Картина Джона Ли Хэнкока не была осыпана наградами американской академии, но всерьез претендовала на главный приз в категории «Лучший фильм года». А исполнительница главной роли, актриса Сандра Буллок, даже покинула церемонию в обнимку с первой в своей карьере золотой статуэткой. Причины столь пристального внимания к пафосной и претенциозной драме, снятой по мотивам реальных событий, находятся на поверхности. Благополучная Америка в очередной раз доказала самой себе, что жизнь прекрасна.
…В благополучной и престижной частной христианской школе появился новый ученик. Стоптанные кеды темнокожего переростка по прозвищу «Большой Майк» вызывают недоумение у одноклассников, а его манера рисовать на обороте контрольных тестов становится главной темой пересудов в учительской. Виновник торжества благодетели — тренер местной футбольной команды, который повелся на щедрые обещания бывшего опекуна Майка. Действительно, такой здоровый детина не может не иметь успеха на спортивном поприще. Правда, по правилам школы допуск на поле имеют только те, кто при этом неплохо учится. А Майк, хоть и не аутист, но желания вливаться в процесс обучения не проявляет.
Спасает ситуацию благополучная семья Туи, номинальная глава которой, домохозяйка Ли Энн, приглашает безропотного юношу переночевать на шелковых простынях ее пригородного особняка. Семейство Туи, владеющее сотней ресторанов быстрого питания, имеет вес само по себе и на школьно-спортивном поприще в частности. Увидев то, что не видели другие, Ли Энн продолжает верить в мальчика, которому жизнь успела уже основательно подгадить. Незаметно Майкл Оэр становится частью семейства Туи, получает личного репетитора, права (водительские и прочие) и даже возможность проявить себя в спорте, где он закономерно становится звездой. Такая нежная и трепетная любовь не могла не стать залогом большого, почти грандиозного успеха…
Американцы не любят незаконченных фраз. Это французы могут вырвать пласт человеческой души, рассмотреть его под микроскопом и снова выкинуть на обочину. В Голливуде, где по-прежнему сильны принципы великой американской мечты, история должна заканчиваться на мажорной ноте. Зритель просто обязан умиляться счастью главных персонажей, достигнутому ценой эмоциональных потрясений и разрывов шаблонов. А эти лягушатники пущай продолжают драматизировать.
Временное помутнение рассудка семейства Туи — это реальная история, а не какой-то там плод воспаленного воображения. Потомки рабов, усиленно махавших веслами на галерах и обслуживавших плантации, сегодня ублажают белую публику, разбивая носы и ломая кости на футбольном поле. За выход на гладиаторскую арену нужно побороться с детства. Хорошо питаться, быть примерным членом общества, учиться на одни пятерки и вызывать умиление у среднего класса арийской… простите, американской расы своими поступательными успехами. Майклу Оэру, можно сказать, свезло. Попав в струю, он стал примером для остальных. Теперь каждый может утверждать, что в США народ и президент едины в своем стремлении попрать колониальные замашки и расистское прошлое.
Лента Хэнкока бьет не в мозг, но в сердце. Тем же, кто привык при просмотре включать серое вещество, многие моменты покажутся фантастическими. Начиная с приема в белую школу негра без рекомендаций и заканчивая сердобольной семейкой, приютившей здоровенного увальня на полный пансион. Зритель словно заглядывает украдкой в некую параллельную реальность, где пушистые «белоснежки» увещевают гангстеров с пол-оборота, отчуждаются от собственных гламурных друзей и подруг и плывут против течения, сталкиваясь лбами с буйками и волнорезами. И если вы всерьез полагаете, что наличие у истории реальных прототипов что-то в корне меняет, то вам пора к психиатру.
Киноакадемия на провокацию не повелась. Несмотря на номинацию, ленту Оскаром обделили, закономерно отдав победу более серьезному, хотя тоже неоднозначному проекту Кэтрин Бигилоу «Повелитель бури». Праздник случился лишь на улице Сандры Буллок, которая обошла на повороте Хелен Миррен и Мерил Стрип. И здесь, скорее, сработала схема «лишь бы отвязались», ибо совсем обделить вниманием кассовый хит жюри не могло. Забавно, что Буллок в том же году поимела Золотую малину за комедию «Всё о Стиве». И здесь возникает вопрос: может ли звезда одновременно быть и лучшей, и худшей? Или же, сыграв саму себя, она была убедительна в одном контексте, а в другом — пародией на актрису? Лично мое мнение насчет Буллок после просмотра «Невидимой стороны» не пошатнулось. Намного интересней она смотрелась в другом оскаровском лауреате — «Столкновении», но то дела минувших лет.
Возведенная в статус национальной проблемы толерантность богатых белых людей к бедным угнетаемым неграм стала красной тряпкой, коей в кадре «Невидимой стороны» машут все, кому не лень. Этот умело скрытый пафос куда опаснее и наглее, нежели туповато-прямолинейные по форме и выражению воззвания к совести нации, звучащие в официальных агитках и военно-патриотических блокбастерах. Конечно, авторы сделали все возможное, чтобы вызвать у зрителя жалость к Большому Майку, чья судьба не тронет только самые ожесточенные сердца. Но вот в искренность эмоциональных порывов остальных персонажей верится если не с трудом, то урывками. Игра в «верю — не верю» продолжается на всем протяжении фильма, что никак не может не сказаться на общем послевкусии.
И все было бы не так обидно, если б Хэнкок умудрился втиснуть в свое творение хоть капельку интриги. Понятно, из песни слов не выкинешь, и придумывать за семейство Туи было бы неправильно. А то потом исками закидают за искажение реальности. Но высосанные из пальца конфликты, откровенно скучное повествование и явный замах на Оскара превращают потенциально острую социальную драму в потешный карнавал резиновых масок. Каждый герой вызывает именно те чувства, которые должен. Амбиции и социальная позиция домохозяйки — уважение, дети — умиление, Большой Майк — вкрадчивые выделения в области глаз. Но на этом пути нет острых камней и глубоких впадин. Нет надрыва чувств, ярости, праведного гнева или депрессии. Обильно смазанные лыжи несут спортсмена к финишу, и нет ни единого повода усомниться в его победе. А как бы хотелось.
Противники Голливуда воскликнут, что, мол, чего вы ждали? Американцы снимают кино для американцев за американские деньги. Но почему тогда «Красота по-американски» Сэма Мендеса вызывает обостренное чувство тоски и понимания? Почему «Американская история Х» дает пищу для разговоров? Видимо, дело не в том, кем и для кого, а в умении и желании не просто пустить пыль в глаза, а раскрыть тему со всех сторон. А это у бывшего сценариста картины Клинта Иствуда «Совершенный мир» не вышло.
Весь современный мир уже давным-давно избавился от слова "негр" в своем лексиконе. Только в России это слово все еще в обиходе. Полный капец. А на дворе уже 2012...
0 Ответить
Инна Сидорова, современный мир уже давным-давно избавился от слова "ниггер" в своем лексиконе. А в России это слово не тождественно слову "негр" и тоже не употребляется приличными людьми.
0 Ответить
Барак Обамович, залогиньтесь, пожалуйста
0 Ответить
Удовольствие от слога, даже если не видела фильм и не слышала о нём.
Оценка статьи: 5
0 Ответить