Пока наша законодательная власть активно обсуждает вопрос о доступности оружия в стране, опыт зарубежных коллег «как бы намекает», что палка-то о двух концах. И в определенный момент, когда чаша терпения отдельно взятого гражданина переполняется, дело не ограничивается банальной руганью в парадной, а высказанные вслух или мысленно пожелания скорейшей смерти обретают материальную форму.
…В жизни Фрэнка наступила темная, жирная, беспросветная полоса негатива. Его сосед, вечно запирающий скромный седан Фрэнка своей спортивной тачкой, устраивает по вечерам разборки за стенкой. С работы трудолюбивого служащего увольняют с подачи грудастой секретарши, коей Фрэнк оказывал робкие знаки внимания. Бывшее семейство старается «воскресного папу» избегать. И в довершение картины у Фрэнка обнаруживается злокачественная и неоперабельная опухоль в мозгу. В общем, жизнь удалась.
Человек, коему нечего терять, способен на самые непредсказуемые поступки. Устав от бесконечной грязи в телевизоре и в реальности, Фрэнк берет свой пистолет и отправляется вершить правосудие. Первой жертвой его ненависти становится капризная и гламурная школьница, терроризирующая своих богатеньких родителей. На этом этапе мужчина знакомится с неправильной девочкой Рокси, которой тоже осточертела несправедливость вокруг. Вместе новоявленные Бонни и Клайд колесят по Америке на угнанной тачке и «мочат в сортирах» всех неугодных, начиная от бессовестных посетителей кинотеатра и заканчивая завравшимися святошами и наглыми телеведущими…
Поклонники знаменитого долгоиграющего киносериала «Полицейская академия» без труда вспомнят психованного панка по имени Зед, который сначала был злодеем, а затем удачно вписался и в без того придурочную команду копов. Для актера Боба Голдтуэйта сиквел «Полицейской академии» стал, фактически, дебютом в кино, если не считать таковым ленту «Ответный удар», которую вряд ли кто видел. Голдтуэйт продержался во франшизе недолго, вплоть до пятого фильма, когда сериал покинули основные игроки, включая Стива Гуттенберга (сержант Махоуни).
Первый режиссерский опыт Боб получил в начале девяностых, когда снял самого себя в грустной комедии «Клоун Шейкс». В нулевых Голдтуэйт окончательно забросил актерское ремесло, изредка озвучивая мультики, и полностью переключился на работу за камерой, активно работая на телевидении. «Боже, благослови Америку» — это, можно сказать, его первая полноценная полнометражная постановка после «Клоуна Шейкса» и первая картина, сумевшая пробиться в широкий прокат. Если не на родине, то хотя бы у нас, в России.
Безусловно, вдохновение создатели черпали в культовых образчиках жанра, среди коих «Бонни и Клайд» Артура Пенна и «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна. И там, и здесь не очень благородные, но народные «мстители» совершают аморальные действия и чудовищно жестокие убийства во имя собственных понятий о нравственности. В этом плане ленту Голдтуэйта с «Прирожденными убийцами» роднит и тесная связь с влиянием на общество СМИ и телевидения, которые, с одной стороны, клеймят серийных убийц, а с другой — превращают их в некий бренд, кумиров поколения.
И тем не менее «Боже, благослови Америку» — это не социальный протест, а неприкрытый стеб. И если Бонни и Клайд были связаны любовными узами, а герои Стоуна в исполнении Вуди Харрельсона и Джульетт Льюис представляли собой брутальную парочку отморозков, то Фрэнк и Рокси — случайные попутчики, коих роднит лишь тихая ненависть ко всему, что их не устраивает в современном мироустройстве. Один — тюфяк, которого шпыняют все, кому не лень. Другая — трудный подросток, протестующая в силу гормональных и возрастных причин. Их союз столь же взрывоопасен, сколь и шаток при появлении на горизонте первых признаков разночтений в целях их совместного рейда супротив «вселенского зла». Они даже толком не могут определиться, против чего и кого они восстали, и мечтают укокошить всех, начиная от людей, «дающих пять», и заканчивая теми, кто забывает выключить мобильный во время киносеанса.
