Алексей  Анисимов Дебютант

Воспитание юного артиста. Каким должен быть имидж?

Мир меняется с пугающей скоростью. Такое ощущение, что в 21 веке земля стала набирать обороты, двигаясь вокруг солнца. Шестнадцатилетняя молодёжь считает себя уже взрослой, дети с первого класса начинают рассуждать о взаимоотношении полов с такой умудрённостью, что родители хватаются за головы.

Losevsky Photo and Video, Shutterstock.com

Если вчера детскими песнями считались произведения, написанные в стиле «Чунга-Чанга» и «Пропала собака по кличке Дружок», то сегодня дети на фестивалях спокойно исполняют песни в стиле «love-story», и это не вызывает у нас культурного шока. Мы смирились с этим. Что делать, если теперь юному поколению не интересно петь про оранжевых верблюдов. Ну, а раз ребёнок выбирает для своего номера песню из взрослого репертуара, то и имидж у него должен быть соответствующий — так думаем мы, начиная готовить юного исполнителя к выходу на сцену.

Точно так вместе с нами думают и педагоги по вокалу, и руководители хореографических коллективов, если их подопечным приходится выполнять роль подтанцовки у такого исполнителя. Но вот ведь в чём парадокс: умный зритель в большинстве своём воспринимает маленьких артистов в образе юных «леди» и «денди» неоднозначно, с большой долей негатива, а эти самые быстро повзрослевшие маленькие артисты ни в какую не соглашаются возвращаться к детскому репертуару прошлого века. И что же в таком случае делать родителям и педагогам юного дарования — бороться с этими желаниями исполнять «взрослые» песни и танцы, заставляя петь про каникулы и цветочки, или махнуть на эту проблему рукой, в надежде на то, что время само всё расставит по местам? Как говорится, «Имидж — это всё…»

Но, может быть, прежде чем махать руками, стоит разобраться — что такое имидж? Мы привыкли к этому термину, но не вполне понимаем, в чём заключается его сущность. Одевая юных исполнителей в неоднозначные костюмы и нанося на лицо килограммы косметики, мы на самом деле создаём нашим талантливым детям имидж или просто-напросто лепим из них глупую неестественную маску? Но ведь, как известно, маски очень быстро прирастают к лицу…

Специалисты дают такое определение: имидж — это определенный образ, при котором личность, его «Я», представляется окружающим, подчеркивая сильные стороны и скрывая недостатки. Имидж есть то, что позволяет зрителю отличить одного исполнителя от другого, являясь при этом одним из основных инструментов конкуренции.

Увы, в наше время дети с первого же выхода на большую сцену становятся активными винтиками огромной машины под названием конкуренция. И хотим мы или не хотим, но желание быть лучше остальных будет инстинктивно подстёгивать и вас, и вашего малыша к тому, чтобы создать на сцене такой образ, который станет выделять его в лучшем свете. Конечно, шить экстравагантные костюмы и рисовать ему выразительное лицо на первом этапе будете вы, а нести этот образ придётся ребёнку. Но ведь как важно в этом периоде становления ребёнка как личности донести до него понятие того, что имидж артиста — это не только лицо, пластика и костюм.

 — А что ещё? — наверняка спросят многие. Давайте в этом разбираться.

В эстраде под имиджем понимается «сценический образ» солиста или эстрадного коллектива — неважно какого жанра. Имидж для любого артиста является естественным воплощением неповторимой творческой индивидуальности. Имидж создается специально с помощью одежды, грима, мимики, жестов, походки самого артиста, а также тех, кто его сопровождает.

Сейчас я вам открою тайну, о которой вы, скорее всего, и не знаете. Специалисты, которые исследовали природу имиджа, пришли к выводу, что существует четыре измерения имиджа. Первый — визуальный имидж, то, что сразу бросается в глаза, внешний образ артиста: его одежда, обувь, аксессуары, прическа, украшения, а также манера поведения, мимика, жесты. Обычно только над этим и работают наши родители с педагогами за кулисами и в репетиционных классах. Но есть ещё и второе измерение имиджа — так называемый вербальный имидж, который определяется культурой общения. Как у ребёнка построена речь, как он говорит, когда у него берут интервью?

А ещё существуют контекстный имидж — круг общения, среда, где проводит время артист, и событийный имидж — его репутация. Ведь мало быть крутым исполнителем на сцене, надо ещё, чтобы и в обычной жизни артист соответствовал своему статусу. Обратите внимание на то, как заботятся уже состоявшиеся артисты о том, что о них пишет пресса. Они всячески оберегают свой имидж, не допуская журналистов в те области своей жизни, где реальности не соответствуют сформированному образу.

Так что, прежде чем оправдывать появление юного дарования на сцене в странных одеяниях — чулочки на подтяжках, декольте и ярко напомаженные губы до ушей — емким словом «имидж», нужно задуматься: а в ту ли сторону вы двигаетесь. И, может быть, пока молодой исполнитель не сформировался как личность, стоить погодить с его имиджем, дабы не навредить, и при создании «сценического образа» отталкиваться от его уникальности. Ведь при отсутствии уникальности даже сформировавшийся имидж воспринимается как неполный, незавершенный. Это не портрет живого человека, а шаблон, заготовка, нуждающаяся в «дописывании», «прорисовывании» индивидуальных черт. В общем, получается маска, а не имидж.

Кто-то воскликнет: «Господи, как всё усложнено! Ведь у моего ребёнка это просто игра такая — в артиста! Нужно относиться к этому проще». Увы, в данном случае применима поговорка «Простота — хуже воровства». Это ведь только ребёнок считает, что он имеет полное право самостоятельно двигаться в любом направлении. И пусть он так считает, пока у него за спиной стоим мы — умудрённые жизнью взрослые родственники, которые не позволят ему наделать много глупостей. И когда он хочет двигаться в сомнительном направлении, мы должны отвести его от этого опасного пути. Мы должны помнить, что вкус наших детей формируем именно мы, а за дурновкусие расплачиваться будут они — наши прекрасные дети, которым мы желаем только счастья.

И чтобы не наделать бед, нам нужно научиться смотреть на наших детей не только глазами родных людей, но и глазами посторонних — умных критиков, вменяемых стилистов и мудрых психологов. Это, конечно, непростая задачи, но кто говорил, что воспитывать детей — это просто?

Обновлено 8.11.2012
Статья размещена на сайте 19.10.2012

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Очень правильная статья. Как правило, жизненный путь "звездных" детей, в отличие от детей артистических и цирковых семей, очень печален.
    Но как родителям хочется погреться в лучах славы своих детей, причем, чем раньше, тем лучше.

    Оценка статьи: 5

  • Алексей Анисимов, очень нужная статья. Почти всегда путь "звездных" детей, в отличии от детей артистических и цирковых семей, бывает очень печален. Но многим родителям очень хочется погреться у огня "гениальности" своего ребенка. Причем чем раньше, тем лучше.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий скрыт
    • Александра Неженцева, спасибо вам за комментарий! Вы подметили самое главное - современные родители не понимают и не представляют, что воспитание детей - это не просто "накормить, одеть и создать условия для безбедной и весёлой жизни своих детей". Великая традиция воспитания в детях моральных и духовных ценностей полностью разрушена. Родители теперь смотрят на своё чадо как на живую куклу а не как на будущую личность. Но это уже новая тема для статьи... Очень грустная тема...