Сложно сказать, какие бонусы это ему принесло. Конечно, Триумф император получил, вроде как сподобился войти в число великих полководцев. Но Триумф — мероприятие разовое. Проехать гордо в колеснице по Риму — оно приятно, и что? А может, и правда — не очень-то крепко сидевший на троне Клавдий сумел таким образом завоевать некоторый авторитет и продержаться ещё одиннадцать лет, пока любимая супруга грибами не отравила.
Римский бомонд к завоеванию Британии отнёсся как-то индифферентно. Летописцы — вообще пофигически. На описание придворных интриг им многих тонн папируса не жалко, а о Британской экспедиции рассказать по-человечески — не сподобились.
Ну, это у них в крови, не единственный случай. Если бы не было у Цезаря литературных способностей и творческого зуда, что бы мы сейчас знали о Галльской войне?
К счастью, одним из легионов, покоривших Британию, командовал Тит Флавий Веспасиан. Через двадцать шесть лет он стал императором, и придворные историки просто обязаны были описать подвиги, совершённые Веспасианом в молодые годы. Тут, правда, есть свой нюанс — на фоне славных деяний Второго Августова легиона вся остальная римская армия как-то бледновато выглядит. Но что есть, то есть, и на этом спасибо.
Лет через сто пятьдесят Дион Кассий Кокцеан задумал написать «Римскую историю» в восьмидесяти томах. Он более подробно на завоевании Британии остановился, чем его предшественники, какие-то источники всё же сохранились, наверное. Многое Дион Кассий прояснил, но что-то ещё больше запутал.
Историки современные согласны со следующим:
- дело было в 43 году;
- в Британской экспедиции участвовало четыре легиона (поимённо);
- командовал Аулус Плаутиус (Авл Плавтий);
- римский флот отплыл с континента;
- римляне высадились где-то на юге Острова;
- было сражение на реке Медуэй, римляне победили;
- Второй Августов легион осадил какие-то силы бриттов на Холме Девы (Maiden Hill) и жестоко их разгромил.
Во всём остальном историки друг другу противоречат.
Был бы полный кавардак, но британский офицер Дэвид Генри Янг скрупулёзно прошёлся по узловым точкам и восстановил более-менее адекватную картину. Сэр Янг тоже не все подробности раскопал, и вообще его исследование называется «Веспасиан и завоевание римлянами Южной Англии», то есть, опять же, в общем и целом — боевой путь Второго Августова. Всё равно — спасибо огромное.
Как-то предисловие затянулось. Пора уже и к самой истории.
Серьёзно так завоевать Британию собирался ещё Гай Цезарь Калигула. При нём где-то в окрестностях Булони был построен высокий маяк. С таким расчётом, чтобы римский флот, следуя строго на север от маяка, оказался как раз в месте, предназначенном для высадки десанта. Всего надо было преодолеть километров шестьдесят, а до берегов Британии — около тридцати пяти, какую-то часть пути (треть?) римляне могли видеть этот маяк у себя за спиной.
Калигула был убит в начале 41, не успел.
Новый император дело своего племянничка решил продолжить. Во-первых, Клавдию хотелось прославиться ратными подвигами. Ну, не то чтобы просто хотелось — он рассчитывал, что громкая победа укрепит его власть, приструнит недовольных, заставит притихнуть мятежников.
Во-вторых — богатства Британии. Уже были практически истощены серебряные рудники в Испании, а британские — ещё толком не начаты. Список — сколько всего было полезного на Острове — впечатляет. Железо, свинец, олово, медь, шкуры. Плюс мало освоенные сельскохозяйственные угодья. В перспективе — рабы. В качестве бонуса — те же дрессированные охотничьи собаки. Всё это, конечно, и так доставлялось в Рим, торговые пути были накатаны. Государство получало таможенные пошлины. Но чем покупать — лучше же просто захватить. Сразу и много.
В-третьих — это, правда, уже повод, а не причина — Верика. В Рим регулярно прибывали обиженные британские вожди с жалобами на соседей и просьбами о помощи. Где-то в 41 заявился и Верика, изгнанный рекс атребатов, чьи владения были захвачены катувеллаунами. Но это, как уже говорилось — чисто повод, чтобы придать экспедиции какую-никакую легитимность. Не вторжение агрессора, а миротворческая операция по восстановлению законности.
Римская армия, предназначенная для вторжения, насчитывала около сорока пяти тысяч человек. Четыре легиона (штатная численность каждого — около 5200) плюс союзники — батавы и фракийцы.
Тут очень запутанный вопрос, кто каким легионом командовал и как вообще распределялись функции. Логичным выглядит такой расклад.
Главком — Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик. Понятное дело, чисто номинально. Потом император в Британии всё-таки зарисовался, чтобы иметь право на Триумф, но в первом этапе вторжения и в реальных сражениях участия не принимал.
Заместитель главкома и легат IX Испанского — Авл Плавтий Сильван. Реально он всей операцией и командовал. Возраст — около 38 лет.
II Августов легион — Тит Флавий Веспасиан, это абсолютно точно. В 43 Веспасиану было 33 года.
XX Валериев Победоносный — Тит Флавий Сабин, старший брат будущего императора, 35 лет.
XIV Близнецов легион — им вообще пацан командовал, двадцатитрёхлетний Гней Ходизий Гета.
Возраст римских генералов — не что-то из ряда вон выходящее. Юноши из сенаторского сословия часто вступали в армию в восемнадцатилетнем возрасте. И сразу на должность трибуна-латиклавия, первого заместителя легата. Тот же Гета успел уже повоевать в Нумидии, при этом прославился тем, что после его молитвы выпал нужный его воинам дождь, чего враги сильно испугались и капитулировали.
Ещё среди командиров упоминается Гай Сульпиций Гальба, также будущий император. Но как-то он в Британии не совершил абсолютно ничего, а когда армия ещё находилась в Галлии — болел. Есть основания предполагать, что Гальба назначение в экспедиционную армию получил, но реально в завоевании не участвовал.
Были и политкомиссары — даже двое.
Гней Сентий Сатурнин, бывший консул, противившийся избранию Клавдия на царство. Вроде как император с ним примирился, но, на всякий случай, услал куда подальше. Если в чём и участвовал, так только в торжественных церемониях.
Тиберий Клавдий Нарцисс, вольноотпущенник, бывший раб. Ближайший советник императора. Если бы не он, может, вообще бы ничего не получилось бы.
Вот все эти господа собрались возле Бононии (Булони) и стали готовиться к переправе.
Интересно написано. Еще хотелось бы узнать, почему Полибий после разрушения Карфагена с семью римскими кораблями не смог переплыть Ламанш.
0 Ответить