Дьявольщина в кинематографе всегда имела свою нишу, однако до конца шестидесятых подобные картины серьезных успехов в кинопрокате не добивались, уплотняя категорию малобюджетных триллеров и ужастиков. В 1969 году на широкие экраны выходит «Ребенок Розмари» Романа Полански, ознаменовав новый виток интереса к тематике.
Вслед за ним Уильям Фридкин будоражит общественное мнение своим жестоким и натуралистичным триллером «Изгоняющий дьявола» (1973). Апофеозом же этого «дьявольского бума» стала картина американца Ричарда Доннера «Омен», породившая целый киносериал, повествующий о воцарении Антихриста на Земле.
…6 июня 1966 года в семье американского посла в Риме, Роберта Торна (Грегори Пек), произошло горе: его любимая жена Кэтрин (Ли Ремик) не сумела родить супругу первенца. Понимая, что для жены весть о мертворожденном сыне станет ударом, Торн соглашается на буквальную «сделку с дьяволом». По наущению «заботливого» священника, отца Спилетто, он совершает подлог и усыновляет неизвестного младенца, чья мать умерла при родах в ту же ночь.
С тех печальных событий минуло пять лет. Торна повысили до должности посла в Великобритании, где он и проживает вместе со своей женой и малолетним сыном Дэмиеном. До некоторых пор ничто не предвещало неприятностей, однако вскоре счастливое семейство Торна окутывает зловещая аура. Сначала нянечка Дэмиена, дабы «порадовать» хозяйского сына, выбрасывается из окна с петлей на шее, затем самого посла начинает преследовать странный священник Брэннан, недвусмысленно намекающий Торну, что его сын — порождение Сатаны.
Разумеется, Роберт Торн — адекватный человек, иначе бы не занимал столь серьезный руководящий пост. Но после нелепой смерти «буревестника» Брэннана и несчастного случая с супругой, посол начинает сомневаться. Его опасения разделяет и частный фотограф Дженнингс, на снимках которого вокруг будущих жертв невероятным образом проявляются зловещие предвестники смерти. Вместе с фотографом Торн отправляется в Рим, чтобы узнать правду об усыновлении Дэмиена и найти могилу его матери…
Без всякого сомнения, фильм Ричарда Доннера за прошедшие с премьеры годы нисколько не устарел. Более того, в связи с ширящимися в массах апокалиптическими настроениями, классическая лента по-прежнему привлекает зрителей своей неповторимой атмосферой.
Многие пытались повторить успех Доннера. Сюда входят и продолжатели франшизы (всего киносериал насчитывает три официальных сиквела и один ремейк 2006 года), и бесчисленные подражатели. К сожалению, ибо теряем в этом случае только мы с вами, никому не удалось создать столь же пугающий эффект. Пожалуй, единственная лента, хотя бы вполовину сумевшая вызвать у зрителя схожее настроение — это мистический триллер Тейлора Хэкфорда «Адвокат дьявола» (1997).
В отличие от своих предшественников, «Омен» — произведение оригинальное. В то время как «Ребенок Розмари» базировался на одноименной книге Айры Левина, а в основу «Изгоняющего дьявола» лег роман американского писателя Уильяма Питера Блэтти, сценарий «Омена» писался с нуля. Его автором является Дэвид Зельцер, для которого «Предзнаменование» (именно так буквально переводится Omen с английского) стало самой успешной работой в кинокарьере.
Зельцер уместил в своем сценарии сразу несколько жанров, однако картина получилась очень целостной и гармоничной. Внешне «Омен» представляется собой мистический триллер в лучших традициях европейского кино и Альфреда Хичкока со всеми необходимыми составляющими: цитаты из Библии, религиозные культы, одержимые персонажи и сверхъестественные происшествия.
Ближе к середине лента превращается в настоящий детектив, когда посол и его невольный помощник Дженнингс (фотограф сам заинтересован в расследовании истины, ибо на его фото обнаружились те же странные и страшные метки) отправляются в Италию, чтобы выяснить истину о происхождении Торна-младшего.
И в то же время, несмотря на всю запутанность и зрелищность истории, авторы не просто рассказывают развлекательную сказочку, а превращают фильм в настоящую драму об отце, который вынужден убить собственного сына во спасение безликого человечества.
Несомненной удачей является тот факт, что на главную роль в «Омене» пригласили легендарного Грегори Пека. Впрочем, актер и сам был крайне заинтересован в своем участии. Ради этого он прервал свой «отпуск» (Пек почти пять лет отдыхал от работы в кино) и даже согласился на серьезное снижение гонорара. Правда, предусмотрительно подписал контракт на получение 10% от сборов, что в итоге сделало эту роль для Пека одной из самых высокооплачиваемых за всю карьеру.
