• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Геннадий Безруков Профессионал

Тайна слова. Будет ли она разгадана?

Евангелие от Иоанна начинается словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, И Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». Великая тайна слова существует столько же, сколько и слово.

Vladyslav Morozov, Shutterstock.com

Даром божьим считали все религии мира слово, и дар этот человек получает от жизни при своем появлении на свет. О происхождении языка большинство людей никогда не задумывались, но и те, кто посвятил этому жизнь свою, тоже не смогли разгадать одну из величайших тайн — тайну происхождения языка.

Версий и теорий о его происхождении всегда высказывалось много. При этом ни одна из высказанных версий до сих пор не нашла своего научного подтверждения, ибо сама история возникновения языка уходит корнями в непроглядный мрак веков, который не рассеет ни одна пытливая мысль. Мысль эта может вместе со своим носителем пытаться бродить темными подземельями истории, пытаясь осветить разумом темные переходы и закоулки. Попробуйте сами для удовлетворения собственного любопытства, в случае его наличия, конечно, проникнуть внутренним взором в беспроглядную глубь веков и постараться увидеть там некие намеки на историю возникновения слова.

Предположений разных о том, как оно возникло, всегда много. Среди них самым, пожалуй, первым было предположение о божественном происхождении слова, и это предположение никем так и не опровергнуто. Между тем любопытное человечество не чувствует себя удовлетворенным этим, а поэтому выдвигаются предположения о том, что слово — это порождение инстинктов человека, выражавшихся в звуках; сторонники звукоподражательной теории считают, что слова могли появиться в результате того, что человек пытался подражать звукам природы, а эти звуки сложились в слова; есть теория происхождения слова из отдельных междометий, произносимых человеком в различных жизненных ситуациях; существовала теория социального договора о том, что люди, возможно, договорились, как произносить то или иное слово. Существуют теории космического происхождения языка.

Ответа на вопрос о том, как звучали первые звуки, никто и никогда не узнает. Возможно, они походили на звуки, издаваемые младенцем, среди этих звуков в основном были гласные звуки, похожие на те, которые человек издает, подражая голосам животных или звукам природы. Думается, что те первые звуки были проявлением простых человеческих чувств голода, страха, наслаждения. Ни один человеческий язык не может обойтись без гласных и согласных. В словах и грамматических формах, а также в синтаксисе находит свое отражение душа народа. В слове закреплены результаты многовековой познавательной деятельности людей, а без слов невозможны выражение и передача понятий и представлений. Слову присуща смысловая устойчивость, а это позволяет использовать его для наименования новых явлений действительности и может служить фактором словесного творчества.

С самого начала слово было орудием человеческой деятельности, но при этом всегда сохраняло элемент некой таинственности, требовало к себе бережного отношения и обращения. Всегда существовали слова священные, которые нельзя было произносить без надобности, вне связи с теми обрядами и тайными действами, которые эти слова сопровождали.

Волшебная сила слова заключается в способности вызывать представления и образы. Слова, заключенные в заклинания, таинственны и небезопасны, как правило, они подвластны только людям, наделенным тайными знаниями и умениями.

Любая птица, растение, животное или предмет неорганического мира становятся чем-то конкретным и понятным только тогда, когда получают имя, которое вырывает их из небытия и безымянности, делает ощутимым и значимым. Как известно, жизнь не терпит предметов, оторванных от реальности. Называть же проявления сущего, в каком бы виде они ни выступали, одним словом «это» — признак убогости сознания и косности языка.

Тайна рождения человеческой речи, думается, не станет известной никогда. Во мраке пещер, где скрывались первые люди, на стенах сохранились разные изображения. Стены пещер слышали когда-то заклятия и призывы, тайные заклинания на счастливую охоту и удачную рыбалку, там рождались примитивные молитвы и первые песни. Там же можно увидеть и изображения человеческих фигур. Кажется, что волшебство первых слов таится именно там, в таинственных и потаенных местах, скрытых от глаз наших современников. Именно стены пещер стали первыми стенами, на которых человек стал запечатлевать виденное и воображаемое, пытаясь передать свои знания и эмоции другим поколениям. Желание поделиться рождало звуки, складывающиеся в слова, слову всегда сопутствовали жесты и движения тела, считавшиеся обычным явлением.

Память, как и слово, дается человеку при рождении, сопровождает его всю жизнь. Человек, рожденный жить в быстротечности мгновений сегодняшнего дня, быстро меняющихся и преходящих, всегда был в плену желания сделать бессмертными наиболее интересные явления и предметы своей жизни; рисуя на стенах пещер, он наделял бессмертием спутников своего первобытного существования — сородичей и животных, таинственных пришельцев в шлемах, похожих на скафандры.

Наскальный художник делал в то время то, что делает сейчас художник слова: он способствовал обеспечению существования в будущем тому, что было бы обречено на безмолвие, безвестность. Знаете же вы известную фразу: «Человек живет, пока его помнят». Перефразировав ее, можно предположить, что пока люди будут помнить, благодаря написанному, о происшедшем, но прошедшем, оно будет существовать. И первобытный наскальный художник, и художник слова служили и продолжают служить памяти жизни.