Впрочем, там где заканчивается пародия, без труда улавливаются прописные истины. О том, что наглость — второе счастье, что заставляет слабых терпеть унижения от беспринципных и бессовестных соседей, коллег и незнакомцев. О том, что современное телевидение — это клоака, вобравшая в себя все возможные виды грехопадения. Развлекательная и поучительная миссия СМИ уже давно уступила место смакованию насилия, которое подается населению в различных дозах — от новостей, детально расписывающих очередное убийство или катастрофу, до бесконечных сериалов и телешоу, в коих собираются различные фрики, дабы похвастаться своими девиациями.
Увы, лента не стремится копнуть вглубь, хотя некоторые монологи Фрэнка метко бьют не в бровь, а в глаз. Проблемы современного общества, наслаждающегося собственным падением в бездну, поданы намеренно поверхностно, чтобы, не дай Бог, не вызвать у прокатчиков и зрителей приступа отторжения. Последний же неизменно происходит, когда речь идет об очередной чернухе, коей и в реальной жизни — хоть лопатой разгребай. Посему большая часть фильма — это неприкрытый стеб, очень черный юмор, позволяющий дистанцироваться от проблем окружающей действительности настолько, насколько необходимо для вхождения в прокатную сетку и получения рейтинга R. Перегни Голдтуэйт планку — и он бы неминуемо скатился в трэш наподобие недавнего «Бомжа с дробовиком», в котором кишок и кровищи намного больше, чем здравого смысла. Хотя и в том, и в другом сюжете фигурирует одинокий борец с несправедливостью, взявшийся за оружие.
Посему искать скрытый подтекст здесь и нужно, и не нужно одновременно. То бишь, не стоит видеть в «Боже, благослови Америку» лишь открытый призыв хвататься за пушки и мочить ближних за то, что они паркуются на газонах или громко слушают музыку по вечерам. С другой стороны, накал страстей таков, что-то и дело на улицах мегаполисов возникают психи, способные за короткий промежуток времени вписать свое имя в историю утопающей в собственном дерьме цивилизации. Сегодня этот придурок с ножом или пистолетом вам незнаком, а завтра им может оказаться ваш тихий сосед по лестничной площадке, коему нагрубили в магазине или наступили на ногу в метро.
Голдтуэйту, конечно, виднее, что там творится на родине биг-маков, но в эпоху глобализации многие проблемы становятся общим достоянием. И если Бог не благословит Америку, из недр которой, что греха таить, прет немало гадостей, то и остальным территориям остается лишь искать спасение за очередным «железным занавесом». Ибо вот такие вот Фрэнки, хорошо это иль плохо, несут в массы совсем не те идеи об «очищении». Прообраз душегуба Брейвика забавен лишь до тех пор, пока он существует на бумаге. Что-то подсказывает, что в той же Норвегии картина Боба популярностью пользоваться не будет.
Отлично, все по теме. P.S. - супер!
Согласен с Эдуардом, мне тоже при просмотре вспомнился фильм "С меня хватит", который я посмотрел со значительно бОльшим удовольствием.
"Грудастая секретарша" - Евгений, Вы несколько перегнули палку. У читателей может сложиться совсем другой образ, чем показан в фильме.
Мне было непонятно, чего это главный герой смотрит телевизор и засыпает под него. Проснулся - телевизор работает. А потом берется за пистолет и наводит порядок. "А судьи кто?"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Классное кино,на одном дыхании смотрится
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сюжет уже был обыгран в фильме "С меня хватит!" с Дугласом в главной роли. К подобным героям, которых достали, поневоле проникаешься сочувствием и пониманием.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эдуард Ермоленко, у Джоэла Шумахера, конечно, сюжет несколько другой, но Вы правы, в целом героя Майкла Дугласа и героев "Боже, благослови Америку!" роднит "внезапное просветление" и тяга к искоренению несправедливости своими руками.
0 Ответить