных распрей объединили с язычеством.

    • Вячеслав Филиппов,
      В истории религий (кстати сказать, весьма тёмной, потому что много раз отредактированной на предмет полного соответствия правящей идеологии) накопилось много "странностей". Это значит, что мы должны смотреть ВГЛУБЬ явлений, обращая внимание на их эзотерическое (причинно-следственное) значение, а не внешнюю форму.
      Христианство "объединили" с язычеством, потому что у них на самом деле больше общего, чем различий. Зато сегодня почему-то принято говорить о том, что язычество устарело... А христианство, получается, "более прогрессивно". Конечно же, это идеологический миф.

  • Забавно... А еще я где-то читал, что первобытные люди были христианами, только они об этом не знали.

    • Вячеслав Старостин, что-то... как-то... христа еще не было, а христиане были?

      • Александр Недошивин, мне кажется, Вячеслав так деликатно иронизирует на этим пассажем: Традиции празднования Рождества уходят в незапамятные времена дохристианской эпохи. К тем далёким временам, когда и сам Христос ещё не родился.
        Как традиции празднования Рождества Христова могут уходить во времена дохристианской эпохи? Вы сами хоть поняли, что написали? Статья - мешанина обрывочных псевдорелигиозных сведений, некая умственная окрошка. Поэтому можно прогнозировать ее успех у определенной категории читателей

        • Владимир Белый Владимир Белый Дебютант 7 января 2012 в 13:43 отредактирован 7 января 2012 в 13:47 Сообщить модератору

          Уважаемая Галина,
          спасибо за Ваше мнение.
          Воспринимая Христа всего лишь исторической личностью, жившей в определённый период времени, явившейся и исчезнувшей, не дожив до наших дней, мы делаем большую ошибку. Христос, "Свет Истины", - это принцип Жизни, существующий вечно и изначально. Рождество Бога-Солнца отмечали все народы, почитая его под различными именами! Славянский Коляда, египетский Озирис, так же как и Христос, рождённые в одну дату, подразумевают одно и то же явление. Истина многолика, и иногда может выглядеть как "умственная окрошка" ;)

          • Владимир Белый, Христос, согласно Евангелиям, не родился в конце декабря. Он родился в еврейском месяце нисан, в канун Песаха. Дату празднования Рождества, как и многие другие христианские догмы, установил (я бы сказала, недоброй памяти...) Никейский Собор в 4-м веке после рождества Христова, совместив её с языческим празднованием рождения Бога-Солнца, чтобы привлечь язычников к христианству.

            Оценка статьи: 3

            • Владимир Белый Владимир Белый Дебютант 7 января 2012 в 14:14 отредактирован 7 января 2012 в 14:16 Сообщить модератору

              Евгения Комарова,
              Это умозаключительная теория! Если бы в Евангелиях была указана дата Рождества в месяце Нисан, то никакой Никейский Собор не установил бы дату, противоречащую Евангелиям. Мне знакомо это предположение, но это не более чем умозаключительная теория.
              А уж если Вы ссылаетесь на Евангелия как на первоисточник, пожалуйста, укажите, в каком конкретно месте указана дата Рождества Христова. (По всей видимости, Вы вообще не читали Евангелия, а судите о них. Извините за прямолинейность)

      • Владимир Белый Владимир Белый Дебютант 7 января 2012 в 12:23 отредактирован 7 января 2012 в 13:24 Сообщить модератору

        Александр Недошивин,
        Да,действительно, это кажется забавным. Но всё именно так и было. Христос - на самом деле принцип. Можно даже сказать природное явление. А как это явление называть - выбор во все времена у всех народов был весьма велик.
        Христос - "Свет Присносущный", то есть существующий вечно, изначально.