Статья опубликована в выпуске 17.02.2013

Комментарии (20):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • К сожалению, в статье не освещены практические данные изучения человеческой речи. Например, все младенцы издают звуки, которые входят в языки народов мира, и лишь потом оставляют в своей речи те, которыми пользуются родители.

    Самое удивительное, это скорость, с которой ребенок овладевает словом. Причем, любой расы и этноса. А вот генетически близкие к нам приматы, даже выросшие с людьми, человеческую речь не осваивают. Хотя и понимают очень многое.

    Также, как мы не можем осознать себя, не отделяя себя от общества, не видя других людей, также и человечество не поймет суть своего языка, не изучив язык других существ. Но такой важнейший вопрос также не упомянут в статье. Ведь "речь" животных может стать ключом и к речи человека.

    Пишу, слушаю мнение своей кошки о статьях, компьютерах и людях. И, знаете, очень выразительное мнение. Ещё бы словарик с кошачьего на русский.

    В целом, хотелось бы, чтобы про "Слово" говорили сухо, ново, по делу, а не топили его в словах.

  • Понаблюдайте за младенцами и эта тайна прояснится.

  • Эдуард Гулевский Эдуард Гулевский Читатель 17 февраля 2013 в 18:19 отредактирован 17 февраля 2013 в 18:21 Сообщить модератору

    Изначально библейский текст несет в себе искажение. В начале была мысль. А слово, это всего лишь низковибрационная оболочка мысли являющаяся одной из сигнальных систем плотного плана. Достаточно мощная, но только в среде низких вибраций. У Бога, как у высшей энергетической сущности, слов просто не может быть. Как из чистого огня не рождаются камни.

  • Хорошая, добротная статья. Прочитал с любопытством. На мой взгляд, в тексте многовато пафоса, который не помогает раскрыть исключительно сложную тему, за которую Вы взялись. Тем не менее, сам факт того, что Вы написали эту статью, вызывает уважение.
    Теперь, собственно, комментарии к тексту.

    Даром божьим считали все религии мира слово
    Порядок слов просто ужасен. Он буквально опрокидывает и мешает продолжить чтение.

    Среди них самым, пожалуй, первым было предположение о божественном происхождении слова, и это предположение никем так и не опровергнуто.

    Ну, почему же не опровергнуто? Вы же сами чуть выше пишете: «Версий и теорий о его происхождении всегда высказывалось много».

    выдвигаются предположения о том, что слово – это порождение инстинктов человека, выражавшихся в звуках; сторонники звукоподражательной теории считают, что слова могли появиться в результате того, что человек пытался подражать звукам природы, а эти звуки сложились в слова; есть теория происхождения слова из отдельных междометий, произносимых человеком в различных жизненных ситуациях; существовала теория социального договора о том, что люди, возможно, договорились, как произносить то или иное слово. Существуют теории космического происхождения языка.

    Ни одно из этих предположений не опровергает ни одного другого. Более того, все они кажутся неотъемлемыми составляющими общего процесса появления праязыка, из которого впоследствии развились все языки мира.

    Слову присуща смысловая устойчивость,

    Опять же, смотря на каком отрезке времени. Смысловая нагрузка слова часто существенно меняется и со временем, и с появлением новых технических устройств или физических и философских понятий. На больших временных отрезках говорить о смысловой устойчивости слов не совсем корректно.

    Любая птица, растение, животное или предмет неорганического мира становятся чем-то конкретным и понятным только тогда, когда получают имя, которое вырывает их из небытия и безымянности, делает ощутимым и значимым.

    С этим трудно согласиться, хотя с точки зрения человека это, наверное, так. С другой стороны, какое дело, например, орлу, как называется конкретный, понятный, ощутимый и значимый для него заяц, на которого он пикирует? Или безымянному зайцу, который через мгновение станет ощутимой и конкретной пищей орла?

    Как известно, жизнь не терпит предметов, оторванных от реальности.

    А разве такие есть? Разве отсутствие имени или названия предмета делает его нереальным? Вовсе нет. Реальность включает в себя все предметы и понятия без исключения, независимо от наличия или отсутствия у них названия.

    Тайна рождения человеческой речи, думается, не станет известной никогда.

    Это смотря с какой степенью приближения ее рассматривать. Многие детали, разумеется, ускользнут, однако общие тенденции и пути развития языка, скорее всего, выстроятся в довольно чёткую семантическую последовательность с необходимыми связями между его составляющими. Как, к примеру, волновая и корпускулярная теории света не противоречат друг другу, а только дополняют.

    Оценка статьи: 4

  • Слова, заключенные в заклинания, таинственны и небезопасны, как правило, подвластны только людям, наделенным тайными знаниями и умениями.


    Дальше можно не читать. Малоосмысленная жвачка.

    • Уважаемая К. Ю. Старохамская! А я Вас и не приглашал к прочтению! А по поводу "жвачки", то это, как для кого, для кого еда, а для кого-жвачка. Да и насчет осмысленности,- в жвачке ее, конечно, нет. Осмысленность - для думающих и мыслящих, а не для жующих жвачку!