Лауреат «Оскара» («Убить пересмешника») привнес в картину необходимый уровень достоверности и создал запоминающийся образ. Для сравнения, вспомним ремейк 2006 года, где Роберта Торна сыграл Лив Шрайбер, исполнитель талантливый, но не хватающий звезд с неба. Комментарии излишни.
Отдельно стоит отметить работу оператора, монтажера и композитора. Снимавший фильм Гилберт Тейлор был позаимствован автором у того же Полански: оператор трудился над «Отвращением», первым фильмом «квартирной трилогии», куда также входит «Ребенок Розмари». Его неторопливый стиль, длинные, статичные планы делают значительный вклад в напряженную обстановку фильма, создавая у публики ощущение тревоги.
Монтажер Стюарт Бейрд, позднее сотрудничавший с Доннером в «Супермене» и «Смертельном оружии», великолепно нагнетает саспенс, давая сто очков вперед всем нынешним хоррорам с их дешевыми трюками и неожиданными пугалками из-за угла. О многом говорит и то, что опыт Бейрда используется до сих пор: его уверенный стиль чувствуется в постановке лент бондианы «Казино Рояль» и «007: Координаты «Скайфолл».
Еще один профессионал экстра-класса, композитор Джерри Голдсмит, отвечал за написание музыкальной темы к фильму. Эти надрывные хоровые напевы, проговаривающие слова на латыни, покажутся вам знакомыми, ибо оскароносный саундтрек (а в особенности песня «Ave Satani») был быстро растиражирован. Аналогичные мотивы с тех пор используются во всех популярных демонических ужастиках.
Успех фильма, как и ожидалось, спровоцировал появление продолжений. Сиквел под названием «Дэмиен: Омен 2» вышел уже спустя два года, однако от атмосферы таинственности оригинала не осталось и следа. Не помогла проекту ни ставка на узнаваемые персонажи, ни уже проверенная временем музыка Голдсмита. И хотя финансовые результаты «Дэмиена» по-прежнему порадовали продюсеров, зритель в большинстве своем был разочарован.
Третий фильм с заголовком «Омен III: Последний конфликт» (1981) удался во многом из-за присутствия в кадре англичанина Сэма Нила, коему досталась роль взрослого Дэмиена — Антихриста. В том числе над финалом трилогии в качестве продюсера работал и сам Доннер, не позволивший испоганить концовку.
На этом история «Омена», увы, не закончилась. В 1991-м для телевидения был снят дешевый и совершенно ненужный фильм «Омен IV: Пробуждение», якобы продолжающий историю после смерти Торна-младшего — коммерческая и откровенно дурацкая поделка.
Что касается ремейка 2006 года, то он был создан также исключительно ради денег, коих он собрал свыше ста миллионов. Но это совсем другое кино — безыскусное и глянцевое.
И я прочитала с большим интересом. А сам фильм хорошо помню, смотрела его раза три, а самый первый раз - ещё в советское время, в конце 80-тых, дома по видеомагнитофону. Произвёл огромное впечатление!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Может и не знал, но жути нагнал! Чего стоят одни глазищи черные!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прочитала с огромным интересом. Мне очень нравился и этот фильм, и эта книга. Правда мальчика, который играл Омена, я больше не видела в других картинах.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Татьяна Черных, Во-первых, книга, если и есть, была написана позже, то есть по мотивам фильма. Во-вторых, мальчик играл не Омена, а Дэмиена. Кстати, актер Харви Стивенс, коему тогда было тоже 5 лет, как и герою, понятия не имел, что снимается в ужастике. Мальчику такие новости не сообщали. Стивенс к тому же засветился и в ремейке 2006 года, но в эпизодической роли репортера.
0 Ответить
Евгений Жарков, книга есть, издавалась и переиздавалась, на русском языке роман называется "Знамение", написан после выхода фильма, автор - сам сценарист "Омена" Дэвид Зельцер. Вот только оригинал не находится, возможно, это просто русский перевод сценария.
0 Ответить
Марианна Власова, точно! "Знамение"... официального издания книжки читать не довелось, но читала в журнале "Смена"... каждый выпуск ждала и аккуратно странички подклеивала к предыдущим, вот и получилась своя книжка Спасибо, приятные воспоминания навеяли
Оценка статьи: 5
0 Ответить